Вопрос 17. критическая философия канта

ВОПРОС16. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Во второй четверти XVIII в во Франции сформировалось широкое и мощное движение, получившее название Просвещение. Оно не было только политическим или философским явлением, хотя философия, особенно материалистическая, она играла в нем важную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей \"третьего сословия\": юристов, философов, буржуазию, естествоиспытателей Просветители критиковали феодальный строй и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс, за их право на образование и культуру. Они верили в человека, в его разум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения.

Классическим философом французского Просвещения был Вольтер (1694-1778), главные идеи которого изложены в трудах: \"Философские письма\" (1734)

Главную задачу своей философии Вольтер видит в развенчании религиозной догматики, что мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм, ложь. В философии природы Вольтер - последователь Ньютона. Он развил идею всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущество принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.

В теории познания Вольтер стремился соединить сенсуалистической эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основой для него был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. Одновременно он утверждал, что и существует еще и абсолютное знание - логико-математическое, и знания, которое касается морали.

Вольтер обосновал идею равенства людей, и это равенство понимал как равенство политическую, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он рассматривал как условие социального равновесия и морального развития общества.

Младшим современником Вольтера был Жан Жак Руссо (1712-1778.) Центральная проблема творчества Руссо - неравенство между людьми и пути ее преодоления. Именно этому вопросу посвящен труд \"Размышления о происхождении я и основах неравенства между людьми \"(1755). Руссо исследовал возникновение имущественного и социального неравенства людей и стремился найти пути ее ликвидации. Он считал, что в неравенстве между людьми изначально и в ее возникновении виновата частная собственность. По мнению Руссо, первобытное человеческое общество находилось в естественном состоянии и человек был существом самодостаточным, материально независимым от других людей, а собственность, которая возникает в результате противоречий между интересами людей, приводит к несправедливости.

Французские материалисты XVIII в

К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежат Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784). Особенности материализма французских мыслителей XVIII в заключаются в том, что:

1) он был механистическим, то есть все формы движения материи сводились к механической и объяснялись законам механики;

2) он имеет метафизический характер: предметы и явления рассматривались вне их внутренней связью и развитием, без учета внутренних противоречий, как источника самодвижения, без постижения непрерывности и в трибкоподибности развития в их органическом единстве

3) в теории познания французские материалисты были сторонниками сенсуализма: чувство считали исходным источником познания, но придавали значение работе ума (мышление), подчеркивают их взаимосвязь;

4) большое внимание французские материалисты отдавали критике религии: анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведет человека к настоящей истине, а вводит в заблуждение;

5) в вопросе о возникновении общества французские материалисты склонялись к натурализму, т.е. причину тех или иных общественных явлений искали в природе, окружающей среде и в биологической природе и человек.

Таким образом, французские материалисты совместно с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, утверждении принципов гуманизму, решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.

ВОПРОС 17. КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг) Кант пытается решать философские проблемы — вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, эстетики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным данным.

Критическая философия сформировалась во второй период после опубликования трех «Критик” — «Критики чистого разума”, «Критики практического разума”, «Критики способности суждения”.. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

К. делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания.

У К. возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Одна из основных проблем «Критики чистого разума” — как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли она в качестве науки.

К. считает, что достоверное знание — объективное знание. Объективность отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается надиндивидуальными качествами субъекта.

Пространство и время — не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности человека.

Пространство— врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время— врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.

Рассудок— мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка — понятия и категории, конструируют предмет. рассудок упорядочивает восприятия человека., обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.

Теория познания представляется как : существуют вещи сами по себе.

Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека «Вещи в себе”.Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка.

Разум — высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.

Идеи — представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.

Антиомии разума— противоречивые, взаимоисключающие противоречия..

Итак, К. выдвинул новую концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе.

Наши рекомендации