Участники бюджетного процесса.

Работа с бюджетом ведется государственными органами посто­янно (перманентно): исполняется бюджет текущего года, и он длит­ся, в соответствии с федеральными законами о федеральном бюдже­те, с 1 января текущего года по 31 декабря текущего года. Это время называется текущим финансовым годом. В это же время составляет­ся проект бюджета на очередной финансовый год следующего года и плановый период (2 года), подводятся итоги за предшествующий год, составляется и утверждается отчетность по исполнению бюдже­та предшествующего года.

Основную работу с бюджетом осу­ществляет специальный орган государственного управления — Мин­фин России (ст. 6 БК РФ).

Практически бюджетной деятельностью занимаются все пред­ставительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и все органы государственного управления.

В ст. 152 БК РФ закреплено, что участниками бюджет­ного процесса являются:

Участники бюджетного процесса. - student2.ru

- Президент РФ;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные представительные органы государствен­ной власти и представительные органы местного самоуправ­ления;

- исполнительные органы государственной власти (исполни­тельно-распорядительные органы муниципальных образо­ваний);

- Банк России;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фон­дами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюд­жета;

- главные администраторы (администраторы) источников фи­нансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями,входят:

1) финансовые органы, структура которых определяется указом Президента РФ;

2) органы денежно-кредитного регулирования, в числе которых назван только Банк России;

3) органы государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых названы:

- Счетная палата РФ;

- контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

- контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса. - student2.ru

Стадии бюджетного процесса.

Период от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным цик­лом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процес­са, которые периодически сменяют одна другую: стадия составления бюджета, стадия рассмотрения и утверждения бюджета, стадия ис­полнения бюджета, стадия составления и утверждения отчета об ис­полнении бюджета и бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение проекта бюджета;

- утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Участники бюджетного процесса. - student2.ru

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не подлежит изменению. В то же время каждый раз ра­бота с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменя­ется объем национального дохода государства, по-разному перерас­пределяются государственные средства в зависимости от решаемых государством в данный период задач.

Ежегодно изменяются потребности каждого из национально- государственных образований, административно-территориальных единиц, органов местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будут развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, пред­полагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмот­рения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неиз­менным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, ко­торые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджет­ного регулирования (вопросы перераспределения бюджетных дохо­дов и расходов), а также вопросы финансовой поддержки террито­рий решаются в момент составления бюджета.

Окончательно процентные отчисления от регулирующих источ­ников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой под­держки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим на стадии при­нятия закона о бюджете достигается сбалансированность показате­лей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финан­совыми органами и банком только после утверждения соответству­ющего бюджета и т.д.

Еще в 1971 г. М.И. Пискотин писал: «Процессуальные нормы бюджетного права „естественно", самопроизвольно распределяются прежде всего „по стадиям" бюджетного процесса. Бюджет подобен однолетнему растению. Существует только один год, и каждый год это новая работа, так как бюджет на очередной год не может быть простой копией своего предшественника: объем бюджетных ресур­сов год от года растет вместе с ростом национального дохода, меня­ются виды доходных источников, величина каждого из них, исчеза­ют одни и появляются другие цели, на которые направляются сред­ства государственного бюджета».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что бюджет – это план образования общегосударственного фонда денежных средств, то есть по существу – это финансовый план государства. Бюджет утверждается Государственной Думой и Советом Федерации на один год и является Законом.

В настоящее время стоит задача укрепления бюджета, чтобы он был бездефицитным, то есть расходы не превышали доходы.

Бюджет России является центральным институтом финансовой системы.

Бюджетное право РФ представляет собой раздел финансового права, аккумулирующее финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетных фондов.

Бюджетные права определены Бюджетным кодексом, который устанавливает бюджетную систему в целом и принципы ее построения.

Наши рекомендации