Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации

Бюджетные права (компетенция) РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимообусловлены. Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъек­тами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджет­ных отношений, принимают законы и иные нормативные право­вые акты. Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие (ст. 31' БК РФ).

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо норм Конституции РФ, являются БК РФ, иные правовые акты РФ, а также законодательство самих субъектов РФ: их конституции или уставы и специальное бюджетное законодательство.

В БК РФ (ст. 8) перечислены полномочия, входящие в ком­петенцию органов государственной власти субъектов РФ в об­ласти регулирования бюджетных отношений, комплексно опре­делены виды доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ (ст. 56, 57), содержание расходных обязательств этих бюджетов (ст. 85).

Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи пос­ледних по линии бюджета в трех направлениях: а) с федераль­ными органами власти; б) с органами власти других субъектов Федерации; в) с органами местного самоуправления. Они со­стоят в основном в следующем.

1. Законодательное регулирование бюджетной системы, бюд­жетного устройства и бюджетного процесса на соответствую­щей территории, исходя из основ, установленных законодатель­ством РФ. При этом учитываются особенности системы муни­ципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т. д., утверждаемый соот­ветствующим представительным (законодательным) органом вла­сти. Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятель­ность органов государственной власти субъекта Федерации, вы­полнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государствен­ного образования и удовлетворению потребностей его населения.

Представительные органы власти субъектов РФ самостоя­тельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение. Исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации организуют исполнение соответствующего регио­нального бюджета.

4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федера­ции со средствами других бюджетов на договорной основе. Та­кое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования эко­номических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.

5. Право вводить на своей территории в соответствии с зако­нодательством РФ региональные налоги, сборы, другие плате­жи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации, а также определять их размеры, льготы и т. п.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта РФ налогов и других доходных источников, в том числе отчис­лений от федеральных налогов. Виды доходов бюджетов субъек­тов РФ предусмотрены в БК РФ (ст. 56, 57), налоговом и другом федеральном законодательстве.

7. Право распределения доходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами соответствующей террито­рии. При этом субъект Федерации вправе установить нормати­вы отчислений (единые и дополнительные) в местные бюджеты от находящихся в их распоряжении федеральных и региональ­ных доходов, выделять местным бюджетам дотации, субвенции, кредиты (ст. 58 БК РФ).

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

9. Право контролировать использование средств муници­пальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства; при неисполне­нии ими бюджетных обязательств ходатайствовать о введении временной финансовой администрации (гл. 19' БК РФ).

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополни­тельно полученные при исполнении бюджета сверх утвержден­ных, а также суммы превышения доходов над расходами, обра­зующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (ст. 232 БК РФ).

11. Право на компенсацию за счет средств федерального бюджета потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличение его расходов в том случае, если они обусловлены принятием решений органа федеральной власти в ходе испол­нения утвержденного бюджета.

Бюджетные права субъектов Федерации гарантируются су­дебной защитой.

Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований

Все муниципальные образования в лице органов местного самоуправления обладают бюджетной компетенцией. Посред­ством входящих в нее полномочий создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления своих социально-экономических и других вопросов местного значения, а также для осуществления финансирования отдель­ных государственных полномочий, передаваемых органам мест­ного самоуправления. Указанные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Консти­туции РФ (гл. 8), в БК РФ, федеральных законах (в их числе Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с таким же наименованием (основные положения его вступают в силу с I января 2006 г.), Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления»). БК РФ обобщенно определяет круг полномочий, отнесенных к компе­тенции органов местного самоуправления в области регулиро­вания бюджетных отношений (ст. 9).

Положения федерального законодательства конкретизиру­ются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления. Вместе с тем Феде­ральный закон «О финансовых основах местного самоуправле­ния» предписывает органам государственной власти РФ и орга­нам государственной власти субъектов РФ содействовать разви­тию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. При этом названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ. К основным бюджетным полномочиям муниципальных об­разований относятся следующие.

1. Право каждого муниципального образования на самосто­ятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Принцип такой независи­мости органов местного самоуправления в отношении подве­домственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

2. Право выделять в качестве составной части местного бюд­жета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образо­ваниями (п. 3 ст. 9 БК РФ). Новый федеральный закон об об­щих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г., предусматривающий возможность организа­ции двухуровневых муниципальных образований (ст. 2), содер­жит нормы о соответствующих межмуниципалъных бюджетных отношениях (п. 4 ст. 53).

3. Право регулировать в соответствии с федеральным и реги­ональным законодательством межбюджетные отношения в слу­чае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований и поселений.

4. Право на получение закрепленных федеральным и регио­нальным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов (ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуп­равления»). При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ до­тации, субсидии, субвенции, кредиты по решению представитель­ных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (гл. 16 БК РФ).

5. Право на получение из вышестоящих бюджетов финансо­вых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень (гл. 11 БК РФ). -

6. Право самостоятельно расходовать средства местных бюд­жетов на социально-экономическое развитие муниципального образования, а также на содержание органов местного самоуп­равления, другие цели.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пре­делах имеющихся средств нормы расходов на содержание жи­лищно-коммунального хозяйства, социально-культурных уч­реждений, органов милиции и др., определять дополнительные льготы и пособия и т. п.

7. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объе­мов их доходов резервные и целевые фонды.

8. Право самостоятельно использовать дополнительно получен­ные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах.

9. Право объединять на договорной основе средства местно­го бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприя­тий, учреждений, организаций для финансирования строитель­ства, ремонта и содержания объектов производственного и не­производственного назначения.

10. Право представительного органа местного самоуправле­ния устанавливать и вводить на своей территории в соответ­ствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право в соответствии с федеральным законодательством опре­делять размеры этих платежей, льготы.

11. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюдже­тов закреплено в Конституции РФ (ст. 133).

12. Право регулировать бюджетные отношения на террито­рии соответствующего муниципального образования в соответ­ствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации применительно к местным условиям.

13. Гарантированное Конституцией РФ право местного са­моуправления на судебную защиту (ст. 133), распространяюще­еся и на область бюджетных отношений.

Выделяется своими особенностями бюджетно-правовой ста­тус закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО)1. ЗАТО — это имеющая органы местного само­управления административно-территориальная единица с осо­бым правовым режимом, обусловленным необходимостью обес­печения безопасности и охраны государственной тайны. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной вла­сти по соответствующим вопросам. Это определило особеннос­ти и финансово-правового положения ЗАТО. В отличие от иных муниципальных образований, ЗАТО вступает в бюджетные пра­воотношения непосредственно с федеральными органами влас­ти. Законодательством предусматриваются также особенности организации местного самоуправления в наукоградах и на при­граничных территориях (ст. 81 и 82 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), что распространя­ется и на бюджетные отношения.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Наши рекомендации