Правовый режим сметно-бюджетного финансирования

Одним из основных правовых режимов финансирования яв­ляется сметно-бюджетное финансирование расходов некоммер­ческих государственных или муниципальных организаций, действующих на праве оперативного управления имуществом, к которым относятся бюджетные учреждения.

Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной де­ятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирова­ние распространяются общие принципы финансирования: без­возвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их целевого неэффективного использования, соблюдения финан­совой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпу­щенных ассигнований.

Помимо названных, действуют специальные принципы, свой­ственные именно сметно-бюджетному финансированию: полу­чение средств государственными и муниципальными учрежде­ниями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные сред­ства выступают основным источником финансирования деятель­ности данных учреждений; финансово-плановым актом, кото­рый служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе эконо­мических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, вклю­чая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения го­сударственных нормативов финансирования.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, меропри­ятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, Президента РФ и его Администрации.

Субъектами, получающими средства в таком порядке, высту­пают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ (ст. 161) бюджетным учреждением признается организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществ­ления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность ко­торой финансируется из соответствующего бюджета или бюд­жета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения опре­делен в БК РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплата труда работни­ков; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсацион­ные выплаты работникам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с БК РФ бюджетное учреждение имеет статус «получателя бюджетных средств». Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответ­ствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162). Получатель бюджетных средств должен быть юридическим ли­цом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать лицевой счет в казначействе, с указанием постатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на ме­сяц.

В возникающих в связи с финансированием правоотноше­ниях бюджетное учреждение в качестве получателя бюджетных средств имеет законодательно закрепленные права, на своевре­менное получение и использование бюджетных средств в соот­ветствии с утвержденным бюджетной росписью размером с уче­том сокращения и индексации; своевременное доведение уве­домлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанностями получателей бюджетных средств являются: своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвра­щать бюджетные средства, предоставленные на возвратной осно­ве; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). Бюджетное учреждение использует бюджетные средства через лицевые сче­та бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным каз­начейством РФ (ст. 161 БК РФ).

В процессе финансирования бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств вступают в правоотношения с органами (министерства, ведомства и т. п.), которым они под­ведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств. Они наделены в этих пра­воотношениях соответствующими правами и обязанностями. В их полномочия входит распределение бюджетных средств между подведомственными распорядителями или получателя­ми, утверждение смет подведомственных учреждений, контроль за использованием выделенных средств (ст. 158—159 БК РФ). Главные распорядители и распорядители несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в их рас­поряжение бюджетных средств (ст. 160 БК РФ).

Кроме того, все названные субъекты вступают в данной сфе­ре в контрольные правоотношения с соответствующими орга­нами, осуществляющими финансовый контроль (финансовыми, налоговыми и др.).

Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение.

Бюджетное учреждение осуществляет расходование находя­щихся в его распоряжении денежных средств на основании сме­ты доходов и расходов.

Смета бюджетного учреждения представляет собой финансо­во-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установлен­ных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в его распоряжение в течение календарного года средства для теку­щей деятельности и развития с указанием источников доходов и целевого направления средств.

В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч­реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том чис­ле доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получае­мые от использований государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и иной деятельности (ст. 161 БК РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой.

Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плано­вым актом, утвержденным в установленном порядке, имеет юри­дическое значение. Оно заключается в том, что показатели сметы определяют и конкретизируют права и обязанности данного учреждения как получателя бюджетных средств, в том числе во взаимоотношениях с распорядителями и главными распоряди­телями бюджетных средств, а также финансовыми и другими органами в области контроля за получением и целевым исполь­зованием доходов.

Каждым бюджетным учреждением составляется индивидуальная смета с учетом особенностей источников средств и их объемов, обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются министерствами, ведомствами, другими государ­ственными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими органами составляются сметы расходов на централизованные мероприятия для осуществления определенных (централизован­ных) мероприятий, например, проведение конференций, семи­наров и т. д. Сводная смета по министерству, ведомству и т. д. учитывается при составлении расходной части соответствующе­го проекта бюджета.

Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включитель­но, т. е. соответствует сроку действия государственного или местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сме­ты, который направляется в вышестоящую организацию и тер­риториальный орган Федерального казначейства. При рассмот­рении проекта сметы бюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляет предварительный финансо­вый контроль, оценивая необходимость и целесообразность намечаемых расходов.

Смета бюджетного учреждения составляется по определен­ной форме, в основу которой положена законодательно закрепленная бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеют определенный код в цифровом выра­жении. В смете выделяются две основные группы расходов:

а) текущие расходы (с распределением на подгруппы и предмет­ные статьи, например, оплата труда);

б) капитальные расходы, также детализируемые (например, приобретение оборудования, капитальный ремонт).

В соответствии с указанным кодом уч­реждение должно производить кассовый расход поступивших средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого использования средств.

При составлении сметы учреждение руководствуется конт­рольными цифрами, определяемыми в отношении их деятельно­сти вышестоящими органами, а также нормативами расходов.

Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расхо­дов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные (например, рас­ходы на командировки) и необязательные (расчетные), опреде­ляемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансо­выми органами; материальные и денежные.

Для обоснования отдельных видов расходов бюджетные уч­реждения прилагают к смете основные паспортные данные (на­пример, справки образовательных учреждений о движении кон­тингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения, подготовленные на основе соответствующих документов).

Правовое регулирование формирования и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений.

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждения­ми помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных ис­точников, при исполнении сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к каз­начейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федераль­ного казначейства. Аналогичный порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Наши рекомендации