Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве предприни­мательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля по­зволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъек­тов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на кон рольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финан­сового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 авгу­ста 2001 г. «Об аудиторской деятельности»1. Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) —это предпринима­тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учетам финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соот­ветствии порядка ведения бухгалтерского учета законодатель­ству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское за­ключение. Это официальный документ, составленный в соответ­ствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской орга­низации или индивидуального аудитора о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соот­ветствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государ­ственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодатель­ством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных за­конодательством случаях (ст. 7). Это относится к государствен­ным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организа­циям, государственным и муниципальным унитарным предпри­ятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведе­ния и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость ауди­торских организаций и аудиторов, самостоятельность вступле­ния аудируемых лиц в договорные отношения об оказании ауди­торских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предприниматель­ской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания со­путствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц, желающих занимать­ся этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской орга­низации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществ­ление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавли­вает ответственность аудиторских организаций, их руководи­телей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, под­лежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-пра­вовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, кото­рым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельнос­ти; организация системы надзора за соблюдением лицензион­ных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организа­циями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государствен­ных реестров аттестованных аудиторских организаций и инди­видуальных аудиторов; аккредитация профессиональных ауди­торских объединений.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осу­ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда фак­торов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: реви­зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла­дов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как пра­вило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес­кие письма и указания налоговых органов, в частности Методи­ческое пособие по проведению камеральных проверок, Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомо­бильных дорог, инструкции Минфина России по составлению от­четности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансо­вые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предус­мотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирую­щий органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка коман­дировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее глав­ным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы­явленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисцип­лины; виновные лица привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответст­венности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следст­венным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

ТЕМА 4. «Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации.»

Введение

1. Понятие бюджета и бюджетного устройства в России.

2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

3. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами.

4. Общая характеристика бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

5. Бюджетный процесс.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и органов местного самоуправления. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государ­ственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере бюджетного процесса, по поводу планомерного формирования, распределения и использования федерального, регионального и местного бюджетов, а также по осуществлению бюджетного контроля и защите бюджетных прав, законных интересов участников таких отношений.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и исполнения государственного бюджета.

Финансово-правовые нормы определяют бюджетное устройство, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов самоуправления в области бюджета, права отдельных государственных органов по осуществлению этих полномочий, разграничение доходов и расходов между различными видами бюджетов, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета России и входящих в него звеньев и отчетов об их исполнении.

Федеральный бюджет России является центральным институтом финансовой системы. Соответственно этому бюджетное право выступает основным разделом финансового права.

Одна из специфических черт бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения только между государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также органами общественных организаций, если они участвуют в формировании и использовании федерального фонда денежных средств.

Наши рекомендации