Основные принципы бюджетной политики
Каждые четыре года Нидерландское бюро анализа экономической политики (Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis) составляет несколько вариантов прогнозов развития национальной экономики. Коалиционное соглашение, позволяющее правительству проводить свою политику, основывается на наиболее осторожном, сценарии развития событий.
Существует четкое разделение между правительственными расходами и доходами.
Максимальный уровень расходов бюджета (потолок расходов) устанавливается на каждый год срока полномочий правительства. Правительство формирует специальные резервы расходов, которые используются в том случае, когда экономическое развитие страны требует больших ассигнований, чем это предполагалось в момент установления лимитов.
Правительство принимает решения по доходной и расходной частям в определенный день, известный как «день принятия решений» («decision day»). Решения о направлении расходования средств (основанных на Плане экономического развития) принимаются в марте или апреле, в то время как решения по доходам принимаются в августе (основаны на Макроэкономическом прогнозе).
Министерства обязаны придерживаться правил бюджетной дисциплины с целью удержания расходов бюджета под необходимым контролем. Основное правило состоит в полной личной ответственности министров за разрешение любых проблем бюджета в сфере их полномочий.
Существуют специальные указания, которые определяют направления деятельности правительства в ситуации бюджетного профицита или дефицита. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями определяются абсолютные пределы, которые дефицит государственного бюджета не может превышать ни при каких обстоятельствах.
В третий вторник сентября Министр Финансов представляет от имени кабинета в Нижнюю Палату Парламента проект бюджета и Бюджетный меморандум.
В проекте бюджета перечисляются источники доходов и направления расходовании средств по всем министерствами ведомствам. Бюджетный меморандум состоит из объяснительных записок к бюджету, прогнозов развития национальной и мировой экономики. Он также обязательно включает в себя планы расходования средств, прямо затрагивающих государственный сектор, например финансирование деятельности центрального правительства, программ социального обеспечения.
Сводный проект бюджета состоит из бюджетов министерств и ведомств. Эти бюджеты тщательно готовятся и обязательно утверждаются всеми членами кабинета, особенно при определении основных направлений финансирования и источников средств.
Правительство приходит к ряду внутренних соглашений необходимых для того, чтобы в будущем все процессы так или иначе связанные с бюджетом проистекали бы должным образом. Эти соглашения и составляют основу правительственной бюджетной политики.
Каждое правительство в своей деятельности опирается на документ, известный как «коалиционное соглашение», в котором обозначены основные планы и мероприятия на следующие четыре года.
Бюро анализа экономической политики составляет среднесрочные экономические обзоры специально для подготовки коалиционного соглашения и проектов бюджета. В частности Бюро составляет «осторожный сценарий», на основании которого Правительство рассчитывает основные параметры бюджета на несколько лет.
Весной каждого года Бюро публикует «План экономического развития», который используется при составлении Рамочного послания и Весеннего финансового отчета.
Рамочное послание – это письмо, направляемое Министром Финансов всем членам кабинета в марте каждого года. В нем содержатся задания для министерств, оценки приемлемых бюджетов. Данное послание и документы, используемые при его написании, составляют основу бюджета на следующий год. Весенний финансовый отчет – это меморандум, высылаемый Министром Финансов в Парламент в мае каждого года и содержащий оценочные данные по правительственным доходам и расходам на текущий год.
В сентябре Бюро публикует «Макроэкономический прогноз» – документ, предшествующий правительственному Бюджетному меморандуму.