Понятие, значение и методы финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесо­образностью действий при образовании, распределении и использо­вании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Он является неотъемлемой составной частью фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний, поскольку финансам как экономической категории прису­щи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном пра­вовыми нормами порядке всей системой органов государствен­ной власти и местного самоуправления, в том числе специаль­ными контрольными органами при участии общественных орга­низаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осу­ществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важ­ным способом обеспечения законности и целесообразности про­водимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституцион­ную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регу­лирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части.

Основными направлениями, которые выражают содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансо­вым правом, является проверка:

а) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуп­равления;

в) использования по целевому назначению государственны­ми и муниципальными предприятиями, учреждениями, орга­низациями находящихся в их хозяйственном ведении или опе­ративном управлении денежных ресурсов (бюджетных и соб­ственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, органи­зациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства — возможности повышения рентабельно­сти, роста производительности труда, более экономного и эф­фективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нару­шений финансовой дисциплины. В случае их выявления приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущер­ба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государ­ственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сто­рон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписа­ний и порядка образования, распределения и использования государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Требования финан­совой дисциплины распространяются не только на предприя­тия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностных лиц. Однако содержание финансового контроля не ог­раничивается проверкой только денежных средств. В конечном счете он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

В новых экономических и политических условиях страны произошли изменения в организации финансового контроля, его содержании. Переход к рыночным отношениям, хозяйствен­ной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливает значение повседневного внутрихозяйственного (внут­реннего) контроля. Более глубоким становится контроль со сто­роны представительных органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления за финансовой деятельностью органов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.

Изменилась система контрольных органов: организован пре­зидентский контроль, Федеральным Собранием РФ создана Счетная палата РФ. Кроме того, сформированы новые специа­лизированные органы финансового контроля — налоговые органы, органы федерального казначейства, государственного стра­хового надзора, образован Комитет РФ по финансовому монито­рингу (впоследствии в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федеральные службы, под­ведомственные Министерству финансов РФ), действовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Феде­ральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Подведомственной Ми­нистерству финансов РФ, а также преобразование Государ­ственного таможенного комитета РФ в Федеральную таможен­ную службу, подведомственную Министерству экономического развития и торговли РФ.

Реорганизация системы и деятельности банков применитель­но к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и в их контрольных функциях. Экономические преобразования в стране обусловили также становление финансового контроля в форме аудиторской деятельности.

Меры по совершенствованию финансового контроля приме­нительно к современным задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются ь рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры органов ис­полнительной власти. Необходимость укрепления государствен­ного финансового контроля остается актуальной задачей.

Законодательство определяет формы взаимодействия орга­нов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохрани­тельными органами2 в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним от­носятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др. Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Основной метод финансового контроля — ре­визия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансо­во-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизо­ром), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контроли­рующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения операций по образованию, распределению и исполь­зованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансо­вых обязательств перед государством, получения и использова­ния денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуще­ствляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выяв­ляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обяза­тельный проводится: а) в силу требований законодательства и б) по решению компетентных государственных органов (напри­мер, проверки и обследования налогоплательщиков по вопро­сам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

Так, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внут­риведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляю­щих его, выделяется финансовый контроль:

а) представитель­ных (законодательных) органов власти;

б) Президента РФ;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) фи­нансово-кредитных органов;

д) ведомственный (внутриведом­ственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внут­ренним) контролем.

Наши рекомендации