Подготовительная работа в Правительстве Швеции
Работа по разработке бюджета начинается более чем за год до начала соответствующего фискального периода (приложение Г). Министерство Финансов составляет обзор прогнозов развития экономики на ближайшие 3 – 5 лет. Эти обзоры имеют очень большое значение для написания бюджета, поскольку постоянно меняющиеся оценки экономического роста, инфляции, уровня безработицы, ставки процента и обменного курса указывают на то, что должны быть предприняты определенные шаги для достижения поставленных Правительством и Риксдагом (Парламентом) целей.
В декабре Министерство Финансов докладывает Правительству об основных тенденциях развития экономики. Исходя из этого, Правительство определяет, каким образом должна вестись работа по подготовке Закона о Фискальной Политике (Spring Fiscal Policy Bill). Закон о Фискальной Политике содержит предлагаемые направления экономической политики, которые Правительство представляет в Парламент.
В течение января Министерство Финансов продолжает работу по составлению и уточнению прогнозов. В это же время другие министерства определяют круг планируемых мероприятий и будущих ассигнований, исходя из экономических прогнозов, сделанных правительством, и результатов предшествующего фискального года.
В начале февраля окончательные оценки предстоящих расходов по каждому ведомству представляются на рассмотрение в Министерство Финансов. Довольно часто министерства представляют на утверждение планы реформ, требующие увеличения расходов. Однако, вместе с ними должны поступать предложения по способам изыскания средств.
Налоговые поступления и другие доходы государства рассчитываются в Министерстве Финансов.
В течение февраля и в начале марта Министерство Финансов рассматривает поступившие запросы на финансирование, предложения по увеличению расходов и экономии средств.
На этом этапе важной задачей Министерства Финансов является определение возможностей достижения поставленных целей фискальной политики в ближайшие несколько лет при данном уровне планируемых доходов и расходов. Эти цели в первую очередь определяют потолок государственных расходов и чистых заимствований.
Министерство Финансов подготавливает предложения по уменьшению расходов, если основные задачи не могут быть выполнены.
Важным этапом работы является заседание Правительства по бюджетной политике, которое проводится в начале марта каждого года. Целью дискуссии, длящейся, как правило, один – два дня, является достижение соглашения по направлениям экономической и бюджетной политики, основным положениям Закона о Фискальной Политике. Обсуждение основывается на предложениях Министерства Финансов, высланных другим ведомствам на неделю ранее.
Эти предложения содержат принципы распределения средств между 27 расходными статьями и пенсионной системой, возможные ограничения государственных расходов. Они содержат положения по увеличению или уменьшению расходов по конкретным статьям и изменения, связанные с доходами бюджета, в частности, с изменениями в налогообложении. Основной задачей коррекции расходной и доходной частей бюджета является достижение поставленных целей фискальной политики.
Не позднее 15 апреля Правительство представляет в Риксдаг Закон «О Фискальной Политике». Он содержит правительственные предложения по направлениям экономической политики на следующие несколько лет. Правительство предлагает уровень государственных расходов, конкретные направления финансирования средств, оценку доходов.
Как правило, Закон содержит вспомогательный бюджет с предлагаемыми изменениями в ассигновании на текущий год.
10.2 Прохождение Закона о Фискальной Политике через Риксдаг
Риксдаг рассматривает Закон о Фискальной Политике в апреле и мае и дает свое заключение в начале июня. Одна из наиболее важных частей Закона – это лимиты расходов на следующий трехлетний период.
Лимит расходов центрального правительства охватывают все расходы правительства за исключением выплат процентов по государственному долгу. Объем выплат процентов не включается по той причине, что эта величина не может быть изменена в краткосрочном периоде. Лимиты расходования средств также включают финансирование внебюджетной пенсионной системы.
Лимит правительственных расходов устанавливается в номинальных величинах и, соответственно, учитывает ожидаемое движение цен на протяжении трехлетнего периода. При установлении лимита расходов на новый, третий, год, предполагается, что ранее утвержденный лимит для первых двух лет будет сохранен. Соответственно, Правительство и Риксдаг должны принять решение о потолке расходования средств только для третьего года. Таким образом, поддерживается бюджетная дисциплина, правильность и точность ведения государственных финансов.
Решение Риксдага по лимитам расходования средств, так называемое руководящее указание, может быть изменено только другим решением Риксдага. Лимит расходов прежде всего рассматривается как политическое обязательство Правительства держать расходы под контролем.
Возможна ситуация, когда фактические совершенные расходы превышают прогнозируемые, относительно которых определялся лимит. В таком случае потолок устанавливается на немного более высоком уровне, нежели требуется в действительности. Образовавшееся таким образом «свободное пространство», бюджетная маржа, обеспечивает определенный резерв для небольшого увеличения расходов без изменения лимита в случае сохранения тенденции.
Лимит расходования средств центрального правительства включает в себя приблизительные расходы местных правительств. Поскольку местные органы исполнительной власти обладают правом самостоятельного определения уровня налогообложения и уровня расходов, то лимит для правительства является приблизительным и не утверждается Риксдагом.
При оценке уровня расходов местных бюджетов, Правительство, учитывает денежные трансферты между центральными и местными органами власти. Эти трансферты состоят главным образом из грантов центрального правительства, что делает расходы местного правительства сильно зависимыми от размеров внешнего финансирования и налоговых поступлений. При этом местные власти в последнее время лишены возможности самостоятельного резкого повышения налогов.
Другой важный вопрос, по которому Риксдаг принимает решение, заключается в предложенном в Законе «О Фискальной Политике» распределении государственных средств между 27 статьями расходов. Когда в течение лета Правительство работает над окончательным проектом бюджета, Законе о Бюджете, оно руководствуется теми рамками для статей расходов, которые были установлены Риксдагом весной.
Доработка проекта бюджета
Представив Закон о Фискальной Политике, Правительство продолжает работу над проектом бюджета. В начале марта правительственные учреждения представляют на утверждение годовые отчеты за прошедший год и бюджетную документацию на следующие три. Правительство руководствуется в том числе и этими материалами при определении направлений расходования средств.
Годовой отчет содержит финансовые данные и отчет о том, насколько преуспело данное учреждение в достижении поставленных Правительством задач. В бюджетной документации ведомства определяют и обосновывают свои расходы в будущем периоде (3 года) и делают предложения по способам финансирования.
До середины мая министерства работают над распределением средств между статьями расходов. Затем все предложения передаются в Министерство Финансов для проверки. На последнем этапе формирования проекта бюджета Министерство Финансов еще раз проводит оценку будущего развития экономики, и часть статей бюджета после этого может быть скорректирована.
Когда определены все параметры и детали проекта бюджета, Министерство Финансов проводит переговоры с ключевыми учреждениями и ведомствами с целью достижения соглашения по содержанию Закона о Бюджете.
Инициативы правительства в Законе «О Фискальной Политике» и решения Риксдага по основным направлениям экономической политики ложатся в основу Закона о Бюджете, предлагаемым Правительством на рассмотрение Парламента не позднее 20 сентября.
Закон о Бюджете содержит предложения по бюджету центрального правительства на будущий год, который является первым годом трехлетнего периода, охватываемого лимитом расходов и рамками для статей расходов.
Правительство предлагает схему распределения средств между 27 статьями расходов и более чем 500 получателями. Правительство также оценивает 150 различных источников доходов государственного бюджета и составляет доклад о выполнении ранее поставленных задач и о необходимости решения новых.
Данный проект бюджета рассматривается как окончательный и наиболее полный, и никакое правительственное учреждение не в праве в течение осени выносить на рассмотрение Риксдага законы, которые могут увеличить или уменьшить расходную часть.