Глава 2. Семь законов ментального мастерства
Сегодня существует гораздо больше информации о достижении успеха в конкретной области, чем когда-либо раньше. Но несмотря на это только пять процентов человечества к концу своей жизни обретает финансовую независимость. Восемьдесят процентов работающих с радостью переменили бы род занятий, из них восемьдесят четыре процента, по их же признанию, работают в неполную силу, гораздо ниже своего потенциала. И только пять процентов считают, что работают на полную мощь на своих рабочих местах.
Большинство людей недомогают, имеют чрезмерный вес, плохую физическую форму и плохое здоровье. В США на здравоохранение тратится большая доля валового национального продукта, чем в любой стране мира, и эти затраты постоянно растут. Сегодня мы знаем, что в большинстве своем болезни и недомогания вызываются негативным ментальным подходом и разнообразными несчастьями. Люди сами делают себя больными, отравляют свои отношения своим же образом мыслей.
Америка — свободная страна. Перед каждым человеком открыты все пути. Люди могут делать все, что хотят, поехать куда угодно, изменить к лучшему любую сторону своей жизни, когда им захочется. Почему же тогда многие продолжают настойчиво цепляться за негативизм и пессимизм, будучи вправе думать так, как им того хочется? Почему лишь немногие живут так, как позволяет им их потенциал?
Поиск
Когда я рос, то никогда не задумывался о том, что желание достичь в чем-то совершенства означает необходимость занижаться этим делом со всем упорством и практиковаться в нем с максимальным прилежанием. Мне казалось, что все происходит само собой. Здоровье, счастье, мир, процветание и высокие достижения появляются в ходе человеческой жизни сами собой, если вам случится оказаться в нужном месте в нужный час.
Живя с этой идеей, как и большинство других людей, человек подпадает под действие закона случая. Этот закон, став законом в той степени, в которой он принимается по умолчанию, превращается в руководящий принцип для большинства людей. Если говорить простым языком, то он гласит: «Неудачное планирование — это планирование неудачи».
Желая стать доктором, вы изучаете медицину и практикуетесь в ней. Желая стать хорошим поваром, вы изучаете поварское дело с помощью книг по кулинарии и пробуете испытанные рецепты. Желая прожить жизнь, полную радости и удовлетворенности собой, вы изучаете биографии наиболее счастливых и преуспевающих людей, а затем делаете то же, что и они, до тех пор, пока не получите те же результаты в своей жизни.
Эта мысль просто поразила меня. Она казалась такой простой! Ну конечно же, все не могло быть так просто. И не было. Нет ничего стоящего, что бы давалось просто. Будет ошибкой полагать, что все правильное просто, как, например, взаимоотношения. Если над этим и вправду нужно работать, говорят некоторые, значит, с этим что-то не так. Именно такой ход мыслей фатален для счастья.
Когда я начал свои поиски Святого Грааля хорошей жизни, то сформулировал три фундаментальных рабочих принципа, оказавших мне огромную помощь.
Во-первых, жизнь сложна. Так всегда было и будет. По-другому никогда не будет ни для вас, ни для меня, ни для кого бы то ни было другого. Но хорошая сторона этого заключается в том, что, если вы принимаете эту главную истину, жизнь почему-то становится несколько проще, ведь вы уже не страдаете так сильно от чувства разочарования и несправедливости.
Во-вторых, кто вы есть и кем будете, зависит от вас. Вы находитесь там, где находитесь, потому что вы сами сделали этот выбор. Вы всегда свободны выбирать собственные поступки или бездействие, и ваша сегодняшняя жизнь — это сумма принятых вами решений, хороших и плохих. Если вы хотите переменить свое будущее, принимайте правильные решения.
Третий и, возможно, наиболее важный принцип состоит в том, что вы способны научиться всему, чему следует, чтобы стать тем, кем вы хотите стать, и достичь того, чего хотите достичь. Ограничений совсем немного, и большинство из них находится внутри вас, а не снаружи.
Если потребность — мать изобретений, то стресс, очевидно, — отец знания. Кажется, что нам требуется преуспеть в разочарованиях и стрессах, для того чтобы открыть себя для новых идей и способов делать те или иные вещи. Это было полностью справедливо в отношении меня, когда мне было двадцать.
Чтобы двигаться вперед, требуется научиться или перестать делать ряд вещей. Со своими знаниями вы не продвинетесь дальше. Вы заперты на своем теперешнем уровне знаний и навыков. Ваше будущее зависит главным образом от того, что вы узнаете и в чем практикуетесь начиная с этого момента и далее.
Я начал изучать успех и достижения на основе приведенных принципов. Они стали фундаментом, на котором я строил суперструктуру той самой системы, которой собираюсь здесь поделиться. Каждая часть этой книги дополняет другую. Это очень похоже на строительство величественного здания, деталь за деталью, до тех пор пока структура не будет завершена во
всем своем величии.
Мысль за мыслью, поступок за поступком, вы сможете превратить свою жизнь в шедевр. Вы узнаете, как создать нечто поистине прекрасное в результате собственных усилий. Вы узнаете, как взять свою судьбу под полный контроль. Вы узнаете, как совершить то, о чем вы когда-либо мечтали, и даже больше. Только не ждите, что это будет просто.
Кирпичик за кирпичиком
Начав изучать философию и науку о человеческих достижениях, я использовал себя самого и собственную ситуацию как тест на истинность и ложность. Вам следует сделать то же самое. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Вне зависимости от всего, чему вы научились, во что вы верите, спросите себя: «Справедливо ли это для меня?»
Как вы поймете, прочитав главу 6, для наиболее знаменитых людей характерно глубокое доверие самим себе. Они очень чувствительны к истинности. Вам следует быть такими же. Вы должны почувствовать, что многое в этой книге дает такое чувство. Если это не так, отложите книгу и вернитесь к ней позже, когда ее смысл прояснится для вас.
Теодор Рузвельт как-то сказал: «Делайте то, что можете, с тем, что имеете, прямо сейчас». Это как раз то, что я и сделал. Когда я стал спрашивать, почему некоторые люди добиваются больших успехов, чем другие, я попал в точку. Несмотря на то что студентом я был неважным, я очень много читал и не боялся тяжелого труда. Другие бегали на свидания и на танцы, а я занимался, наверстывая упущенное время.
Я узнал, что если бы для чудесной жизни требовались только книги и идеи, то все были бы счастливы и богаты. Сегодня существует гораздо больше хороших книг, магнитофонных кассет, видеозаписей и курсов о достижении успеха в любой области, чем за всю человеческую историю. И мне не попалось ни одной, в которой не было бы ценных советов. Но всех их, вместе взятых, не достаточно.
Нужна система. Без системы, с помощью которой можно интегрировать все приобретенные знания, вы похожи на человека, пытающегося сложить головоломку, не имея перед глазами картинки. Любая система лучше, чем ее отсутствие. Следует освоить систему, а затем дисциплинированно придерживаться ее до тех пор, пока не получите желаемых результатов.
Никто всерьез не возьмется за освоение сложного предмета без того, чтобы перенять уже имеющиеся знания у тех, кто ими владеет и успел продемонстрировать свое мастерство в этой области. Это справедливо для юриспруденции, медицины, инженерного дела, бизнеса. Это так же справедливо для человеческих отношений, счастья, здоровья, богатства и мира в душе. Практически все, чем вы хотели бы стать, что хотели бы иметь или делать, зависит от учебы и упорного труда. Но необходимо располагать системой. И разработать ее должны вы сами.
Базовые рабочие принципы
Основная причина невысоких достижений и разочарований заключается в том, что люди просто не знают, как извлечь максимум из собственного потенциала. Они не знают, как применять свои силы для получения максимальных результатов и достижения счастья. Они не знают собственных фундаментальных рабочих принципов, а в результате теряют время —многие часы и даже годы, — работая ниже своего потенциала.
Представьте, к примеру, что кто-то дал вам дорогой и сложный персональный компьютер. Его доставили вам домой, и когда вы вытащили все его части из ящиков, то оказалось, что не хватает одной вещи — справочного руководства по эксплуатации. Теперь представьте, что вы никогда не изучали компьютеры и не знакомы с языками программирования. Вам самому нужно понять, как он работает, как его наладить, как им пользоваться, как его программировать, как создать на нем что-нибудь стоящее. Как, по-вашему, сколько времени вам потребуется на то, чтобы на таких условиях без посторонней помощи разобраться в персональном компьютере?
Ответ таков: если у вас достаточно мотивации и решительности, то для самостоятельного освоения работы на компьютере вам, возможно, потребуются годы. Вполне возможно и то, что вы переключитесь на другие дела и возобновите свою прежнюю работу в прежнем, медленном стиле.
А теперь давайте представим, что вы получили свой компьютер с полным справочным руководством, дружественным по отношению к пользователю. А кроме того, к вам пришел специалист по компьютерам и показал вам шаг за шагом, как его настроить, как работать, как программировать, как пользоваться им наиболее эффективно.
Имея справочное руководство и получив основы знаний у специалиста, вы можете начать работать на компьютере в тот же день. И с этого времени ваши навыки будут улучшаться, а качество и количество выполняемой работы очень быстро расти.
Вывод таков: вы приходите в этот мир без справочного руководства. Вы рождаетесь с поразительным мозгом, сложность и потенциал которого так колоссальны, что их даже невозможно представить. Этот великолепный орган весом в 1,36 кг содержит более ста миллиардов клеток и обрабатывает сто миллионов бит информации в час. Он поддерживает совершенный химический баланс в каждой из клеток вашего тела с помощью автономной нервной системы. При должном использовании, ваш невероятный мозг способен сменить ваши лохмотья на роскошь, одиночество на популярность, болезнь на здоровье, депрессию на счастье, и все это — если вы научитесь его правильно использовать.
Эту книгу можно рассматривать как справочное руководство, помогающее вам извлечь максимум из себя самого. Я покажу вам, как подстегнуть поразительную мощь вашего разума и достичь всего того, что вы желаете.
Ваш многомерный мир
Ваш мозг похож на центральный процессор большой компьютерной сети. К нему разрешен доступ нескольким операторам или источникам, влияющим на него и задающим ему программу. Все входные данные оказывают влияние на другие данные. Вся входящая информация оказывает немедленное влияние на все другие данные, обрабатываемые каждым из индивидуальных пользователей. Новая информация, будь она истинной или ложной, может немедленно повлиять на операции, совершаемые в любой иной области.
Ваше подсознание — это и есть центральный процессор. Ваша главная задача при Достижении любой цели — перепрограммирование этого блока таким образом, чтобы все, что вы думаете, чувствуете, во что верите, стало точным ментальным эквивалентом того, что вы хотите испытать, от чего хотите получить удовольствие.
Получение доступа в порты подсознания может быть внешним и внутренним. Изнутри вы находитесь под влиянием собственных мыслей, ментальных картинок, воображения, чувств. А извне на вас влияет суггестивная среда, все, что регистрирует ваше сознание. Вы находитесь под влиянием всего, что делаете, говорите, слышите, читаете, видите и, в особенности, под влиянием тех людей, с которыми поддерживаете связь и ведете беседы. Каждое из этих влияний может заглушать или стимулировать любое другое (или другие) влияние. А всё вместе они создают вас — того человека, каким вы являетесь сегодня, формируют каждый аспект вашей жизни.
Возникшая в вашей голове мысль, вне зависимости от причины, часто влечет за собой другую мысль, а иногда и поток сознания, уводящий вас далеко от исходной мысли. Ваше сознание, словно поток, устремляется вперед, приводя или уводя вас от цели, в зависимости от степени ментального контроля, которую вы сами устанавливаете.
Ваши мысли порождают образы и картины, логически связанные с ними, и эти образы могут вести вас по цепочке от одного к другому, уводя от исходной мысли или возвращая к ней.
Мысли и образы вызывают эмоции всех типов. Ваши чувства вызывают к жизни новые мысли и образы, затем новые чувства и так далее.
Ваши мысли, образы и чувства порождают слова и поступки, логически вытекающие из них. Размышляя о своих целях, вы можете увидеть их уже достигнутыми, и эта мысль дает вам позитивный настрой и энтузиазм. Весь день вы будете относиться ко всему положительно и действовать эффективно.
То, что вы читаете, может повлиять на ваши мысли, образы, чувства, слова и поступки, а это, в свою очередь, окажет влияние на то, что вы станете читать дальше. Люди вокруг вас, беседы с ними, повлияют на вашу манеру говорить, двигаться, вести себя.
Магнитофонные записи, которые вы слушаете за рулем, телевизионные программы, которые вы смотрите, семинары, которые вы посещаете, действия, которые вы совершаете в течение дня, оказывают влияние на вас, формируют вас как человека. Они также затрагивают, приумножают, уменьшают, увеличивают и вносят изменения в иные влияния и в иную хранимую информацию.
Вдобавок ко всем этим факторам ваш прошлый опыт, история становления, хорошие и плохие воспоминания окрашивают ваше восприятие всего происходящего вокруг вас и с вами.
Это звучит довольно сложно? Да, так и есть. Ваш разум и ваша жизнь похожи на комнату, в которой расположились музыканты, играющие каждый свою партию на своем инструменте. Все они пытаются привлечь ваше внимание. При таком беспорядке разве удивительно, что большинство людей ощущают, что не в состоянии контролировать собственную жизнь? Разве удивительно, что большинство людей скорее делали бы что-то другое, где-то в другом месте, с кем-то другим? Разве удивительно, что большинство людей чувствуют, что могли бы добиваться лучших результатов, но пребывают в полной беспомощности, не пытаясь изменить собственную жизнь? Такая ситуация бросает людям вызов и является великолепным шансом в жизни.
Ваша главная задача — взять свою жизнь и будущее под полный контроль, стать дирижером собственного оркестра. Вам необходимо взять под контроль все внутренние и внешние аспекты собственной жизни, заставить их играть в гармонии с той центральной темой, которую вы выберете. Ваша задача — играть красивую музыку своей жизни, сделать жизнь велико-, лепным спектаклем.
Понимание различных законов
Возможно, вы уже знаете, что во Вселенной действуют законы двух типов: законы, созданные человечеством, и законы природы. Вы можете нарушать человеческие законы, например правила дорожного движения, и вас могут на этом поймать или не поймать. Но, попытавшись нарушить законы природы, вы будете пойманы каждый раз без исключения.
Законы природы, в свою очередь, делятся на две категории: законы физики и ментальные законы. Действие законов физики, например тех, что управляют электричеством или механикой, может быть проверено путем контролируемых экспериментов и практической деятельности.
А вот ментальные законы можно проверить только с помощью опыта и интуиции, наблюдая за их действием в собственной жизни.
Некоторые ментальные законы были сформулированы примерно во втором тысячелетии до нашей эры, то есть примерно четыре тысячи лет назад. В античном мире эти законы, или принципы, преподавались в так называемых «школах таинства». Ученики поступали в такие школы и обучались там в течение продолжительного времени. Их медленно и последовательно посвящали в эти принципы.
В те времена указанные принципы не были предназначены для широкой публики. Руководители таких научных школ полагали, что средний человек неверно истолкует эти законы и будет использовать их не по назначению. Возможно, что для того времени так оно и было.
Сегодня большинство указанных законов описаны и обсуждаются открыто. Но несмотря на это с ними знакомы только немногие. Изучая биографии преуспевающих людей, я заметил, что в большинстве своём они пользовались этими законами сознательно или неосознанно, и в результате им часто удавалось в течение двух—трех лет достичь большего, чем иным людям в течение всей жизни. В действительности любой истинный и долгосрочный успех приходит тогда, когда жизнь приведена в гармонию с перечисленными тремя принципами.
Здесь очень важно отметить следующее обстоятельство. Ментальные законы похожи на законы физики в том смысле, что они действуют все сто процентов времени. Закон гравитации, к примеру, работает всюду на планете Земля двадцать четыре часа в сутки. Спрыгнув вниз с десятиэтажного здания, вы упадете на мостовую с одинаковой силой как в центре Нью-Йорка, так и в центре Токио.
Совершенно не имеет значения, что вы знаете о гравитации, согласны ли вы с ней, говорил ли вам кто-то об этом, когда вы были ребенком. Закон беспристрастен. Он работает применительно к вам повсюду, независимо от того, знаете вы о нем или нет и удобен ли он вам в настоящий момент.
Ментальные законы также работают сто процентов времени, несмотря на то что физическое их проявление не так легко увидеть. Всякий раз, когда жизнь идет гладко, ваши мысли и действия приведены в гармонию с этими невидимыми ментальными законами. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с проблемами, вы неизменно нарушили один или более законов, заведомо зная об этом или находясь в неведении. Из-за их центральной роли в достижении счастья очень важно познакомиться с ними и интегрировать во все, чем вы заняты.
Закон контроля
Закон контроля гласит, что ваше отношение к себе самим позитивно в той степени, в какой вы контролируете свою жизнь, и негативно в той степени, в которой вы, согласно собственным ощущениям, теряете над ней контроль или попадаете под контроль иной внешней силы.
Этот закон, или принцип, широко признан в психологии. Он называется «теорией местоположения контроля». Обычно считается, что стресс, тревожность, напряженность и психопатические заболевания являются результатом потери человеком чувства контроля или ощущения отсутствия контроля над чем-то, что для него важно.
Например, если вы чувствуете, что вашу жизнь контролируют ваши долги, ваш начальник, ваше неважное здоровье, плохие отношения с людьми, поведение окружающих, то вы испытываете стресс. Стресс проявляется в раздражении, гневе, негодовании. Если с ним не справиться, он вызовет бессонницу, депрессию или даже различного рода болезни.
Возможен либо внешний, либо внутренний контроль. Иными словами, вы можете ощущать, что сами контролируете свою жизнь, испытывая счастье, уверенность, практикуя положительные подходы, или что ваша жизнь контролируется другими, и вы беспомощны, загнаны в ловушку, чувствуете себя жертвой.
В обоих случаях контроль над вашей жизнью начинается с ваших же мыслей — это единственное, над чем ваш контроль безграничен. То, как вы размышляете о ситуации, определяет ваши чувства, а последние определяют ваше поведение.
Самодисциплина, владение собой, самоконтроль — все это начинается с контроля над собственным мышлением. Никакой человек или ситуация не могут заставить вас чувствовать себя определенным образом, только ваши собственные мысли о ситуации заставляют вас чувствовать себя так или иначе. Вы способны контролировать свои мысли. Как сказала Элеонора Рузвельт «никто не может вас заставить чувствовать себя униженным без вашего согласия».
Существует два способа взять под контроль любую ситуацию, приводящую к стрессу и отсутствию радости. Во-первых, можно предпринять некоторые действия для ее изменения. Можно разобраться в ситуации и попытаться направить ее в конкретное русло. Во-вторых, можно просто уйти прочь. Очень часто можно восстановить контроль, оставив в покое человека или ситуацию и занявшись чем-то другим.
Иногда самое лучшее, что можно сделать с ситуацией, связанной с потерей контроля, — это просто уйти. Если вам доводилось разрывать несчастливые отношения или увольняться с неприятной работы, то вы помните, насколько лучше вы почувствовали себя, прекратив борьбу. Решив больше ничему не сопротивляться, вы снова обрели чувство контроля.
Закон контроля объясняет, почему так важно быть решительным и почему так важно знать, чего вы хотите. Уверенность в себе и ощущение контроля и есть преимущество человека, имеющего ясную цель и план, перед теми, кто колеблется и не уверен в себе.
Рассмотрите различные стороны вашей жизни с помощью ментального теста и решите, где ваши чувства позитивны, где вы полностью держите ситуацию под контролем, а где нет. Затем подумайте о конкретных вещах, которые можно было бы сделать для обретения контроля над теми областями вашей жизни, которые вызывают стресс. Подумайте также о ситуациях, из которых лучше всего просто выйти.
Одна из главнейших ваших обязанностей — взять собственную жизнь под контроль и удержать этот контроль в своих руках. Ощущение контроля становится фундаментом для построения счастья и успеха в будущем. Убедитесь, что этот фундамент достаточно прочен.
Закон причины и следствия
Закон причины и следствия гласит, что каждое следствие вашей жизни имеет причину. Он настолько важен, что был назван железным законом Вселенной. Он утверждает, что все происходит по какой-либо причине вне зависимости от вашего знания о ней. Нет ничего случайного. Мы живем в упорядоченной Вселенной, управляемой строгими законами, и понимание этого играет центральную роль применительно к любому иному закону или принципу.
Закон причины и следствия гласит, что для успеха есть конкретные причины и что такие же конкретные причины есть для неудачи. Есть конкретные причины для здоровья и болезни. Есть конкретные причины для счастья и несчастья. Если в вашей жизни имеет место какое-то следствие, которое вам бы хотелось умножить, то нужно проследить его причины и повторить их. Если есть некоторое следствие, которое вам совсем не по душе, проследите и его причины, а затем избавьтесь от них.
Этот закон настолько прост, что многие не обращают на него внимания. Люди продолжают делать (или не делать) те самые веши, которые приводят к разочарованию и несчастью, и винят в своих проблемах окружающих.
Безумие определяется как «выполнение одною и того же действия одним и тем же способом и ожидание различных результатов». Мы все в той или иной степени замечены за этим занятием. Нам следует честно признаться в этой тенденции и справиться с ней.
Есть одна шотландская пословица, которая гласит: «Лучше зажечь одну слабенькую свечку, чем проклинать темноту». Будет гораздо лучше сесть и разобраться в причинах своих трудностей, чем печалиться и злиться по их поводу.
В книге Притч Соломона сказано: «Что посеешь, то и пожнешь». Эта версия закона причины и следствия также называется законом сева и жатвы. Он гласит, что пожнете вы только то, что посеяли, и что все, пожинаемое вами сегодня, есть результат посева в прошлом. Если в будущем вы хотели бы снять иной урожай в какой-то из областей своей жизни, то должны посеять иные семена сегодня. Конечно же, это прежде всего относится к семенам разума.
Наиболее важное применение закона причины и следствия, или сева и жатвы, таково: мысли есть причины, а условия есть следствия.
Ваши мысли служат главной причиной условий вашей жизни. В вашем опыте все начиналось с определенной мысли — вашей или чьей-то еще.
Все, что вы есть, и все, чем вы станете, является результатом способа вашего мышления. Изменив качество своего мышления, вы измените и качество своей жизни. Перемены в вашем внешнем опыте последуют за переменами в опыте внутреннем. Вы пожнете то, что посеяли. Вы уже это делаете.
Вся прелесть этого неизменного закона заключается в том, что, приняв его, вы обретаете полный контроль над своими мыслями, чувствами и получаемыми результатами. Применяя закон причины и следствия, вы приводите свою жизнь в гармонию с законом контроля. Вы сразу же почувствуете себя лучше и счастливее.
Каждый из аспектов делового успеха или провала можно также объяснить действием этого базового закона. Посеяв нужные причины, вы пожнете желаемый эффект. Производя высококачественные товары и услуги, в которых нуждаются потребители и за которые они готовы платить, и занимаясь их настойчивым продвижением на рынок, вы сможете их успешно продавать. А если всего этого не делать, то не будет и никаких результатов.
Качественно выполняя работу и достигая результатов, требуемых для роста и процветания вашей компании, вы успешно продвигаетесь по службе и испытываете удовлетворение. Хорошо обращаясь с людьми, вы получите то же и от них. Вы всегда получите от жизни то, что в нее вложили. А вклад всегда находится под вашим контролем.
Закон веры
Закон веры гласит, что все, во что вы горячо верите, становится реальностью. Чем сильнее вы верите в истинность чего-то, тем выше вероятность истинности этого для вас. Бели вы в самом деле верите во что-то, то и представить себе не можете, как это может быть иначе. Ваши убеждения создают туннель вашего зрения. Они редактируют входящую информацию и отбрасывают то, что не соответствует вашим решениям или убеждениям.
Гарвардский исследователь Уильям Джеймс сказал: «Вера создает реальный факт». В Библии об этом сказано как: «По вере вам воздастся». Иными словами, вам не обязательно верить в то, что делаете, но видите вы именно то, во что верите.
Например, если вы совершенно уверены, что вам судьбой предназначено добиться больших успехов, то независимо от того, что происходит, вы продолжите бороться за достижение своих целей. И ничто вас не остановит.
С другой стороны, если вы верите, что успех — это дело везения или случая, то вас очень легко смутить и разочаровать всякий раз, когда что-то не ладится. Ваши убеждения настраивают вас на успех или провал.
Обычно люди смотрят на мир одним из двух способов. Вооружившись доброжелательным взглядом на мир, вы обычно считаете, что мир — это замечательное место для жизни. Вы стремитесь видеть в людях и ситуациях нечто хорошее и верите, что вокруг полно возможностей, преимуществами которых можно воспользоваться. Вы полагаете, что, несмотря на собственное несовершенство, вы в целом очень неплохой человек. Вы верите в будущее, в себя и в других. Вы в достаточной степени оптимист.
Второй способ смотреть на мир основан на недружелюбном мироощущении. Человек с недружелюбным взглядом на мир обычно характеризуется негативистским и пессимистическим отношением к себе и к жизни. Он обычно полагает, что «с властью справиться невозможно», что «богатые богатеют, а бедняки беднеют» и что как бы упорно вы ни трудились, вам все равно не продвинуться, ведь все против вас.
Человек такого типа повсюду видит несправедливость, угнетение и несчастья. Когда что-то идет не так, как планировалось, а это обычно так и бывает, он во всем винит невезенье или плохих людей. Он чувствует себя жертвой. Из-за такого отношения он никого не любит и не уважает.
Нет нужды говорить, что люди с оптимистическим подходом к жизни обычно чрезвычайно подвижны, энергичны, они строят и создают будущее. Они позитивны и веселы, они видят мир как чудесное место, подходящее для жизни. Для них характерны неиспробованные ментальные подходы, позволяющие откликаться позитивно и конструктивно на неизбежные взлеты и падения повседневной жизни. Ключевое направление вашего пути к успеху — развитие и поддержание такого доброжелательного, или позитивного, взгляда на мир.
Вероятно, наиболее серьезные ментальные препятствия, которые вам придется преодолеть в пути, содержатся в ваших самоограничивающих убеждениях. Эти убеждения ограничивают вас всеми возможными способами. Они удерживают вас от совершения новых попыток. Они зачастую заставляют вас видеть то, чего не существует в действительности.
Вы можете чувствовать, что ваш разум ограничен, потому что вы получали средние или плохие оценки в школе. Возможно, вы полагаете, что ваша созидательная способность или способность учиться или запоминать ограничены. Может быть, вам кажется, что вы не очень выдающаяся личность или у вас нет сметки в делах, связанных с деньгами. Некоторые люди считают, что они не могут избавиться от лишнего веса, бросить курить или стать привлекательными для противоположного пола.
Но во что бы вы ни верили — если вы верите в это достаточно сильно, — это становится для вас реальностью. Вы двигаетесь, разговариваете, общаетесь с людьми, ведете себя в соответствии со своими убеждениями. Даже если то, во что вы верите, полностью ложно — это истинно для вас, если вы верите в это.
Я сдерживал себя и продавал себя по дешевке, .потому что не получил среднего образования. На выпускников университетов я смотрел с благоговением и уважением. Я бессознательно принял для себя, что мои будущие перспективы ограничены. Из-за этого убеждения я ставил себе только ограниченные цели и не удивлялся, если не достигал их. В конце концов, я же плохо учился в школе — чего еще от меня ждать?
Однажды я прочел реальную историю о молодом человеке из небольшого городка, который окончил школу на «отлично». После этого он подал заявление на поступление в университет штата. Для того чтобы быть принятым, ему, в частности, нужно было, как и Другим абитуриентам по всей стране, пройти тест на уровень способностей. Несколькими неделями позже он получил письмо от приемной комиссии, где сообщалось, что он набрал в тесте девяносто девять процентов и принят на учебу.
Молодой человек был рад своему поступлению, но все-таки существовала одна проблема. Он не знал о системе процентов и пришел к ошибочному выводу, что девяносто девять — это его коэффициент интеллекта. Он знал, что средний коэффициент интеллекта составляет сто единиц, и решил, что никогда не сможет заниматься на уровне университета с таким «ограниченным» интеллектом.
На протяжении всего семестра он провалил (или почти провалил) каждый предмет. В конце концов руководитель пригласил его к себе и спросил, почему он справляется с учебой настолько плохо.
«Ну, — сказал студент, — вы не можете меня винить в этом. Мой коэффициент интеллекта — только девяносто девятых На столе руководителя в это время лежало личное дело студента. «Почему вы так думаете?» — спросил руководитель.
«Так было написано в письме от приемной комиссии», — ответил студент.
Когда руководитель понял, что произошло, он объяснил разницу между коэффициентом интеллекта и счетом в процентах.
«Девяносто девять процентов означают, что ты набрал равный или больший балл, чем девяносто девять студентов Америки, которые проходили этот тест. Ты — один из лучших во всем университетском городке».
Когда молодой человек осознал свою ошибку и сменил мнение о своем интеллекте, то стал совершенно другим.
Он вернулся к занятиям и включился в работу с новым чувством уверенности и компетентности. К концу семестра его имя было на доске почета и он окончил курс, войдя в десятку лучших студентов.
В этой истории заключен урок, ценный как для вас, так и для меня. Мы слишком легко принимаем любую свою ограниченность. После этого мы игнорируем или отвергаем любые очевидные факты, которые противоречат тому, во что мы уже решили верить.
Однажды учитель спросил маленького мальчика: «Ты умеешь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте?»
«Не знаю, — ответил тот, — я еще не пробовал».
Вы чем-то похожи на этого мальчика. Вы тоже не знаете, на что вы действительно способны. Не спешите продавать себя по дешевке. Отказывайтесь принимать ограничения своего потенциала. Вполне возможно, что вы способны на гораздо большее, чем делали до сих пор.
Большинство убеждений, ограничивающих вас, совсем неверны. Они основаны на негативной информации, которую вы усвоили и приняли как истинную. Как только вы приняли ее, ваши убеждения сделали ее для вас реальным фактом. Как говорил Генри Форд, «если вы верите, что можете или не можете сделать что-то, вы правы в обоих случаях».
В главе 3 вы узнаете, как построить сильную и надежную систему убеждений, полностью соответствующую тому, чего вы хотите достичь в своей жизни. Перед этим вы должны начать выявлять те ограничивающие убеждения, которые, возможно, вас сдерживают. Довольно часто ваши муж, жена или друзья смогут помочь вам распознать и выявить ограничивающие идеи и убеждения, о которых вы сами не знаете. Помните, они приносят одинаковый вред — вне зависимости от того, знаете вы о них или нет.
Закон ожиданий
Закон ожиданий гласит: все, чего вы ожидаете с уверенностью, становится вами же выполняемым пророчеством. Другими словами, вы получаете не обязательно то, чего хотите от жизни, а то, что ожидаете от нее. Ваши ожидания оказывают мощное невидимое влияние, заставляющее людей поступать и ситуации возникать в соответствии с тем, чего вы от них ждали.
Можно сказать, что вы постоянно являетесь предсказателем своей собственной судьбы, говоря и размышляя о том, как, по вашему мнению, ситуация может обернуться. Добившиеся успеха мужчины и женщины уверены в себе. Они предполагают свой успех, они ожидают положительного к себе отношения. Они ожидают, что будут счастливы, — и они редко разочаровываются в своих ожиданиях.
Для людей, не добившихся успеха, характерны отрицательные ожидания, цинизм и пессимизм, которые каким-то образом приводят к тому, что все происходит именно так, как эти люди того и ждут.
Доктор Гарвардского университета Роберт Розенталь в своей книге «Пигмалион в классе» описывает, какое громадное влияние на успеваемость студентов оказывают предположения их учителей. Он также приходит к выводу, что если бы студенты чувствовали, что от них ожидается хороший уровень, то занимались бы гораздо лучше, чем в отсутствие таких ожиданий.
В начале шестидесятых годов в районе залива Сан-Франциско был проведен доктором Розенталем эксперимент. В начале школьного года три учителя были приглашены в кабинет директора. Он сказал им примерно следующее: «Наблюдая за вашим стилем преподавания, мы пришли к выводу,' что вы являетесь тремя лучшими учителями в.нашей школе. В качестве специальной награды за превосходное преподавание каждый из вас получит по классу, составленному из лучших учеников нашей школы. Эти дети были выбраны на основе результатов последних тестов на уровень коэффициента интеллекта, и мы рассчитываем, что за год они повысят уровень своей успеваемости на двадцать—тридцать процентов. Но так как мы не хотим, чтобы нас обвинили в дискриминации, мы требуем, чтобы вы сохранили это в тайне. Мы не скажем родителям, а вы не должны говорить ученикам, что их специально отобрали в класс повышенного уровня».
Учителя были в восторге. Мечта преподавателя - учить класс, полный одаренных детей. Они приступили к занятиям с невероятным энтузиазмом.
На протяжении года проводились проверки класса и наблюдение за учителями. Учителя преподавали с большей преданностью своему делу. Они были более терпеливы в том случае, когда ученик не мог сразу усвоить новую мысль. Они проводили с учениками больше времени после уроков. Когда у ребенка были проблемы с усвоением материала, учитель считал, что весь вопрос в том, как он учит, а не в ученике.
В конце учебного года эти три класса лидировали не только в школе, но и в целом районе по результатам стандартных тестов. Они достигли также и скачка успеваемости на двадцать—тридцать процентов по сравнению с предыдущим годом, в точности как от них и ожидалось.
Когда были готовы результаты тестов, директор школы пригласил учителей в свой кабинет и поздравил их с отличным окончанием года. Учителя единогласно поблагодарили директора за то бол<