ІІ. Исторические типы философствования в контексте культуры

Неделя 2

Тема 2. Феномен философии в восточной культуре.

Лекция

1.Статус религии в древнеиндийской культуре и ее влияние на формирование и развитие философии. Поиски ортодоксальными школами путей избавления человека от вечного цикла перевоплощений. 2.Буддизм как философско-этическое учение и его влияние на формирование ментальности восточного человека. 3.Социально-этическая и практическая направленность древнекитайской философии. Конфуцианство. 4.Философия даосизма и ее картина мироздания.

Семинар

1.Традиция «Вед» и учение о карме, реинкарнации, кастовой системе как основание индийской философии. Упаншады: поиск путей достижения мокши и их осмысление в ортодоксальных школах(веданта, вайшишека, санкхья, миманса, ньяя, йога). 2.Фундаментальные идеи буддизма. Буддийская стратегия ненасилия и ее влияние на формирование и выбор духовных ценностей восточного человека. 3.Прагматическии характер социально-этических максим конфуцианства

СРС.

1).Подготовить глоссарий «Основные понятия древнеиндийской и древнекитайской философии»: Брахман, Атман, пуруша, дхарма, сансара, карма, мокша, майя, нирвана, джива, аджива, ахимса, пракрити, гуна, даршаны, инь, янь, жэнь, ли, шу, сяо, вэнь, дао, дэ, цзынь- цзы, чжэн- шин 2)Вопросы для устных ответов:

1.Сочинения «Ши цзин», «Шу цзин», «И цзин» как основа китайской философии. . 2.Философия даосизма и ее картина мироздания. Даоская практика достижения бессмертия. 3.Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. 4.Легизм как философия социально-политических стратегий. 3).Подготовка конспектов. 4).Решение задач и упражнений. 5).Ответы на тесты.

СРС-п

1).Проверка глоссария «Основные понятия древнеиндийской и древнекитайской философии». 2)Устные ответы: 1.Сочинения «Ши цзин», «Шу цзин», «И цзин» как основа китайской философии. . 2.Философия даосизма и ее картина мироздания. Даоская практика достижения бессмертия. 3.Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. 4.Легизм как философия социально-политических стратегий. 3).Проверка конспектов. 4).Проверка задач и упражнений. 5).Проверка ответов на тесты

Задачи и упражнения

1.«Освободиться от страданий можно лишь, оказавшись лишь от желаний, подавив в себе все страсти». К какому направлению относится это высказывание? Почему отказ от желаний, подавление страстей ведет к освобождению от страданий? 2. «Для достижения спасения необходимо достигнуть состояния угасания или исчезновения». К какому направлению относится это высказывание? Как называется это состояние? 3. «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения». Сущность какого учения выражает это высказывание? 4. «Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, и потому полно скорби» Сущность какого учения выражает это высказывание? Как европейские философы называют это учение? 5. Прокомментируйте это высказывание: «Человек следует законам земли. Земля следует законам Неба. Небо следует Дао, а Дао следует самому себе». К какому направлению относится это высказывание? 6. Как называет Конфуций этот принцип морали: «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим»? 7. «Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец- отцом, сын- сыном». Как называется учение, выраженное в этом высказывании Конфуция? 8. Раскройте смысл этого высказывания: «Дао рождает вещи. Дэ вскармливает их, не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать». 9. Прокомментируйте принцип «ди»: «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, то он может использовать других». 10. Прокомментируйте это высказывание Конфуция: «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том. Что ты не знаешь людей».

Литература.

1.Древнеиндийская философия: начальный период.

2.Лукьянов А.С. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия.

3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Неделя 3

Тема 3. Философия в античной культуре.

Лекция

1.Генезис древнегреческой философии, этапы ее развития, проблематика и особенности. Древнегреческая натурфилософия: проблемы, понятия, принципы. 2.Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии. 3.Философия Платона и Аристотеля как поиск установления приоритета Разума.

Семинар

1.Учение Сократа о сущности человека. Этический рационализм Сократа. 2.Учение Платона об идеях, душе. Сущность объективного идеализма Платона, его истоки. 3.Учение Аристотеля о бытии, форме, сущности, материи. Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры 4.Постановка Платоном и Аристотелем проблемы познания и компетентности.

СРС:

1.Индивидуальная презентация:1.Генезис философии в Древней Греции и влияние мифологии на ее становление и развитие. Взаимоотношения греческой мифологии и древнегреческой философии. 2. Возникновение и развитие проблемы и понятия бытия в древнегреческой натурфилософии: в философских учениях Милетской школы, пифогорейцев, элеатов, Демокрита. 3.Диалектика Гераклита и ее опровержение Зеноном Элейским. 4.Софистика как феномен греческой культуры и философии. 5.Философские поиски обеспечения личного счастья: киренаики, эпикуреизм, киники, стоицизм. 2).Подготовка философского эссе. (по желанию) 1.Жизнь и смерть Сократа как философская проблема. 2.Проект Платона идеального государства как социальная утопия. 3.Человек как центр этики и политики Аристотеля. 4.Идея естественного права римской философии как основа установления всеобщего правопорядка. 5.Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру.

СРС-п.

1)Индивидуальная презентация:1.Генезис философии в Древней Греции и влияние мифологии на ее становление и развитие. Взаимоотношения греческой мифологии и древнегреческой философии. 2. Возникновение и развитие проблемы и понятия бытия в древнегреческой натурфилософии: в философских учениях Милетской школы, пифогорейцев, элеатов, Демокрита. 3.Диалектика Гераклита и ее опровержение Зеноном Элейским. 4.Софистика как феномен греческой культуры и философии. 5.Философские поиски обеспечения личного счастья: киренаики, эпикуреизм, киники, стоицизм. 2).Проверка философского эссе: 1.Жизнь и смерть Сократа как философская проблема. 2.Проект Платона идеального государства как социальная утопия. 3.Человек как центр этики и политики Аристотеля. 4.Идея естественного права римской философии как основа установления всеобщего правопорядка. 5.Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру.

Задачи и упражнения

1.Что общего в этих высказываниях: «начало всего есть вода», «воздух», «начало Вселенной- атом и пустота», «этот космос, один и тот же для всех, не создан никем из богов, ни из людей, но он был и будет вечно живым огнем» и к какому направлению в философии они относятся? 2.Как называется учение, выраженное в этих высказываниях: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «все течет, все изменяется», «одно и тоже в нас- живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое» и кому они принадлежат? 3. «Бытие есть, а небытия вовсе нет», «бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однообразно», «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти». Обобщите эти высказывания Парменида и дайте его понятие бытия. 4. В чем состоит сущность, выраженное в этом высказывании: «идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходные с ними и суть их подобия»? В чем состоит соотношение идей и вещей? Кому принадлежит это высказывание? 5. «Идея- это нечто, во- первых, вечное, т.е. не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, не оскудения; во- вторых, само по себе, всегда в самом себе единообразное».Какими свойствами Бытия наделяет Платон идеи?

6. Дайте обоснование этому высказыванию Протогора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». 7. Почему «смерти нет ни для умерших, ни для живых» (Эпикур)? 8. Прокомментируйте это высказывание Эпикура: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно, справедливо и наоборот». 9. Сравните эти высказывания и прокомментируйте их: «Философам свойственно испытывать удивление. Оно и есть начало философии» (Платон), «Начало философствования - в удивлении» (Аристотель). 10. «Этого- то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и нужного не знаем, но он, не зная, воображает, будто что-то знает, а я если не знаю, то и не воображаю». Прокомментируйте это высказывание Сократа и ответьте на вопрос: в чем состоит мудрость Сократа?

Литература.

1.Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.

2.Богомолов А.С. Античная философия. М.2006

3.Вундт В. Введение в философию. М., 1999.

4.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.

5.Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. Т.1-2.М., 2006

6.Мамардашвили М. Лекции по античной философии.

7.Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М., 2006

8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

9.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991

Неделя 4

Наши рекомендации