Финансовая деятельность государства и органы ее осуществляющие.

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием финансовой системы для выполнения своих задач осуществляют в лице своих органов соответствую­щую — финансовую деятельность. Она выражается в выполне­нии государством и муниципальными образованиями функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач. Неотъемлемым элементом этой деятельности является финан­совый контроль, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность органов государственной власти, и местного самоуправления имеет публичный характер, общую на­правленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание оборонос­пособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и муниципальных об­разований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Финансовые ресурсы направ­ляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий, исходя из внешних и внутренних условий страны. При этом государ­ство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только посредством прямого выделения средств на соответствующие мероприятия, но и косвенно — путем предоставления налого­вых льгот, беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т. п., а также с помощью мер ограничительного характера. Используя механизм финансовой деятельности, го­сударство получает широкие возможности регулирования ры­ночных отношений. Важная сторона проявления финансовой деятельности государства и муниципальных образований состо­ит в ее воздействии на развитие федеративных отношений госу­дарственного устройства и становление местного самоуправле­ния в России. Таким образом, управляющая роль финансовой деятельности проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Осуществление государством и муниципальными образова­ниями финансовой деятельности обусловлено тем, что для ре­шения ими своих задач требуется использование финансов (фи­нансовой системы).

Финансовая деятельность государства— это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), рас­пределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического раз­вития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государ­ственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуще­ствляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осу­ществление функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации соци­ально-экономических задач местного значения и обеспечения фи­нансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Содержание финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований выражается в многочисленных и раз­нообразных функциях, связанных с названными выше общими направлениями: образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждое из них входят функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно со­держанию всей данной деятельности.

Разнообразие функций финансовой деятельности обусловле­но многозвенностью финансовой системы, своеобразием ее зве­ньев. В связи с этим государство и муниципальные образования в лице соответствующих органов осуществляют деятельность по созданию, распределению и использованию разнообразных ви­дов денежных фондов: бюджетных, кредитных, страховых, де­нежных фондов государственных и муниципальных предприя­тий, организаций и учреждений, а также отраслей экономики. Возникающие в процессе этой деятельности общественные от­ношения в целом регулируются нормами финансового права, приводя в действие финансовую систему. Поэтому от качества финансово-правовых норм и практики их применения зависит эф­фективность функционирования финансовой системы и финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований.

Организационно-правовые особенности методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая деятельность государства и муниципальных об­разований, в отличие от их деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые особенности.

Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ре­сурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного уп­равления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой принадлежности.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функ­ций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а рас­пределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики в порядке государственного управления органами испол­нительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ве­дению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а так­же органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В процессе финансовой деятельности применяются разнооб­разные методы. Их выбор зависит от ряда факторов: задач госу­дарства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств и т. д. Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые де­нежные фонды используются методы обязательных и доброволь­ных платежей. Основными обязательными платежами в госу­дарственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лица­ми. Метод обязательных платежей применяется и при государ­ственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы. Наряду с этим используются и добровольные методы для фор­мирования государственных и муниципальных денежных фон­дов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

При распределении государственных и муниципальных денеж­ных средств применяются два основных метода: финансирова­ние, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Оба они подразделяются на несколь­ко видов в зависимости от цели использования средств, их ис­точников, особенностей правового статуса получателей и т. д. В последнее время у финансирования появляются черты, сход­ные с кредитованием: в виде исключения законодательство уста­навливает условия, при наличии которых финансирование про­изводится на возвратной и возмездной основе (например, фи­нансирование капитальных вложений из бюджетных средств).

Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством рас­четных операций. Они производятся методами безналичных де­нежных расчетов в разных формах и платежами наличными де­нежными средствами. Государство содействует расширению сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стабили­зации денежной системы и более эффективного использования денежной массы. При внешних экономических, научных, куль­турных, других связях используются различные формы между­народных расчетов, совершаются валютные операции.

В методах финансовой деятельности Российского государ­ства произошли существенные перемены в связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, на­полнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов, разнообразились методы привлечения денежных средств на добровольных началах, развивается финансовый ры­нок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита.

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не­ правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А не правовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридичес­кого значения не имеющие, но способствующие принятию та­ких актов или применению правовых норм. Конкретные правовые формы финансовой деятельности за­висят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го­сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу­лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му­ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди­ческими (или правовыми) формами финансовой деятельности государства (его органов) и муниципальных образований (органов местного самоуправления).

Следовательно, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре­шения государственных органов и органов местного самоуправле­ния по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компе­тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо­во-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой дея­тельности определяется значением и содержанием регулируе­мых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосу­дарственного значения бюджета, его важной роли для социаль­но-экономического развития страны, широкого круга обще­ственных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств под­ведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их уча­стников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длитель­ное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавли­вают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством или муниципальным образованием, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конк­ретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансо­вых отношений, ведет к возникновению, изменению или пре­кращению конкретных финансовых правоотношений. Напри­мер, на основе, законодательного нормативного финансово-пра­вового акта о транспортном налоге государственный налоговый орган направляет конкретному владельцу транспортного сред­ства уведомление об уплате этого налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты примене­ния норм финансового права. Принятие их — необходимое ус­ловие для практического претворения в жизнь нормативных фи­нансово-правовых актов.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые представительными федеральными и региональными (субъектов Федерации) органами государственной власти по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные. К ним относятся акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и при­нятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает поста­новления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп­ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е. конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих акты.

Характерной особенностью финансово-правовых актов яв­ляется наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также организаций, которые содержат конк­ретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использова­нию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дей­ствием принципа плановости в процессе образования, распре­деления и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального раз­вития. К финансово-плановым актам относятся:

а) основные финансовые планы государства — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюд­жеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджет­ных фондов;

в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, дру­гих органов государственного управления и органов местного самоуправления;

г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммер­ческих организаций;

д) сметы бюджетных учреждений;

е) финансовые планы страховых организаций;

ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков. Финансово-плановые акты получают свое юридическое

оформление в актах соответствующих государственных органов.

Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридиче­ские последствия как любой финансово-правовой акт.

Наши рекомендации