Астрология — первейший ключ к мудрости

Предисловие

Эти учения о Меркурии были переданы в Майами по просьбе динамичной группы изучающих эзотеризм. Меркурий прокладывает золотой срединный путь, благодаря которому можно просветиться и быть осуществлённым на всех планах существования, не отвергая ни одного. Путь Меркурия — пусть включения, а не исключения. Он позволяет пережить пребывание духа и материи в их центре. Он позволяет ощутить взаимодополняющую природу кажущихся противоположностей. Он также позволяет пережить то, что наверху, и то, что внизу, пребывая в их центре. Он наделяет вечным присутствием, в котором сливаются прошлое и будущее. Красоту Меркурия нельзя объяснить во всей её полноте, но даваемые здесь наставления придают учащимся импульс, достаточный, чтобы последовать золотому срединному принципу Меркурия, и осознать, пережить, и тем возрадоваться. Пусть эта книга послужит своей цели в жизни тех, кто идёт по пути к Истине.

Назначение мудрости

Мудрость, применяемая в повседневной жизни, вызывает раскрытие сознания, которое иначе заключено в пределах ментального, эмоционального и физического планов. Такова основная цель работы с мудростью. Когда мы работаем с ней, сознание человека или его осознанность раскрывается в области, которые неизвестны человечеству или скрыты от него. Наш потенциал значительно превосходит то, что мы способны переживать сегодня. Мы — чистое сознание и хранилище духа. Мы способны принести этот дух в материю и тем совершить белую магию. В основном это наша ответственность — осуществить царство божие на Земле. Есть царства красоты, света, любви и интуиции, которые через человеческую деятельность могут быть проявлены. Для того, чтобы мы могли произвести проявление воли, любви и света души, нам дано самое лучшее оборудование, называемое человеческим телом. Это оборудование состоит из ума, чувств и физического тела.

Истинный статус человека любого пола — быть алхимиком. Алхимик — это тот, кто превращает неблагородные металлы в драгоценные. Подобно тому, как в присутствии магнита кусок железа сам становится магнитом, в присутствие алхимика основная природа человека подвергается преображению, чтобы достигнуть высших аспектов человеческой жизни. Это преображение осуществляется с помощью знаний, содержащихся в писаниях, и учителя, который их передаёт. И от того, насколько хорошо знания писаний поняты и в какой мере применены в повседневной жизни с помощью учителя, зависит, насколько ощутимые преобразования произойдут в жизни человека. Вот какова цель мудрости. Мудрость даёт инструменты для такой трансформации.

Основа двух — один

Где бы ни имелось два аспекта одной концепции, там присутствуют Близнецы. Орёл и решка — части монеты. Сама монета — основа, единство, но у неё есть две стороны. Так какую же сторону монеты мы можем выбрать? Мы должны выбрать саму монету, если хотим выбрать какую-то из её сторон. Взяв монету, мы выбираем две её стороны одновременно. А пока мы пытаемся взять какую-то из сторон монеты, мы никогда не добьёмся успеха. Даже если мы распилим монету вдоль, по ребру, у каждой половины опять окажутся две стороны. Если пилить дальше — опять то же самое. Потому вы никогда не можете взять орла или решку, потому что орёл всегда несёт с собой решку. У дня всегда есть оборотная сторона, ночь. У полнолуния так же есть другая сторона — новолуние. У света есть другая сторона — тьма. Теперь представьте, насколько разумно мы поступаем, когда желаем света без всякой тьмы!

Большинство проповедников не видят Истины. Важно познавать мироздание таким, каково оно есть. Вы не можете познавать часть мироздания, не поняв и не постигнув дополняющей её части.

Где бы ни был свет, он несёт с собою и тень. Когда вы ищете свет, тень неизбежна. Аналогично у здоровья тоже есть тень — болезнь. Рождение несёт в себе смерть. Рост несёт падение. За вершиной следует долина. У высоты есть своя глубина. Узнайте, "как оно есть" и "как оно становится". Вы обнаружите перемежающиеся потоки. Отрицать одно ради другого — это невежество. Веками человек трудится ради счастья, но по шею погряз в несчастьи. Каждый начинает свой жизненный путь к счастью, но за ним следует и несчастье!

Вот почему у Адама было два разных сына: один представляет тьму, а другой — свет. Каковы их имена? Каин и Авель. Мы говорим, что Авель хороший, а Каин — плохой. Но эти два сына — не что иное, как два аспекта Адама. У небесного человека или у космического человека есть две стороны. Но абсолютный Бог не определим как свет или как тьма.

Говорится, что абсолютный Бог невыразим. Это не значит, что мы не говорим или не думаем о нём. Это лишь значит, что его нельзя объяснить словами. Фактически, абсолютный Бог — не он или она. Это оно, или То, что неопределимо и необъяснимо; оно за пределами понимания. Попадая в То, поглощаешься им, пока не выйдешь из него.

Из абсолютного Бога исходит бог творения. Он появляется путём нескольких процессов, разворачивающихся во времени, которые сейчас не являются нашей темой. Бог в творении уже мужской-женский; это основа для двуполярного вращения и творения. Он андрогинен, и у иудеев величается Адонай, у индусов — Ардханари, а у греков именуется двуполым богом. Он мужской-женский, но он один. Затем из него выходят боги и богини. Также из него вышли свет и тьма. Из него вышли змея и птица. Из него вышли ангелы и черти. Это можно наблюдать в природе — во всех проявлениях есть правое и левое. Послание Близнецов — наблюдать это и находить основу двух в едином. Меркурий помогает найти единое в двух, а также уравнять этих двух. Тот, кто обладает знанием одного в двух, может соединить два в одно с помощью знания алхимической ртути, которая называется Меркурием. Космический принцип Меркурия известен на Востоке как Нарада, а на Западе — как св. Михаил, архангел. Тот, кто осуществляет в себе Меркурий — тот осознавший человек. Он может помочь и другим осознать единое в двух и два в одном. Иерархия Учителей на космическом, солнечном и планетарном уровнях старается помочь человечеству в этом, поднять людей в более высокое состояние, которое за пределами двойственности.

Четверичность

Четырёхсторонний крест в жизни каждого дня образуется восходом, полднем, закатом и полночью. Его можно увидеть и в лунном месяце, состоящим из новолуния, восьмого дня роста Луны, полнолуния и восьмого дня старения Луны. В солнечном году его можно видеть состоящим из зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния и осеннего равноденствия. В более великом цикле времени его можно видеть в крита-юге, двапара-юге, трета-юге и кали-юге. Эти четыре юги представляют четыре меры света. Четверорукий Вишну на востоке и четырёхсторонний крест на Западе — это одно и то же. Их послание — увидьте четверичный мир и будьте в его центре. Пребывая в центре четверичного мира можно соотнестись с космическим человеком, которого на Востоке называют Вишну, а на Западе — космическим Христом. Мудрость четверична. Веды четверичны. Мир четверичен. Время четверично, а мироздание — из четырёх измерений. Всё это можно понять, научившись быть в центре двух противодействующих сил. Только через эту срединную точку можно войти в истинный храм универсальной мудрости. А для этого нам нужно узнать измерения Меркурия и научиться их практиковать.

Пифагор предоставил четыре ключа к мудрости. Это числовой ключ, звуковой ключ, цветовой ключ и символический ключ. Когда мы научимся открывать этими ключами, нам откроется вся мудрость. Замок — это сам ученик, и ключ следует применить к нему. Замочная скважина — сердце. Сердечность и сознательное применение позволяют ему открыть мудрость. Сердечность в этом контексте означает сильное стремление учиться и узнать. Затем всё узнанное нужно безошибочно применять в жизни. Знание ничего не открывает, если уже узнанное не применяется в жизни. Знание — не просто для узнавания. То малое, что уже узнано, должно применяться, чтобы получить дальнейшие знания. Применение делает возможным откровение; удачное откровение знания происходит, когда есть соответствующее применение знаний. Применение вызывает трансформацию, которая делает учащегося годным для получения дальнейших знаний. Вот как Пифагор передавал мудрость и подготовил эффективную группу пифагорейцев, которые хорошо служили на протяжении определённого цикла времени.

Образцы формируют образы

Символы — это лишь вечные образцы или классические схемы, существующие в тонкой природе. Вещи формируются соответственно этим планам. Приложение к уму этих классических планов или образцов поможет нам отрегулировать свою систему. Среди фигур и символов сфера и куб считаются совершенными. Они совершенны в том смысле, что не претерпевают переворота. Сфера остаётся той же, как бы мы её ни поместили. Аналогично и куб смотрится одинаково с любой из своих сторон. Они не выглядят иначе, будучи перевёрнуты вверх ногами или рассмотрены слева и справа. В них в равновесии верх и низ, лево и право. И они не могут попасть в положение "вверх ногами". О человеке, которого не выводит из равновесия никакая ситуация, говорят как о совершенном. Он не волнуется, не раздражается, не злится, не пугается и так далее. Он — совершенный символ человека, истинный образ Бога. Есть и другие небесные образцы и символы, такие как треугольник, пентаграмма, шестиугольник, овоид и так далее. Все они — символы, несущие регулированные энергии. Они обладают симметрией и энергии правильно составлены. Все они обычно даются человеку для медитации, чтобы отрегулировать его психэ. Когда энергии отрегулированы и приведены в систему, они склонны становиться магнетическими и лучащимися.

Вся вселенная — всего лишь энергия. И эта энергия формирует космос, солнечные системы, планетные системы и бесчисленных существ согласно плану, и согласно планам возникают все формы. В силу невежества и следующего из него неверного поведения происходят искажения этих форм. Происходит искажение по отношению к образцу. Когда план нарушен, нарушается и соответствующая форма.

Например, люди всю жизнь борются за то, чтобы выглядеть лучше, выполняя разнообразные практики, такие как посты, диеты, асаны и т.п. Но как только они прерывают практику, их старый вид возвращается. Ведь рисунок энергии не изменился. А когда он не меняется, если подвергать изменениям только форму, это не работает.

Например, если взять собаку, у которой хвост колечком, и наложить ей гипс с целью его выпрямить, то несмотря на годы в гипсе через несколько дней после его снятия хвост примет первоначальный изгиб. Потому что изгиб был в схеме собаки. Аналогично и люди, которые хотять улучшить свой внешний вид, обычно терпят неудачу, по той причине, что они нарушили изначальный план на многие годы или даже на многие жизни. Вместо манипуляций с формой мудрость велит нам отремонтировать психэ путём приложения ума к регулярной форме. Например, если медитировать на симметричной форме Иисуса Христа или Господа Кришны и на других подобных формах, обладающих симметрией и красотой, в психэ произойдут соответствующие изменения. А когда изменится психическая схема, за ней последует и форма. Регулировка в тонком вызывает нужную подстройку в грубом. Настраивать грубое — это не мудрость.

Приведём другой пример. Если вы хотите придать кубическому куску льда сферическую форму, путём высекания зубилом сделать этого не получится. В попытках сделать это лёд будет раскалываться на части неправильной формы. Вместо этого нужно растопить ледяной куб, а воду поместить в сферическую форму и заморозить. Тогда будет ледяной шар. Изменения в тонком делать легче, чем изменения в грубом. Аналогично перед строительством дома легко внести изменения в его план, по которому будут работать строители. Но когда строительство завершено, а вы захотите внести изменения по соображениям науки васту или фэн-шуя, иногда для этого может потребоваться снос всего здания. Сегодня человечество думает об изменениях столь многих образов на физическом плане, а этим усилиям не будет конца. Важно стараться внести изменения на тонком, психическом уровне.

Если человека охватывает неконтролируемый гнев, то даже если он пытается ему сопротивляться, у него не получается. Даже если мы будем его учить, что злиться нехорошо, это ему не поможет. Аналогично ревность, ненависть, гордость, предубеждение, жадность и прочие такие эмоции не изменить одной катехизацией. Тут требуется мудрое приложение мудрости. Вот где возникает потребность в мудрости.

Формы появляются согласно образцам, планам. Одни и те же планы дают одни и те же формы. Есть сознание, которое это осуществляет. У человека рождается только человек, а у льва — лев. Дерево манго даёт только плоды манго, а не кокосы. Солнечные, планетные, космические системы все возникают по определённой форме, согласно определённому плану. Всё это происходит так, как если бы управлялось разумом. Конкретный цветок каждый раз раскрывается определённым образом, имея то же количество лепестков, ту же их форму и тот же цвет.

Аналогично и человеческое тело имеет более или менее ту же форму два глаза, два уха, две ноздри, рот, язык и так далее. И образ узнаваем как человеческий. Это повторение форм и сохранение видов происходит согласно космическому разуму. Этот разум называют на Западе Великим Архитектором Вселенной, а в Ведах он называется Вишвакарман. Этот разум выдаёт формы «должным и древним образом». Он — хранитель образов. Благодаря его деятельности образы появляются по регулярному плану — манго остаётся манго, банан — бананом, а тыква — тыквой. И только у людей, хотя общий контур сохраняется, бывает много странных форм. Это не по вине Вишвакармы, а по причине злоупотребления свободной волей человеческими существами. Где бы (будь то по причине гордости или невежества) ни злоупотребляли свободой воли, психическая энергия претерпевает искажения. Из-за этого искажаются и формы. А искажённые формы порождают только искажённые формы. В человеческих телах продолжается неуклюжая тучность, пока люди не отрегулируют психическую энергию с помощью инструментов мудрости.

К этому я могу добавить, что планы образов определяются числами. Планы воплощаются в образ через звук и обретают свой цвет. Чтобы сказать «ноль», в мудрости используют образ окружности. Для трёх используют треугольник, для четырёх — квадрат, для пяти — звезду, для шести шестиугольник, для семи — треугольник над квадратом, для восьми — квадрат над квадратом. Три треугольника, наложенные друг на друга, означают девять. Ноль с вертикальной линией внутри — это десять. Числа дали эти планы образов. А приложение звука к этим планам осуществляет образы.

Это открывает горизонты мудрости. Аналогично, существует обширное знание относительно числа, звука и цвета, которое не представлено в нашем нынешнем контексте Меркурия.

Достаточно будет сказать, что мудрость ориентирует ум на эти тонкие аспекты мироздания, и занятия ими позволяют ему войти в царства тонких умов, обладающими более тонким восприятием, чем грубый ум, воспринимающий лишь плотные, видимые вещи. В этом и назначение мудрости. Люди не могут сказать, что приобрели мудрость, или даже что её изучают, пока не приобретают более тонкого восприятия. Меркурий указывает на такие тонкости и соответствующие меркуриальные способы восприятия.

Меркурий — владыка речи

Принцип Меркурия соединяет тонкое и грубое. Он посланец с одного плана на другой — будь то в восходящем или нисходящем направлении. Он делает возможными инволюцию и эволюцию. На более грубых планах он функционирует как речь. Когда речь применяется без мудрости, это вызывает конфликты. Мудрые речи гармонизируют. Немудрые речи порождают конфликт. Степень конфликта, переживаемая нами в индивидуальном и глобальном масштабах, является мерилом знаний, которыми располагает сейчас человечество. Конфликт никогда не прекращается, и потому люди предпочитают сохранять молчание. Способность речи дана человеку для использования, развития себя и окружающей среды. Она не должна храниться в запертых сундуках. Владыка речи — опять же Меркурий, и пока мудрость не приобретена, он приводит к бесконечным конфликтам через речь. Когда не знаешь, как говорить, молчание не может быть ответом. Мудрость советует нам говорить истину приятно. Тут не можешь быть неприятным — просто потому, что это истина. Аналогично, чтобы быть приятным, нельзя говорить неправду. Множество принятых в обществе выражений приятны, но не несут истину. Умение говорить истину приятно приходит из практики добродетелей. Добродетели очищают разум; а очищенный разум освобождается от манипуляции. Где нет манипуляции в уме, речь не будет манипулятивной. Манипулирующий же ум порождает только манипулятивные речи. Он не может произносить речей, свободных от этого, он не может говорить правду. Он может лишь приятно говорить неправду. Сколько бы один ни пытался говорить приятно, когда в речи отсутствует истина, такая речь не взывает к совести другого. Потому говорить правду приятно возможно лишь очистив ум с помощью добродетелей. «Да укрепит мой разум добродетель» — это утверждение мудрости, пришедшее из храмов мудрости. Мудрость даёт тонкие решения грубым проблемам.

Если у человека Меркурий в гороскопе хорошо расположен и имеет благоприятные аспекты с другими планетами, его речи обычно правдивы и приятны. Когда же Меркурий вступает в плохие аспекты, например, с Марсом или Сатурном, речи его едкие. Астрология даёт ключ к этому. Когда Меркурий в экзальтации, человек может воодушевлять людей речью. Такая речь несёт излучение и магнетизм мудрости. Аналогично, когда Меркурий поражён, человек будет распространять конфликт повсюду, где бы он ни находился. Как только он откроет рот, энергия конфликта начнёт распространяться, как лесной пожар. В астрологии мистически говорится, что на низших планах Меркурий порождает конфликт. На высших же планах он порождает гармонию. По этой простой причине об эволюции человека можно судить по качеству его речи. В хорошем аспекте с Юпитером Меркурий позволяет передавать безличные учения из высших кругов. В хорошем аспекте с Венерой он вызывает способность художественного выражения. В хорошем аспекте с Солнцем он вызывает просвещение через передачу учения. Меркурий сам по себе — нейтральная энергия. С чем бы в ассоциации он ни был, энергия этого второго преобладает. Сам по себе Меркурий подобен йогу. Его качество — нейтральность.

Люди Меркурия — лучшие дипломаты, поскольку несут в себе превосходные коммуникативные способности. Их общение в конфликтной ситуации не порождает дальнейших конфликтов, а приносит разрешение конфликта. Нейтрализуя потенциальные войны, дипломаты служат существенную службу в мировом масштабе.

Граф Сен-Жермен до французской революции нейтрализовал много войн. Он был лучшим дипломатом на протяжении XVI, XVII и XVIII столетий. Человек Меркурия — посол доброй воли и нейтрализует конфликты, поддерживая благополучие жизни в целом.

Над мыслями главенствует Юпитер, а над речами — Меркурий. Есть много благонамеренных людей и людей доброй воли, не умеющих хорошо говорить. Они не в состоянии с помощью подходящей речи передать возвышенные мысли, которые они носят в себе. Опять же есть люди, искусные в художественной речи, но не несущие мыслей Юпитера. Обычно такие люди приобретают славу ораторов. Такие ораторы воодушевляют людей магнетизмом своей речи. Но подъём этот временный. Люди месмеризируются в силу воздействия Меркурия. Но несколькими часами позже всё это вспоминается лишь как сон. Многие ораторы изливают цветистые речи и очаровывают аудиторию. Слушатели говорят: «Вот это да!», но не уносят с собою домой ничего. Но учителя, у которых Юпитер соединён с хорошим Меркурием, не только воодушевляют через речь, но и оставляют в слушателях семена, которые в конце концов прорастают, позволяя такому слушателю стать практиком мудрости.

Для тех, кто желает говорить правду и делать это приятно, Меркурий предписывает определённые шаги. Первый шаг — отойти от их теперешнего типа речи, отступив в молчание. Посвящённый Пифагор настаивал на том, что принимаемые ученики должны были три года хранить молчание. Это делалось для того, чтобы они могли отойти от своей прежней манеры говорить. Это подобно стиранию уже существующего, очищения, приведения в девственное состояние. Второй шаг — сказать несколько слов приятно и конструктивно. Выбор слов входит в первый шаг. Нужно убедиться, что произносишь верные слова, с которыми речь будет осмысленной и приятной. Второй шаг — соотнестись с мудростью и говорить. Добавление мудрости к конструктивной и приятной речи придаёт способность магнетизировать окружение. Третий шаг — это созерцать, принимать мудрость и отдавать мудрость через речь. Четвёртый шаг — не говорить просто так, ни о чём. Лучше сохранить молчание, чем говорить ради того, чтобы говорить. Пятый шаг — быть больше слушателем, чем оратором, и говорить не больше, чем нужно для передачи сути.

Таковы шаги речи, при помощи которых можно преобразить себя. Нужно быть скупым на слова. Это значит, что нужно очень тщательно подобрать верные слова, несколько слов, и передать суть, не растрачивая очень много слов. При помощи этой дисциплины можно добиться того, что ваш язык будет говорить магнетически.

После этого язык дисциплинируют произнесением определённых мантр и мистических звуков. Благодаря этому процессу едкий и острый язык превращается в блаженный, благотворный и благословляющий. Что бы такой язык ни произнёс, это сбывается. Пророчества, произнесённые посвящёнными, и их высказывания в конечном счёте сбываются. Это особый дар, которым наделён человек, и которого нет ни у одного другого вида в мироздании. Тренировка речи — это тренировка Меркурия по отношению к себе. Это существенная часть начального образования, которая теперь отсутствует. Греческий философ и целитель Асклепий однажды сказал своим ученикам: «Дорогие мои! Опасайтесь человека с раздвоенным языком! Он — змея в человеческой форме». Пусть каждый из нас станет крылатым змеем, божественным змеем, который помогает мангетизировать окружающую среду, вместо того, чтобы её отравлять.

Горловой центр

Горловой центр считается центром Близнецов, а управителем его считается Меркурий. Близнецы означают двойственность в мироздании, а Меркурий может способствовать либо тому, что мы погрузимся в двойственность и так умрём, либо поднимемся над двойственностью. Дисциплина речи позволяет нам подняться над двойственностью. Когда я говорю о дисциплине, я имею в виду тренировку языка с помощью эзотерических техник. Это не та дисциплина, которая относится к хорошим манерам и этикету. Это далеко за их пределами. Горло — опорная точка в человеческой системе. Оно соединяет три низших центра человека с тремя высшими центрами. Через этот центр человек субъектный (бессмертный и божественный) соединяется с объектным (вещественным, мирским и смертным). Три высших центра человека — это сахасрара, аджня и анахата (сердечный центр). Низшие три центра — это манипурака (солнечное сплетение), свадхиштхана (сакральный) и муладхара (центр основания позвоночника). Три наверху и три внизу соединены горлом. Функционирование горла позволяет высшему проявиться через горло в низшем. Через соответствующее использование горлового центра божественный человек может быть соединён с мирским. Горловой центр — посредник между высшими и низшими аспектами человека. Будучи посланцем, Меркурий может приносить послания от высших центров к низшим, а также и от низших к высшим. Он может быть также арбитром между двумя аспектами. Он может заключать соглашения между двумя аспектами человека. Он позволяет божественному человеку, Сыну Божьему, выражаться через мирского человека, сына человеческого, тем исполняя человека и план в окружении. По этой причине Нарада, космический Меркурий, называется «Учителем», и у него есть иерархия учителей, которые могут помочь трансценденции человечества, а также проявлению божественного плана на Земле, причём точкой опоры тут будет человек.

Из семи царств природы человек стоит посредине. Ниже его животное, растительное и минеральное царства. Выше его три царства дэв планетарных, солнечных и космических. Человек может помочь провести энергии высшего в низшего и тем вызвать трансценденцию низшего в высшее. Таким образом человечество является как бы лестницей между мирским и сверхмирским. И когда оно пребывает в невежестве, оно блокирует поток высшего к низшему, и таким образом препятствует трансформации низшего в высшее. Человек — бутылочное горлышко всей системы вселенной. А горловой центр человека служит таким каналом между высшим и низшим в нём.

Известно, что человек создан по образу и подобию Бога и является микрокосмом. В нём существуют все семь планов, соединённые горлом. Когда горло не используется должным образом, переток от сверхмирского к мирскому и наоборот прекращается. Чтобы обеспечить этот обмен, человеку следует работать с горлом. Человечество в целом представляет горловой центр, и когда горловой центр будет посвящён, будет посвящено и человечество. А индивидуально человек посвящается, когда очищает свой горловой центр.

Горловой центр называется вишуддхи. Шуддхи означает чистоту. Вишуддхи — пречистая, чистота необычайная. Когда речь человека достигает необычайной чистоты, он становится посвящённым. Сегодня речь человека манипулятивна, критична и полна суждений. Потому он блокирован. Когда учащийся оккультной мудрости приобретает знание о принципе Меркурия, он ощущает потребность сразу же заняться работой по улучшению своей речи и своих высказываний. Из этих-то глубоких соображений Пифагор и настаивал на трёхлетнем молчании для учеников, принимаемых в его школу.

В Индии до недавнего прошлого учащихся вначале подвергали обучению дисциплине речи у оккультных учителей. Это один из ключей к самоосознанию. Наука изречения — один из шести ключей Веды, которые ученику требуется приложить к себе; а седьмой ключ — это он сам. Другие пять ключей следующие: это астрологический, этимологический, ключ циклов времени, ключ размерных, музыкальных и ритмических проявлений, и грамматический (касающийся химии звуков). Один ключ ведёт к другому, будучи искренне приложен учеником к самому себе. Среди этих ключей с ключа изречения оказывается легче всего начать. Потому учитель велит ученикам сначала молчать, а затем по три часа в день произносить ведические изречения. Учителя Льва начинают с этого ключа, так что ученики получают пользу во многих отношениях. Ученикам рекомендуется вставать рано утром, очистить своё тело, принять приятное и здоровое питьё и три часа, обратившись к востоку, распевать ведические гимны. Эти гимны несут звуковые вибрации, сложенные в определённом размере, которые способны вызвать резонанс в человеческом теле, в результате чего происходит устранение из него всего нечистого, что в свою очередь делает возможным зачатие чистых энергий. Таким образом, на энергетическую систему ученика оказывается двойное воздействие — и очистительное, и магнетизирующее. Звук очищает, а ритмичный, могучий звук очищает эффективно. Даже сегодня в Индии в огромном количестве можно встретить пение в ашрамах каждого учителя. Такие распевания считаются более эффективными, чем чинное молчание.

Истинная тишина наступает после эффективного очищения. Молчание без самоочищения — это не молчание. Молчание языка обычно ведёт к ментальному шуму. Когда ум полон беспорядочных и нечистых мыслей, молчание не поможет. Настоящее молчание наступает, когда мысли очищены с помощью звука. Молчание после ритуальных, ритмических звуковых изречений намного превосходит молчание перед требуемым очищением. Опыт учеников Востока подтверждает, что после очищения от молчания получаешь гораздо больше удовольствия. Такое молчание делает возможным ключ шикши.

Творение произведено сложенными в определённом размере звуками, произнесёнными видящими. Эти метрические звуки бывают разного порядка в соответствии с разными планами. Соответственно есть размеры, несущие силу чисел 1, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 16 и 24. Мироздание — лишь особая комбинация этих чисел и соответствующих им метрических звуков. Из книг изучающим также известно, что каждый эфирный центр в теле управляется каким-либо числом. Например, центр основания, или муладхара, имеет четырёхлепестковый лотос. Его число — 4. Аналогично 6 лепестков в сакральном центре, 10 — в солнечном сплетении, 12 — в сердце, 16 — в горле и так далее. У всех этих чисел есть значение, касающееся соответствующих центров. Использование звуков, связанных с центрами, позволяет легче очищать их.

Например, для центра основания применяется четырёхслоговой звук. Он называется Га-на-па-ти. Есть мантры Ганапати. Аналогично, для сакрального центра есть шестислоговая мантра. Са-рава-на-бха-ва. Это мантра, связанная с Кумарой. Аналогично, для сердечного центра есть мантра из двенадцати слогов. Ом-На-мо-Бха-га-ва-те-Ва-су-дэ-ва-я. Для горлового центра тоже есть мантра, шестнадцатислоговая. (Дальнейшие подробности см. в книге о мантрах).[1] Таким образом, приложение звука со связанным с ним числом к соответствующим центрам позволяет произвести их очищение, что должно делаться под руководством учителя, знающего состояние ученика. Это научный метод получения истинного молчания.

Умственное предложение молчать — это только предложение без ключей, которыми можно работать. Когда неуёмный ум предлагает молчание, оно не устанавливается. Неугомонность возвращается уже через минуту или две. К уму следует применить определённые числа, звуки, цвета, символы и соответствующую технику. Только тогда он обретёт молчание. Никто не может решить стать хорошим и тут же стать таким. Есть процесс. Есть химия, через которую нужно пройти. Людям со слабым умом нужно принять некоторые техники, чтобы стать людьми с сильным умом. От слабости к силе, от страха к бесстрашию, от мирского к божественному можно преобразиться, применив соответствующую химию, и этой оккультной химии и учит оккультизм. Начальный шаг в оккультизме — преобразовать энергии своего горлового центра. Каждый ученик должен сосредоточиться на своём горловом центре и начать работу по его улучшению.

Человечество является горловым центром, и люди работают в основном через горловой центр. Люди приобретают и теряют, достигают успеха или терпят неудачу соответственно их способности использовать горло. Есть определённые писания знающих людей для тех, кто желает последовать знанию. Эти писания говорят с каждым по-разному. Это так, потому что у каждого своё понимание писания. Даже чтобы читать писания и понимать их, уже требуется какая-то минимальная трансформация. Потому не пытайтесь читать писания, пока не достигнете определённой степени чистоты. Настоящий учитель никогда не даёт своим ученикам читать писания, пока те не пройдут определённую подготовку.

Распознавание

Ещё один важный аспект Меркурия — это его способность различать. Распознавание — особая способность Меркурия. Работа с Меркурием означает обострение способности различать. Что же мы должны различать? Мы должны распознавать разницу в качествах энергий в нас и вокруг нас. Всё мироздание состоит из разных градаций одной энергии. Пар, вода и лёд — это одна энергия в разных градациях. Электричество, свет, тепло и пламя — разные градации огня. Говоря в общем, аналогично есть семь градаций энергии. Приобретая большую остроту, различаешь даже мельчайшие градации. Один может находить семь градаций, другой — семью семь. А третий может обнаружить ещё в семь раз больше, и ещё в семь раз и так далее. Это острота распознавания позволяет воспринимать разные степени энергии. В науке мудрости распознавание предназначено для понимания, а не для выбора одного и отвергания другого. Всё это делается, чтобы видеть, как оно есть и как оно становится. Пары лета становятся водами в дождливый сезон, и затем снегом и льдом осенью и зимой. Они снова становятся водой и паром. Происходит циклическое движение энергий от тонкого к грубому и от грубого к тонкому; от сверхмирского к мирскому и от мирского к сверхмирскому (надмирному). Распознавание помогает лучшему наблюдению. Оно не для того, чтобы различать людей и вещи на «своих» и «чужих». Это неподходящее применение распознавания. Чувство «своих» и «чужих» — это невежество. Все принадлежат Единому, и ничему иному. Неуместное распознавание ведёт к розни, спорам, конфликтам и войнам. А уместное его использование позволяет увидеть поэзию мироздания и влюбиться в эту поэзию.

Это нежное растение, которое вырастает в дерево с ветвями, листьями, цветами и плодами. Прекрасно смотреть на становление этого. В маленьком нежном ростке проходят миллионы изменений, чтобы он стал деревом с цветами и плодами. И весь план дерева снова содержится в его семени, которое может когда-нибудь проявиться как дерево. Так всё в мироздании можно увидеть в циклическом проявлении от семени к дереву и от дерева к семени. Именно так видящие мудрецы видят всё мироздание — как игру бытия и становления. «Органическое становится неорганическим, а неорганическое становится органическим циклически» — говорит Веда.

Это наблюдение ведёт к лучшему пониманию. Бедный со временем становится богатым, а богатый — бедным. Всё это циклично. Цивилизации приходят и уходят, только чтобы потом вернуться по-другому. Одно время Индия считалась страной золота, а сегодня она бедна. Но благодаря циклам она ещё вернётся к своему золотому веку. Великая Атлантида, которая погрузилась в море, вернулась снова в ином великолепии в виде двух огромных континентов Америки. Циклы существования и становления, как оно есть и как оно становится, дают иной аспект понимания, которым может наделить Меркурий через правильное приложение распознавания. Распознавание позволяет нам осознать, что временно, что полупостоянно, а что постоянно. Некоторые вещи чисто временны. Глубокая ассоциация с ними приведёт нас к печали в силу неизбежного разделения. Некоторые вещи полупостоянны, что тоже приведёт нас к печали из-за их исчезновения со временем. И есть вещь, которая постоянна. Ассоциация с ней вечна, а потому не может быть разрыва связи с ней и сопутствующего страдания. И в той степени, в какой человек учится должным образом применять распознавание, он сознательно и равностно взаимодействует со всем, будь это временное, полупостоянное или постоянное. Он ясно знает, что некоторые вещи пришли, чтобы уйти. Глубокая ассоциация с ними могла бы вызвать страдание после неизбежного расставания. Философы советуют нам не ассоциироваться с короткоживущим. Но истинные учителя говорят, что можно войти в любящую ассоциацию даже с короткоживущим, коль скоро сохраняешь распознавание того, что переживаешь краткий момент радости. Распознавание, как уже было сказано раньше, это не просто отвергание того, что преходяще и принятие только того, что постоянно. Подлинное распознавание позволяет нам знать срок существования вещей и сердечно соединяться с ними, не забывая в то же время о природе этих вещей, будь она постоянная или непостоянная. Это подход синтеза. Цветок цветёт только день. Разве не прекрасно быть в отношениях с ним, хорошо зная, что он живёт только день? Не надо философствовать, что он живёт только день, а потому вы не имеете к нему отношения. Так философы отвергают даже всё мироздание, говоря, что раз оно существует лишь определённый цикл времени, они должны ассоциироваться с тем, что за его пределами. Философия и религия всегда предлагали людям выбрать путь отказа, но божественное создало вселенную, чтобы позволить существам самоосуществиться, прожить красоту и великолепие мироздания, а не отрицать это ради абсолютного, абстрактного бытия.

Распознавание помогает нам соотнестись с каждым аспектом мироздания с ясным знанием циклов времени, соответствующих каждой такой связи

Наши рекомендации