Западноевропейская философия ХХ века: позитивизм и его исторические формы
Возникновение позитивизма было связано с бурным развитием науки, стремлением отождествить познание с научно-исследовательской деятельностью, отвержением «метафизики» (традиционной философии). Это философское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание, она должна исследовать лишь факты, опираться на научный метод в исследованиях. Все знания о мире могут быть почерпнуты только из конкретных «положительных» наук. Вся предшествующая традиционная философия (материализм и идеализм), по мнению основателя позитивизма Огюста Конта (1798 - 1857 гг.), с её абстракциями («материя», «дух», «сущность») не имеет право на существование. Подобные идеи развивали и другие представители классического («первого») позитивизма – английские философы Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 гг.) и Герберт Спенсер (1820 - 1903 гг.).
Следует иметь в виду, что основные идеи классического позитивизма получили развитие на рубеже XIX - XX веков в эмпириокритицизме, так называемом втором позитивизме. Его творцами были профессор физики Венского университета Эрнст Мах (1838 - 1916 гг.) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 - 1896 гг.).
В центре этой философии стоит идеалистически истолкованное понятие опыта. Опыт рассматривается не как отражение объективного мира, а как мир человеческих переживаний. По мнению Маха слова обыденного языка можно соотнести с окружающими предметами. А с научными терминами поступить подобным образом невозможно. Теоретические понятия не отображают действительности, они соотносятся только с опытом субъекта. При этом опыт сводился к комплексу ощущений. Ощущения, в свою очередь, не являются образами объективного мира. Научные термины – это всего лишь знаки, значениями которых являются комплексы ощущений. В рамках «второго позитивизма» был выдвинут принцип экономии мышления. Мыслить экономно, значит не объяснять явления, а описывать ощущения.
Важно отметить, что в начале ХХ века возник и получил распространение новый вариант позитивистской философии – «третий позитивизм», или неопозитивизм. У его истоков стояли философы «Венского кружка» – М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Начиная с 1930 года, они пропагандируют неопозитивизм как философию логического позитивизма. В дальнейшем он развивался как аналитическая философия.
Надо принять во внимание, что главная идея неопозитивизма состоит в том, что философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключённой в знаках.
Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, заключающийся в сравнении всех положений науки с данными опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, смысл жизни) верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.
Следует указать, что новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина - конец ХХ века). Его главными представителями считаются К. Поппер, Т. Кун. Поппер считал, что принцип верификации требует модернизации. Он объяснял это тем, что в рамках принципа верификации сформировалось неверное убеждение о возможности абсолютно истинного знания. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, теперь признаётся заблуждением. Всякая теория ненадёжна. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато её можно опровергнуть (фальсифицировать). Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна. Опровержение некоторой теории новыми эмпирическими данными приводит к отказу от неё и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создаётся новая теория, которая, в свою очередь, будет отвергнута новыми фактами. Благодаря этому происходит прогресс науки.
Одной из форм позитивизма является структурализм. Это философское направление связано с применением структурных методов в области гуманитарных наук. Главные представители структурализма - французский антрополог и философ Клод Леви-Строс, философ и историк культуры Мишель Фуко, психоаналитик Жан Лакан, швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр.
Для структурализма характерно:
а) игнорирование роли субстанции, на которую делался упор в традиционной философии;
б) возросший интерес к отношениям между элементами, так как свойства отношений обладают большей ценностью, чем субстанциональные свойства;
в) претензия на формализацию, чей приоритет, на их взгляд, выше, чем содержательная составляющая.
Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции философии позитивизма.