Рассмотрение Закона о Бюджете в Риксдаге
Риксдаг утверждает рассчитанный в бюджете объем доходов правительства, и размер ассигнований по конкретным направлениям.
Процедура принятия решений, используемая Парламентом при рассмотрении закона о Бюджете, представляет собой двухшаговою модель.
В первую очередь Риксдаг рассматривает общий объем расходов и направления их использования. После того как закон одобряется в первом чтении, общий объем средств по каждой статье зафиксирован и не может быть увеличен. На первой же стадии утверждаются и возможные изменения в налогах и пошлинах, которые должны быть сделаны для достижения требуемого уровня доходов бюджета.
Поскольку границы для каждой статьи расходов уже установлены, во время второго чтения в парламентских комитетах бюджет рассматривается детально. В конечном итоге Риксдаг утверждает распределение средств в рамках бюджетных статей между конкретными получателями.
Исполнение бюджета
После прохождения бюджетом Риксдага в середине декабря, Правительство несет ответственность за выполнение принятых решений. Выполнение большей части поставленных задач оно поручает ведомствам и учреждениям. И лишь наиболее важные и ответственные решения принимаются Правительством.
Функции исполнения бюджета делегируются министерствам посредством правительственных поручений. Эти документы содержат направления деятельности учреждений, размер располагаемых средств и информацию по отчетности необходимой для Правительства.
Бюджетный мониторинг.
Правительство очень тщательно отслеживает динамику поступления доходов и осуществления расходов. Министерства ежемесячно проверяют правильность расходования средств; Министерство Финансов каждый месяц подготавливает сводный баланс, отражающий изменения по всем доходным и расходным статьям. Постоянно проверяется законность и целесообразность расходования средств, соблюдения лимитов и ограничений по статьям.
В августе Министерства готовят промежуточный доклад за первое полугодие и еще раз оценивают необходимость всех ассигнований в оставшиеся полгода.
Правительство информирует Риксдаг о состоянии расходной и доходной частей бюджета в Законе о Фискальной Политике и в Законе о Бюджете. Если фактические доходы или расходы существенно отклоняются от запланированных, правительство обязано объяснить Риксдагу причины такого отклонения.
В случае необходимости Правительство может предложить Риксдагу внести поправки в бюджет в течении данного фискального года. Предложения для вспомогательного бюджета как правило включаются в Закон о Фискальной Политике (апрель) и в Закон о Бюджете (сентябрь).
Не позднее 1 марта каждого года, правительственные ведомства и учреждения обязаны предоставить годовой отчет за предыдущий фискальный год. Годовой отчет включает в себя финансовые показатели и информацию о том, насколько успешно были выполнены поставленные Правительством задачи.
В Законе о Бюджете Правительство информирует Риксдаг о задачах и результатах деятельности министерств и ведомств.
Каждый год Правительство представляет на утверждение Риксдага отчет, содержащий финансовые показатели и информацию по государственным доходам и расходам за предыдущий фискальный год. В этом отчете Правительство также указывает наиболее важные замечания, сделанные Национальным Аудиторским Бюро (RRV) во время проверки деятельности Правительства.
Задача Национального Аудиторского Бюро заключается в проверке деятельности ведомств и учреждений, подчиняющихся Правительству. Национальное Аудиторское Бюро публикует результаты Ежегодной проверки и Проверки эффективности. Ежегодная проверка включает в себя подтверждение достоверности сведений, предоставленных министерствами в своих годовых отчетах.
Проверка эффективности заключается в определении того, насколько эффективно осуществляется правительственная деятельность. RRV представляет результаты проверок в форме аудиторских отчетов, которые должны быть опубликованы не позднее 1 апреля каждого года и в специальных докладах, которые представляются Правительству в начале мая, в котором содержатся наиболее важные наблюдения и замечания.
Парламентские аудиторы также инспектируют правительственную деятельность, в частности решения, касающиеся государственного бюджета. Парламентские аудиторы выбираются из числа профессиональных ревизоров и государственных служащих.
Вопросы по теме для самоконтроля:
1. Какие законы регламентируют бюджетный процесс в Швеции?
2. На какой срок составляются обзоры прогнозов развития экономики Швеции?
3. Кому принадлежит ведущая роль в подготовке бюджета в Швеции?
4. Какие организации участвуют в бюджетном процессе в Швеции?
5. Кто определяет размер налоговых поступлений в бюджет государства?
6. Какова процедура разработки государственного бюджета в Швеции?
7. Каково назначение Закона «О фискальной политике»?
8. Что представляют собой лимиты расходов?
9. В чем заключается ограничение статей расходов?
10. В чем заключается бюджетный мониторинг?