ТО, КАК МЫ ВИДИМ ПРОБЛЕМУ, – И ЕСТЬ

ПРОБЛЕМА

Всех очень интересует, когда что-то хорошее происходит в жизни отдельных людей,

семей или организаций, опирающихся на твердые принципы. Всех восхищают сила и

зрелость таких людей, единство и сплоченность таких семей, гибкость и синергитическая

культура таких организаций.

Люди тут же задают вопрос, который четко выявляет их основную парадигму: "Как это

вам удается? Научите меня своей методике!" На самом деле это означает: "Дайте мне совет

или решение, с помощью которого я смогу быстро облегчить свою собственную тяжелую

ситуацию!"

И найдутся такие учителя, которые обучат их тому, о чем они просят. Освоенные ими

навыки и техники в течение короткого промежутка времени могут показать свою

работоспособность. С помощью этого "социального аспирина", возможно, даже удастся

снять некоторые острые проблемы.

Однако основная хроническая причина останется, и постепенно появятся новые

болезненные симптомы. Чем больше люди привержены быстрым решениям и чем больше

они концентрируются на острых проблемах, тем в большей степени сам этот подход

усугубляет хроническое болезненное состояние.

То, как мы видим проблему, – и есть проблема. Посмотрите снова на некоторые

высказывания о проблемах, приведенные в этой главе, и на роль Этики Личности в подобном

мышлении.

Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу,

чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя

по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я

не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома,

они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть

самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые

обладают такими качествами?

Этика Личности подсказывает мне, что я должен предпринять какие-то решительные

действия – нужно раскачать подчиненных, расшевелить им мозги, – чтобы те пришли в

форму и ценили то, что имеют. Или же мне следует найти какую-то мотивирующую

программу тренинга, которая бы заставила их работать с большей отдачей. Или мне следует

нанять новых сотрудников, которые работают лучше.

Но разве при таком открыто нелояльном моем поведении подчиненные не задают себе

вполне естественного вопроса, а действую ли я в их интересах? Не чувствуют ли они, что я

обращаюсь с ними как с неодушевленными механизмами? И есть ли в этих ощущениях

какая-то доля правды?

Если вглядеться в себя поглубже, разве не именно такими я их себе представляю?

Может быть, то, как я вижу людей, работающих на меня, как раз и является частью

проблемы?

Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг

времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению

временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне

помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной

жизнью, как мне бы того хотелось.

Этика Личности подсказывает мне, что должно найтись что-то, способное помочь мне

более эффективно справляться с прессингом времени, – какие-то семинары или пособия по

планированию времени.

Но не может ли оказаться, что производительность не решит моих проблем? Разве то,

что я буду делать больше дел за меньшее время, избавит меня от беспокойства? А не может

ли это только увеличить скорость и силу моей реакции на людей и обстоятельства, которые,

похоже, управляют моей жизнью?

А нет ли здесь чего-то еще, что следует искать более глубоко и основательно, – некой

парадигмы внутри меня самого, которая и определяет то, как я вижу мое время, мою жизнь и

мою собственную натуру?

Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы

больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные

рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.

Этика Личности подсказывает мне, что должна быть какая-то новая книга или какой-

нибудь специальный семинар, на котором, открыв вместе с остальными участниками свои

чувства, моя жена научилась бы понимать меня лучше. Или это окажется бесполезным и

только новые отношения с другим человеком позволят мне обрести ту любовь, к которой я

стремлюсь?

А может быть, дело вовсе не в моей супруге? Может быть, я сам способствую развитию

ее недостатков и сам ставлю свою жизнь в зависимость от ее ко мне отношения?

Может быть, вся проблема порождается моей собственной парадигмой о жене, о браке

и о том, что такое любовь?

Теперь вы видите, насколько сильно парадигмы Этики Личности влияют на то, как мы

видим наши проблемы, и на то, каким способом мы пытаемся их решать?

Видя это влияние или нет, многие начинают утрачивать иллюзии относительно пустых

обещаний Этики Личности. В своих поездках по стране и работе с различными

организациями я обнаружил, что перспективно мыслящие руководители потеряли интерес к

"техникам-психологам" и "ораторам-мотиваторам", которым кроме развлекательных

историй, перемежаемых банальностями, и предложить-то нечего.

Серьезным людям нужна суть; им нужен процесс. Им нужно нечто большее, чем

средства первой помощи – "социальный аспирин" и "социальный пластырь". Они хотят

решать глубокие хронические проблемы и концентрироваться на принципах, дающих

долгосрочные результаты.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ

Альберт Эйнштейн заметил: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы

сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были,

когда создавали их".

Когда мы, глядя вокруг и внутрь себя, обнаруживаем проблемы, созданные во время

нашей жизни под знаком Этики Личности, мы начинаем осознавать, что это – глубокие,

фундаментальные проблемы, которые невозможно решить на том поверхностном уровне, на

котором они создавались.

Чтобы решить эти глубокие проблемы, нам необходим новый, более глубокий уровень

мышления, – парадигма, основанная на принципах, которые подробно описывают

территорию эффективного человеческого бытия и взаимодействия.

Именно этому новому уровню мышления посвящена книга "Семь навыков

высокоэффективных людей". Это – основанный на принципах, базирующийся на характере

подход к персональной и межличностной эффективности. Это – подход "изнутри-наружу".

"Изнутри-наружу" означает, что начинать надо с самого себя. Даже более того –

начинать надо с самой глубинной части самого себя – со своих парадигм, своего характера и

своих мотивов.

Этот подход говорит, что, если хочешь иметь счастливый брак, будь сам таким

человеком, который излучает позитивную энергию и избегает негативной, ни в коем случае

не усиливая ее. Если хочешь иметь приятное общение и дружеские отношения со своим

ребенком-подростком, сам будь более понимающим, сочувствующим, последовательным,

любящим родителем. Если хочешь иметь больше свободы, больше простора в своей работе,

сам будь более ответственным, более полезным работником, готовым помочь другим. Если

хочешь, чтобы тебе верили, сам будь достоин доверия. Если тебе нужна вторичная

значимость – признание твоего таланта, – сначала сосредоточься на первичном – характере.

Подход "изнутри-наружу" говорит, что победе общественной предшествует победа

личная, что способности давать и выполнять обещания, данные другим, предшествует спо-

собность давать и выполнять обещания, данные самому себе. Этот подход говорит, что

нелепо ставить личность впереди характера, пытаться улучшить отношения с другими, не

улучшив самого себя.

"Изнутри-наружу" – это процесс, продолжительный процесс обновления, основанный

на естественных законах, управляющих ростом и развитием человека. Это восходящая вверх

спираль роста, ведущая к более высоким формам – ответственной независимости и

эффективной взаимозависимости.

Я имел возможность работать с множеством людей – удивительных людей,

талантливых людей, людей, которые всей душой стремятся к счастью и успеху, людей

ищущих, людей поразительных. Я работал с бизнесменами, со студентами, с церковными и

светскими организациями, с семьями и супружескими парами. И ни разу при всем моем

опыте я не видел, чтобы серьезные решения проблем, долгосрочное счастье или успех

приходили "снаружи-внутрь".

Зато я видел, что результатом влияния парадигмы "снаружи-внутрь" неизменно

оказывались несчастные люди, ощущающие себя парализованными жертвами и зацикленные

на тех слабостях других людей и на тех внешних обстоятельствах, которые они считали

повинными в своих бедах. Я видел несчастливые браки, в которых каждый из супругов

ожидал перемен от другого, в которых каждый перечислял "грехи" другого, в которых

каждый пытался переделать другого. Я бывал на диспутах профсоюзных руководителей, где

присутствующие тратили уйму времени и энергии на попытки создать законодательство,

которое заставило бы людей вести себя так, будто в реальности существуют основы для

доверия.

Нашей семье случилось жить в трех самых "горячих" точках планеты – в Южной

Африке, Израиле и Ирландии, и я считаю, что источником нескончаемых проблем в каждом

из этих мест является преобладание социальной парадигмы "снаружи-внутрь". Каждая

группа, вовлеченная в конфликт, убеждена, что проблема "где-то там", и она будет решена

если "они" (имеются в виду другие) "изменятся" или вовсе "исчезнут".

Для большинства людей сдвиг парадигмы в сторону к "изнутри-наружу" драматически

сложен Это объясняется, главным образом, сильным влиянием запрограммированности и

существующей социальной парадигмой Этики Личности

Однако, исходя из моего собственного опыта – как личного, так и почерпнутого в

работе с тысячами разных людей, – а также в результате внимательного изучения успеха

отдельных личностей и обществ на всем протяжении истории, я убедился, что многие из

принципов, воплощенных в "Семи Навыках", уже существуют глубоко внутри нас, в нашем

сознании и в нашем здравом смысле. Для того, чтобы распознать их и развить, чтобы

использовать их в соответствии с нашими глубочайшими нуждами, мы должны мыслить по-

иному, сдвинуть наши парадигмы на новый, более глубокий уровень – "изнутри-наружу".

Если мы искренне будем стараться понять и встроить эти принципы в нашу жизнь, то, я

убежден, мы со все большей глубиной будем открывать для себя истину, заключенную в

словах Т.С Элиота8:

Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудем на то же

место, с которого начали, и впервые познаем его по-настоящему.

8 Элиот, Томас Стерне (1888-1965), родившийся в США и переехавший в Англию после первой

мировой войны известный поэт, критик и драматург, лауреат Нобелевской премии 1948 года

(Прим. перев.)

СЕМЬ НАВЫКОВ – ОБЩЕЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

НАША СУТЬ ОТРАЖАЕТСЯ В НАШИХ

ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ДЕЙСТВИЯХ. ОТСЮДА

СОВЕРШЕНСТВО ЕСТЬ НЕ ДЕЙСТВИЕ, А

ПРИВЫЧКА.

АРИСТОТЕЛЬ

В основе своей наш характер составлен из наших привычек. "Посеешь мысль, пожнешь

действие; посеешь действие, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер;

посеешь характер, пожнешь судьбу", – гласит афоризм.

Привычки – мощные факторы нашей жизни. Эти устойчивые и часто неосознанные

шаблоны поведения постоянно, день "за днем, выражают наш характер и порождают нашу

эффективность... или неэффективность.

Как говорил великий просветитель Хорейс Манн9: "Привычки подобны канату. Мы

плетем и плетем его изо дня в день, и скоро его уже невозможно разорвать". Лично я не могу

согласиться с последней частью этого высказывания. Я убежден, что разорвать этот канат

можно. Привычками можно овладевать, а можно от них избавляться. Но я знаю также, что

это не может быть сделано быстро. Это длительный процесс, требующий серьезных

обязательств перед самим собой.

Те из нас, кто следил за полетом "Аполлона-11", были потрясены, видя, как первые

люди высаживаются на Луне, а затем возвращаются на Землю. Слова "фантастично" и

"невероятно" были слишком слабы, чтобы выразить атмосферу тех насыщенных событиями

дней. Но, чтобы попасть на Луну, космонавтам пришлось преодолеть огромную силу

земного притяжения. В течение первых нескольких минут, первых нескольких миль

космического полета было затрачено больше энергии, чем за все последующие несколько

дней путешествия протяженностью в полмиллиона миль.

Так и привычки обладают огромной силой притяжения – гораздо большей, чем многие

могут себе представить. Отказ от таких противоречащих основным принципам человеческой

эффективности привычек, как откладывание на потом, нетерпеливость, критиканство и

эгоизм, требует больше, чем лишь некоторого усилия воли и некоторых изменений в нашей

жизни. "Отрыв" требует огромных усилий, но едва мы прорвем силу притяжения, как наша

свобода обретет новое измерение.

Подобно всякой другой силе природы, гравитация может работать и на нас, и против

нас. Сила гравитации некоторых наших привычек может мешать нам двигаться туда, куда

нам нужно В то же время именно сила гравитации удерживает наш мир, она удерживает

планеты на их орбитах и поддерживает порядок во Вселенной Эта сила могущественна, и

при правильном ее применении мы сможем воспользоваться силой гравитации наших

привычек для создания единства и порядка, необходимых для достижения эффективности в

нашей жизни.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ "НАВЫКА"

Исходя из целей нашей книги, определим навык10 как пересечение знания, умения

9 Манн, Хорейс (1796-1859), крупный американский реформатор в области просвещения.

(Прим. перев.)

10 Мы переводим слово "Habit" как "Навык" в связи с тем, что, предлагаемая словарями "Привычка",

и желания.

Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение

определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в

своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента.

Я могу быть неэффективен во взаимодействиях со своими сослуживцами, женой и

детьми, поскольку постоянно говорю им о своей точке зрения, а их никогда не слушаю.

Если я не изучу правильных принципов человеческого взаимодействия, я, возможно, даже

и не узнаю, что мне нужно слушать других.

Даже если мне известно, что для эффективного взаимодействия с другими мне просто

необходимо слушать что они говорят, может оказаться, что я этого не умею. Может

оказаться, что я не знаю, как другого человека слушать внимательно.

Однако понимания необходимости слушать и знания, как это нужно делать, еще

недостаточно. Пока я не захочу слушать, пока у меня не появится желания, это не сделается

навыком. Создание навыка требует работы во всех трех направлениях.

Изменение бытия/видения – процесс восходящий, когда бытие изменяет видение,

которое в свою очередь изменяет бытие, и так далее, по мере нашего продвижения по

восходящей спирали роста. Работая над знанием, умением и желанием и порывая со старыми

парадигмами, которые, возможно, долгие годы были для нас источником псевдо-

безопасности, мы можем прорваться к новому уровню персональной и межличностной

эффективности.

Иногда это болезненный процесс. Это перемена, которая должна быть мотивирована

высшей целью, готовностью подчинить то, что вы хотите сейчас, тому, что вы хотите в

долгосрочной перспективе. Но этот процесс приносит счастье – "цель и форму нашего

лишь частично соответствует идее книги. По отношению к привычке человек может играть

пассивную роль, в то время как навык требует от него активности. (Прим. перев.)

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАВЫКИ

Усвоенные принципы и модели поведения

существования". Счастье, хотя бы частично, можно определить как плод желания и

способности жертвовать тем, что мы хотим сейчас, во имя того, что мы хотим в конечном

счете.

Наши рекомендации