Марксистская философия

Марксистская философия – это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818 - 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895 гг.), а также взгляды их последователей. Формирование философии марксизма происходило в течение примерно десятилетия, с конца 30-х годов до конца 40-х годов XIX века.

Возникновение марксистской философии было обусловлено рядом объективных факторов:

1. Социально-экономические и политические предпосылки. К ним следует отнести:

а) утверждение капитализма как социального строя благодаря промышленной революции в Европе на рубеже XVIII - XIX веков. Неизбежным следствием этого была, с одной стороны, крупная машинная индустрия, а с другой – появление промышленного пролетариата;

б) выход пролетариата на политическую арену. Эксплуатация капиталистами наёмных работников привела к росту их недовольства состоянием дел, к забастовкам, выступлениям против экономического положения. В 1831 и 1833 годы вспыхнули восстания лионских ткачей; в период 1830 -1840 годов Англию охватило массовое движение пролетариата, получившее в истории название чартистского движения; в 1844 году происходит восстание ткачей в Силезии. Всё свидетельствовало о том, что буржуазное общество, которое пришло на смену феодальному, не стало царством разума, справедливости, равенства и свободы, о котором мечтали просветители;

в) потребность рабочего класса в научной теории. Новые социально-исторические условия с необходимостью требовали их осмысления, философского анализа. Такой теорией и стал марксизм. Он возник в виде системы идей, принципов, теорий, которые пытались дать ответы на философские вопросы: может ли быть общество справедливым, каковы перспективы развития общества и другие.

Итак, марксистская философия возникла как ответ на запрос новой исторической эпохи.

2. Естественно-научные предпосылки. Особое место здесь принадлежит трем большим открытиям. Это:

а) закон сохранения и превращения энергии. Этот закон, открытый немецким учеными Мейером, Гельмгольцом и английским физиком Джоулем, стал научной основой философских выводов о материальном единстве мира, несотворимости и неуничтожимости материи и движения;

б) открытие клетки и создание клеточной теории немецкими естествоиспытателями Шванном и Шлейденом, что позволило сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства является клетка;

в) создание Дарвиным теории происхождения видов растений и животных. В философском аспекте эта теория аргументировала идею естественного процесса развития органического мира, закономерности возникновения человека как высшего творения природы.

Успехи природоведения, крупные открытия предоставили Марксу и Энгельсу определенный материал для философских обобщений, для формирования нового мировоззрения.

3. Теоретические источники:

а) немецкая классическая философия и в первую очередь системы Гегеля и Фейербаха;

б) английская политическая экономия в лице прогрессивных буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо;

в) французский утопический социализм. У социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и других основоположники марксизма восприняли идеи социализма.

Основными философскими произведениями основателей марксизма считаются:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Диалектика природы» Ф. Энгельса;

«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельса.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Хотя, ни Маркс, ни Энгельс никогда в прямой постановке не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм. Эти понятия небезосновательно утвердились в марксистской философии после их смерти в 90-х гг. XIX века. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается с материалистических позиций: материя обладает приматом по отношению к сознанию;

- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика – материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и сам человек;

- развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания

- Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и даёт человечеству утешение и надежду.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

- в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ;

- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения;

- производственные отношения образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

- в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации.

Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причем акцент делался на его социальных характеристиках

В 1848 году Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма.

Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. За последние 20-30 лет интерес к марксизму возрос, особенно на Западе. В частности, что касается Маркса, самые видные философы современности признают его интеллектуальным колоссом, значение которого не превзойдено и в настоящее время.

Наши рекомендации