Объект и предмет философии

Философия и мировоззрение. Объект и предмет философии

Философия и мировоззрение.

Знание подразделяется на три группы:

• Обыденное знание.

• Конкретное научное знание.

• Мировоззренческое знание.

Обыденное знание – это знание, получаемое человеком в повседневной практике своего существования.

Конкретное научное знание – знание, получаемое в процессе обучения (в ВУЗе, к примеру).

Мировоззренческое знание – это формирование понимания окружающего мира и своего места в этом мире (познание мира, поиск смысла жизни и так далее...).

Существует три типа мировоззрения:

1. Мифологический тип мировоззрения.

это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира.

При данном типе мировоззрения мир рассматривается с антропоморфной точки зрения, то есть с точки зрения человека.

Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Мифологическое мировоззрение выражается в символах.

Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».

2. Религиозный тип мировоззрения.

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удваивании мира на мир реальный и мир божественный.

Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.

Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

3. Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.

В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.

Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.

Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.

Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.

Элитарность заключается в следующем:

• Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых – легко, для других трудно.

• Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.

• Философия не имеет практической значимости.

Пример.

Для того, чтобы показать как мировоззрение влияет на жизнь человека, разберём упрощённую схему влияния религии на развитие народов Восточной и Западной Европы.

В Восточной Европе всегда преобладало христианство, которое проповедует необязательность достатка в реальной жизни, «заменяя» его достатком в жизни после смерти, жизни в раю. Считалось, что если человек слишком хорошо живёт в реальной жизни, то после смерти он обязательно попадёт в ад. В рай попадаю только убогие, бедные, инвалиды и другие люди, которым плохо живётся в реальной жизни, или же богатые люди, которые занимаются благотворительностью.

Следовательно, чем лучше человек живёт в реальной жизни, тем хуже он будет жить после смерти. Это условие оказалось немаловажным для экономического развития Восточной Европы и личного обогащения каждого человека живущего там и исповедующего христианство.

В Западной Европе процветали католицизм и протестантство. В этих ответвлениях православия не было таких жёстких ограничений на материальные блага, поэтому люди не стыдились своего богатства и стремились к личным накоплениям. Соответственно и общий уровень жизни повышается.

В этих различиях заключается одна из причин не самого лучшего благосостояния России.

Объект и предмет философии.

Философия – это, прежде всего логическая, не эмоциональная аргументация.

Объектами философии являются:

• Природа

• Общество

• Человек

Предмет исследования.

Это тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.

Пример.

Вода – объект исследования для ряда наук. Но каждая наука имеет свой предмет исследования воды. Например, химия изучает реакции воды с различными веществами, а экология – различные виды загрязнения воды и способы борьбы с ними.

Предметами философии являются:

• Онтология – учение о мире в целом.

• Гносеология – познание мира.

• Философская антропология – философское учение о человеке.

• Социология – рассмотрение и изучение жизни общества.

• Этика – учение о морали, и так далее...

Предмет философии – это всегда выражение потребности общества.

Основной вопрос философии - Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Истоки философии - Возникновение философии.

«Философия – это эпоха, схваченная мыслью» (Геббельс).

Философия возникает на рубеже II-го и I-го тысячелетий до нашей эры. Это период установившегося классового общества. Существуют господствующие и угнетённые классы. Именно в господствующих классах государств востока (Древняя Индия и Древний Китай) и возникает философия. В Европе складывается второй центр возникновения философии – Античная Греция.

Для более глубокого понимания развития философии в центрах её возникновения произведём сравнение общей ситуации в Древней Индии и Античной Греции.

В Греции процветает рабовладельческий строй – существуют рабы и рабовладельцы.

В Индии классовость в открытую не существует – она скрыта кастами.

Касты Индии:

• Брахманы – высшая каста (жрецы, духовенство).

• Кшатрии – каста воинов.

• Вайшья – ремесленники, земледельцы.

• Шудра – низшая каста (шудра – в переводе – «слуга других»).

Рабами в Греции были в основном военнопленные (для того чтобы гражданин государства стал рабом, он должен был совершить тяжкое преступление).

В Индии кастовая принадлежность передаётся по наследству. Переход из одной касты в другую невозможен.

Функции философии - 1. Одной из основных и наиболее значимых функций философии являетсямировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

2. Суть фундаментальной функции философии заключается в формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей.

3. Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

4. Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

5. Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.

6. Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

7. Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

8. Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

9. Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

10. С помощью регулятивной функции философия влияет на соотношение конкретных действий людей и их жизненных стремлений и приоритетов.

11. Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

3.Философская мысль Древней Индии. Первыми философскими текстами индийской традиции былиУпанишады (кон.II тыс. до н. э.). Они представляли собой истолкование древних священных текстов – Вед, предназначенных для культового употребления. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единого, бесконечного божества и учение о карме и перерождении.

Ряд гимнов Упанишад повествует о самодовлеющем божестве. Все другие боги – лишь его проявления. Он -творец, хранитель и разрушитель всего сущего. Он – наиболее полное и наиболее реальное бытие. Он – бестелесный Брахман. Проявлением Брахмана является и Атман – внутреннее бессмертное «Я» мира, «мировая душа». Мировая душа идентична индивидуальной человеческой душе. Индивидуальный Атман несотворим и неуничтожим, его конечной целью является слияние с мировой душой. Подлинная цель человеческой жизни – в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению Атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Тот же, ктобезрассуден и нечист, не достигнет этого состояния, но войдет в круговорот рождения и смерти, в цепь зависимых перерождений, определяемых кармой, совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

С VI в. до н. э. начинается времяклассических философских систем. Принято различать ортодоксальные (илибрахманические) системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. Кнеортодоксальным системампричисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем (школ) – ньяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта имиманса образуют три пары дружественных учений, признающих и дополняющих основные положения друг друга.

Джайнизм зародился в русле отшельнической традиции, полемизировавшей с ортодоксальным ведизмом. Тем не менее доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о наличии души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива – отдельные души, которые от природы способны к совершенству, и аджива – пространство, эфир, материя, являющиеся основными составными частями мира.

Религиозная доктрина буддизма складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциальной души – атмана. Если в большинстве брахманистских систем атман рассматривался как временная форма высшей духовной субстанции, отворившей мир через серию эманации, а освобождение атмана трактовалось как его слияние с этим космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.

4. Философия Древнего Китая. Китай является страной, которая обладает древней историей и культурой. Это государство дало миру большое количество выдающихся философов, которые внесли существенный вклад в развитие этого направления. Философия тесно связана с мифологией. Но у этой связи были некоторые интересные особенности, которые вытекали из специфики тамошней мифологии. Мифы в Древнем Китае представляются в первую очередь, как старинные предания о династиях, время которых уже прошло.

Очень многих интересует философия древнего Китая, кратко о которой должен прочитать практически каждый. Можно найти в этой философском течении много полезной информации. Древнекитайская философия в корне отличается от западной. Она демонстрирует и грандиозную разницу между двумя культурами. Существует три базовых учения данной страны, каждое из которых обладает своей спецификой и особенностями.

Даосизм

Архивариус Лао-Цзы стал основателем этого философского учения. В его основе лежит такое понятие, как Дао. Оно характеризуется многогранностью. Можно описать его, как бескрайнее движение, всемирный закон и единство. Это существует во всем мире. Дао представляет собой одновременно и начало всего в мире, а также конец. В этом учении базовой задачей человека является достижение слияния с Дао. Для этого необходимо существовать осознанно, поступать в соответствии с законами мироздания. Если поступать наоборот, то человека начнут постигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать гибель.

Конфуцианство

Название этого направления древнекитайской философии происходит от имени его основателя. Им был чиновник при императорском дворе, который проживал в V-IV веках до нашей эры. Его звали Кун Фу-цзы. Со временем в Европе его стали называть Конфуцием. Он принадлежал к очень древнему роду, а в жизни самым основным считал гуманизм и великодушие. Также он уделял особое внимание важности соблюдения принципов поведения и церемоний. Он очень близко знал государственный аппарат и был активным антагонистом внедрения законов. Он считал, что нельзя управлять государством при помощи несправедливых и слишком жестких законов. Конфуций говорил о том, что надо править, используя личный пример, соблюдать ритуалы и быть человеколюбивым. Тогда народ будет осознавать, что такое стыд и как себя не стоит вести. Конфуций был убежден в том, что к правлению в государстве можно допускать исключительно наиболее благородных людей. Выдающийся мудрец оставил после себя много полезных наставлений, которые теперешнего времени используются китайцами и не только ими.

5. Античная философия. Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию.преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Наши рекомендации