Перспективы развития лизинговой деятельности в россии
Несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге, подписанная 28 мая 1988 г., разрабатывалась с участием представителей СССР, началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». И хотя данный Указ не включала в себя норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручала Правительству РФ «разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге» и, более того, допускала ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений, его считают первым в России правовым актом в этой области. Говоря об ошибках в определении параметров будущего правового регулирования, имеют в виду прежде всего чисто экономический подход к лизингу не как к гражданско-правовому договору, что имеет место в Оттавской конвенции, а как к виду предпринимательской деятельности. Указ именно так и определяет лизинг: как вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Другая ошибка состоит в том, что в круг объектов лизинга Указ включил «любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права» , хотя, конечно же, имущественные права ни при каких условиях не могут служитьсамостоятельным объектом лизинга. Кроме того, никак нельзя объяснить и требование, которое Указ предъявляет к организациям-лизингодателям: «лизинговые предприятия создаютсяв формеакционерных обществ, главным образом открытого типа».
И все же Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге. Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явились постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное этим постановлением Временное положение о лизинге.
Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержавшаяся в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994г. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Лизинг определяется как «вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей».
В этом определении понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения, лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения, под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга), суть которого состоит в приобретении арендодателем в собственность имущества в соответствии с указаниями арендатора для передачи этого имущества последнему в аренду.
Необходимо подчеркнуть, что постановление Правительства РФ от 29 июня 1995г. №633, утвердившее Временное положение о лизинге, включало в себя ряд положений, относящихся к публично-правовому регулированию лизинговых отношений, которые были направлены на создание благоприятных условий для развития лизинга в России. В частности, предусматривалось внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, направленных на освобождение: лизингодателей - от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации долгосрочных договоров лизинга; банков - от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления долгосрочных кредитов для осуществления операций финансового лизинга; лизингодателей - от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
Вскоре указанные положения (в части налога на прибыль) были реализованы самим Правительством путем внесения соответствующих дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Согласно этим дополнениям из налогооблагаемой базы организаций - участников лизинговых правоотношений исключались проценты по полученным заемным средствам (в том числе по кредитам банков и других организаций), используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, а также лизинговые платежи пооперациям финансового лизинга.
Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений явилось утверждение Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (постановление от 26 февраля 1996 г. № 167). Согласно данному Положению лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (организации-лизингодателю) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства. Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется Министерством экономики РФ, которое имеет право передавать свои соответствующие полномочия органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если лизинговая деятельность осуществляется на его территории. На Министерство экономики РФ также возложено ведение реестра выданных лицензий в области лизинговой деятельности.
Для получения лицензии вновь созданная лизинговая компания должна представить в лицензионный орган: заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; копии учредительных документов лизинговой компании; копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; справку налогового органа о постановке лизинговой компании на налоговый учет; документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления. Лизинговые компании, осуществлявшие ранее лизинговую деятельность, для получения лицензии должны также представить: баланс за предыдущий отчетный период и отчет о результатах финансовой деятельности за указанный период; копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки налоговым органом.
После введения в действие норм ГК о финансовой аренде (лизинге) Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. и названные выше постановления Правительства РФ о лизинге сохранили свое действие лишь в части, не противоречащей гл. 34 (§ 1 и 6) ГК.
И после принятия части второй Гражданского кодекса РФ продолжали издаваться постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности, однако все они носили чисто организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному может служить, в частности, постановление Правительства РФ от 21 июля 1997г. №915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы».
Среди мероприятий, предусмотренных данным постановлением: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в Российскую Федерацию виды технологического оборудования; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциации лизинговых компаний государств - участников СНГ, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков; разработка проектов создания межрегиональных лизинговых центров для малого предпринимательства, и т.п.
Несколько иной характер носит постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Данным постановлением установлено, что государственные гарантии на осуществление лизинговых операций за счет средств бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации - кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства.
Рассмотрение вопроса о предоставлении государственных гарантий производится при наличии между организацией, реализующей инвестиционный проект, и лизингодаталем соглашения об условиях заключения договора лизинга, в котором указывается, что права и обязанности сторон по договору возникают после получения государственных гарантий под заемные средства. Общий объем государственных гарантий должен соответствовать их лимитам по направлениям использования, предусмотренным законом о федеральном бюджете.
Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 % фактически предоставляемых для реализации лизинговой операции средств. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга как одной из форм инвестиционной деятельности. Это постановление Правительства РФ не затрагивает правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга).
В настоящее время договор финансовой аренды (лизинга) регулируется двумя законодательными актами: Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О лизинге». В Гражданском кодексе РФ не предусмотрено принятия каких-либо иных федеральных законом и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга. Однако Государственной Думой 11 сентября 1998 г. был принят Федеральный закон «О лизинге», впоследствии одобренный Советом Федерации (14 октября 1998 г.) и подписанный Президентом РФ (29 октября 1998 г.).Наряду с понятием «лизинговая сделка» в Федеральном законе «О лизинге» употребляются также и понятие «лизинг» и понятие «договор лизинга». Причем под «лизингом» в данном Законе разумеется «вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».
Федеральный закон «О лизинге» объявляет, что он в равной степени регулирует три вида лизинга: наряду с финансовым лизингом, нормами Закона охватываются и так называемые возвратный лизинг и оперативный лизинг. При этом под возвратным лизингом предлагается понимать «разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель», а под оперативным лизингом - «вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга». Однако в обоих случаях отсутствует непременный обязательный признак договора лизинга, а именно: обязанность лизингодателя приобрести лизинговое имущество у определенного продавца в соответствии с указаниями лизингополучателя. Поэтому так называемый возвратный и оперативный лизинг, с точки зрения и ГК, и Оттавской конвенции, не могут быть признаны договором лизинга и регулироваться соответственно положениями § 6 гл. 34 ГК и нормами Конвенции. В лучшем случае имеющиеся в Федеральном законе положения об указанных «видах» лизинга могут рассматриваться в качестве самостоятельных правил по отношению к общим положениям ГК об аренде (§ 1 гл. 34) и применяться лишь в случаях, когда они не противоречат указанным общим положениям либо когда сами общие положения (применительно к отдельным условиям аренды) допускают возможность установления федеральным законом иных правил правового регулирования.
Что же касается содержащихся в Федеральном законе «О лизинге» норм о финансовом лизинге, то они подлежат применению лишь в части, соответствующей положениям ГК, причем речь идет о положениях ГК как о финансовой аренде (лизинге), так и общих положениях об аренде, применяемых субсидиарно при отсутствии в ГК (§ 6 гл. 34) специальных правил о договоре лизинга. В данном случае должен действовать принцип правового регулирования гражданско-правовых отношений, закрепленный в п. 2 ст. 3 ГК: нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК.
Федеральный закон «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его регулирование. Основным признаком международного лизинга по данному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Порядок регулирования международного лизинга определяется следующим образом. Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется Федеральным законом «О лизинге» и иным законодательством Российской Федерации. Если же лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, т.е. предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз - в области внешнеэкономической деятельности.
Между тем Российская Федерация, в соответствии с Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», является участником указанной Конвенции. Сфера действия Конвенции о международном финансовом лизинге определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на территории государств-участников Конвенции либо когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств - участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами Российской Федерации).
Положительной чертой Федерального закона «О лизинге» является наличие в нем некоторых публично-правовых норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Например, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка РФ осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока действия договора лизинга. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанными с движением капитала. Однако и в данном случае, с точки зрения эффективности применения указанных норм, было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, в налоговое и таможенное законодательство.
Если вернуться к гражданско-правовому регулированию лизинговых отношений, то необходимо подчеркнуть, что в настоящее время они урегулированы Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «О лизинге.
В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.
К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.
В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".
Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.
Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.
Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.
С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд. рублей (42 млн. долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд. рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн. долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн. долларов США.
Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.
В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.
В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.
В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса (подробнее см. стр. 41)
Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.
Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.
Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По нашему мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.
В начале 2007 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг (подробнее см. главу "Состояние российского рынка лизинга", стр. 22). Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2007 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.
В начале 2007 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.