Финансовая система государства и ее структура
Во времена первобытнообщинного строя не было классов, не было и государства, соответственно не было и финансов. Только тогда, когда стало происходить первое крупное деление общества на классы – появилось рабовладельческое государство и соответвенно стали зарождаться и формироваться финансы.
С развитием государств развивались, формировались, усложнялись и менялись финансовые отношения.
На протяжении всего периода развития и усложнения финансовых отношений финансовая наука ставила перед собой задачу решения вопросов наиболее эффективного управления ограниченными денежными ресурсами на протяжении определенного периода времени. Это связано с тем, что формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени. При этом у одних субъектов хозяйственной деятельности, территорий, домашних хозяйств возникают излишки (профициты) средств, у других, наоборот, их не хватает, и возникает дефицит. Соответственно требуется определенная система, обеспечивающая перераспределение этих средств на наиболее приемлемых для всех участников этого процесса условиях. Такое перераспределение призвана осуществить именно финансовая система (в широком понимании финансов) как «кровеносная система», питающая тело всей экономики.
В американской специальной литературе финансовая система характеризуется как «совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». При этом уточняется, что «финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения». Однако данное определение не подходит к условиям рыночной экономики, так как отражает только отношения «идеального рынка» без участия в нем государства (рисунок 1.1). В реальности такого рынка не бывает (рисунок 1.2).
Рисунок 1.1 – Структура идеальной финансовой системы (американский подход)
Структура финансовой системы, представленной на рисунке 1.2 носит упрощенный характер и далеко не полностью отражает реальное движение денежных средств, финансовых потоков и капитала в рыночной экономике. Здесь, в частности, не показаны финансовые потоки, направляемые бюджетополучателям (институциональное финансирование), часть из которых также принимает форму заработной платы (дохода) домашних хозяйств.
Рисунок 1.2 – Структура реальной финансовой системы
Однако данная схема показывает то, что в условиях рыночной экономики государственные финансы выполняют свое общественное назначение — перераспределение ограниченных финансовых ресурсов с помощью специфического государственного посредника — бюджетного фонда. Это перераспределение играет важную роль в достижении равновесного состояния экономики, обеспечении экономического роста и социального мира.
Таким образом, финансовая система государства представляет собой, совокупность всех финансовых отношений в стране.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена: государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена, которые представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Финансовая система развитых зарубежных стран
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны. В государственном бюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.
Государственный бюджет, в силу своего положения, тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение возложенных на них задач.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.
Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.
В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях – и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.
Самостоятельным финансовым звеном являются финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) – процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному сектору путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий – это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Государственные организации имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа организации они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
Государственные организации в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом (таблица А. 1, Приложение А.). Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные организации; организации, находящиеся на бюджетном финансировании.
Следующей сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных фирм, корпораций и монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения максимальной прибыли.
В связи с тем, что деятельность организаций осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных фирм. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.
Частные фирмы составляют подавляющую часть материального производства зарубежных стран, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Кроме того, государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли для таких организаций систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные организации своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.