Роль и место философии в культуре

Теоретическое ядро мировоззрения составляет философия, но мировоззрение не обязательно есть философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое сверхъестественное ценностное начало, морального - добро и зло, эстетического - красота, научного - истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы - это чудесные истории разных народов о богах и героях. В них мы находим первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождения, ответить на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека.

Эгоцентризм, переносивший на остальной мир черты общества и самого человека, стал наиболее распространенной особенностью мифологического сознания и получил название социоантропоморфизма. Антропоморфизм, например, широко проявился в представлениях о возникновении мира как о его рождении. Социоморфизм виден в образцах вавилонской мифологии, в которой Вселенная отождествляется с государством, представляя собой примитивную демократию.

Важнейшие мировоззренческие вопросы - о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и зле, о судьбе, - нашедшие отражение в мифах, были унаследованы религией и философией.

Религия (от лат. religio - "благочестие") - такая форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. В отличие от мифа, в котором земное и сверхъестественное тесно взаимо переплетены, религия противопоставляет, разводит природу и Бога, который стоит над природой и вне природы, и высшие ценности переносит в потусторонний мир, в "вечную", а не земную жизнь. В течение многих тысячелетий (по последним научным данным религия возникла примерно 40-50 тыс. лет назад) религиозные верования носили политеистический характер, то есть у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них (буддизм, христианство, ислам) становятся мировыми. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения были первыми из известных мироощущений человеком окружающего его мира Они выступали не столько формой понимания явлений, предметов, событий, сколько помогали человеку ориентироваться в мире и объяснять происходящее.

Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Философия возникает практически одновременно на Востоке и на Западе в о веке до н.э., когда традиционные религиозно-мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философия учила человека не принимать все на веру, призывала к самостоятельному размышлению. Философия стала рационально-теоретическим мировоззрением, фундаментом для которого являются позиции разума, интеллекта Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов и образов характерны для философии. Религия же не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума.

Итак, философия, в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, нескованности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Философия невозможна без знания, религия же основывается, прежде всего, на интуиции.

Положение, которое философия занимает в истории интеллектуального развития человечества, в немалой степени определяется тем, что она является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем отношении она в принципе может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения философии и науки.

С точки зрения одного подхода, философия рассматривается как такое исследование в только что складывающихся областях знания, в процессе которого это знание доводится до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и других наук от философии. В таком случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда появляется наука, философия уступает ей место. С другой точки зрения, философия выступает интегральным обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у философии. Аргументы в пользу того, что философия стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Аристотелевское понимание философии подразумевает, что мир организован строго иерархически и исчерпывающе описывается дедуктивной процедурой выведения более низких уровней из более высоких. Но если исходить из того, что различные уровни организации материального мира обладают собственными законами функционирования, то философия автоматически лишается статуса науки наук.

Цель ученого заключается в том, чтобы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. Философские же вопросы относятся не к предмету конкретной науки, а к принципам получения и организации конкретного знания и его месту в системе знаний о мире. Другими словами, философия анализирует не действительность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в человеческом знании. Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Сама же философия не дает нового знания, она дает возможность нового видения имеющегося знания. В этом смысле философия по своему предмету не может пересекаться ни с одной го научных дисциплин. Даже когда философия определяется как наука о действительности в целом, то речь идет не об охвате всех знаний, накопленных науками, а о выработке позиции, позволяющей увидеть мир как нечто единое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории.

2.Мировоззрение и его исторические типы:

Мировоззрением называется целостная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Ключевое слово здесь «целостность»: в мировоззрении спаяны воедино идеи и идеалы, чувства и ценности, понятия и мнения. Целостно относиться к миру – значит осознавать сложные связи между явлениями, уметь ориентироваться в них, а самое главное – ста- вить реальные цели и выбирать верные ориентиры, которые делают жизнь насыщенной, придают ей смысл и полноту. В мировоззрение как целостность конкретно входят знания, эмоции, ценности и поступки. Отношение человека к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания, основанные на здравом смысле, помогают человеку ориентироваться в обыденной жизни – находить выход в конфликтных ситуациях повседневности, общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории, касающиеся закономерностей развития мира природы и общества, сущности человека, устройства Вселенной в целом. Взаимодействие человека с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Человек способен не просто смотреть, например, на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею. Отношение человека к окружающим может варьироваться от восхищения до ненависти. Любовь способна окрасить весь мир в более яркие цвета, а предательство – привести к жизненному кризису. Цценности являются важными составляющими мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что он считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни, и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих реальных действиях. Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления. М.М. Бахтин. К философии поступка (1921) Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой четыре компонента мировоззрения: познавательный; эмоциональный; ценностный; деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно – компоненты никогда не существуют в чистом виде: мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение – всегда целостность, а разделе- ние его на компоненты применимо только в исследовательских целях. Иногда выделяют также уровни мировоззрения – теоретический, связанный с осмыслением мира, и практический, связанный с поступками, деятельностью в целом.

Кроме того, выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифология (от греч. mythos – сказание, предание) – древнейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образ- ном и фантастическом отношении к миру. Уже из определения ясно, что в мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточного опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, часто без учета причинно-следственных связей. Очеловечивание природы являлось основным способом такого объяснения.

При этом неизвестное (и потому опасное) сводилось к близкому и понятному. Так, деревья и реки стали местом обитания дриад и русалок; гром и молния – действиями разгневанных божеств и т.д. При помощи соответствующих ритуалов и действий с духами и богами, так похожими на человека, можно было договариваться и предугадывать их желания: в сущности опасно лишь то, что полностью непредсказуемо. Если бы у быков, львов или лошадей были руки, они бы, несомненно, со- творили себе богов, похожих на них самих, изваяв изображения быков, львов и лошадей. Ксенофан, древнегреческий философ (ок. 570 – после 478 до н.э.) Слитность – еще одна важная характеристика мифа, когда человек и природа воспринимались как единое целое. Проявлялась она практически во всех сферах первобытной жизни: древнее сознание не отделяло душу от тела, мысль от чувства, человека от коллектива, а древнейшее искусство представляло собой сплав танца, игры на музыкальных инструментах, пения, драмы и т.д. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: он объяснял природные явления, вопросы происхождения мира и человека, удовлетворяя стремление человека к познанию. Он также представлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт из поколения в поколение и поддерживая стабильность в обществе.

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное. Религия формировалась внутри мифологии, постепенно сменяя ее. Сверхъестественное – ключевое понятие религии. Для мифологии этого понятия не существовало – духи, дриады, нимфы, божества молнии или сна – все они были так же естественны и реальны, как деревья, реки или природные явления. Но к этапу религии у человечества уже было накоплено достаточно опыта, чтобы понимать, что есть норма (естественное), и соответственно трактовать чудо (сверхъестественное) как нарушение этой нормы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойствен жест- кий догматизм, который не приемлет критики. В каждой религии есть свои символы веры («Бог един в трех лицах» в христианстве, «Нет бога, кроме Аллаха» в исламе и т.д.), отрицание которых клеймится как ересь или инакомыслие. Для религии также характерна хорошо разработанная моральная система с четкими заповедями, предписаниями, за- прещениями (десять заповедей в Ветхом Завете, «восьмеричный путь» в буддизме). Почти все развитые религии считают одной из важнейших задач формирование духовного мира человека как пути единения с богом. Отметим, что в мифе еще отсутствовало это отделение духовного мира от материального (например, греческие божества жили в том же мире, что и человек). Религия выполняла (и во многом продолжает выполнять сейчас) ряд важных функций в обществе. Она распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения, способствует формированию развитого духовного мира. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она часто разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. Философия есть теоретическое ядро познания мира и человека – в этом проявляется ее мировоззренческая роль, которая конкретизируется в гуманистической, аксиологической и общекультурной функциях.

Так как философия является самым поздним и наиболее развитым мировоззренческим типом, это позволяет назвать ее высшей формой мировоззрения

  Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение - чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание - рациональная, интеллектуально-познавательная сфера. В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней: 1) знания - повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения); 2) ценности и оценки - определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень); 3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень); 4) убеждения — степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей. Основные традиционные разделы философии: — онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия); — философская антропология (учение о человеке); — социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества); — гносеология, или эпистемология (учение о познании); — этика (учение о морали); — логика (учение о законах мышления); — эстетика (учение о канонах и законах прекрасного); — аксиология (учение о ценностях); — герменевтика (учение о смыслах).

3.Предмет, специфика и структура философии, место ее в бытии

Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Основные традиционные разделы философии:

— онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия);

— философская антропология (учение о человеке);

— социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества);

— гносеология, или эпистемология (учение о познании);

— этика (учение о морали);

— логика (учение о законах мышления);

— эстетика (учение о канонах и законах прекрасного);

— аксиология (учение о ценностях);

— герменевтика (учение о смыслах).

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования. Философская антропология основывается на следующей главной предпосылке: помимо социальныххарактеристик, порождаемых особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и иных природных.

Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество — это совместноебытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? — таковы основные вопросы социальной философии.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.
Этика
— учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.
История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль.

Эстетикаопределяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

4. Функция философии.

Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно свя- занных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии: мировоззренческая – служит теоретическим основанием миро- воззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую кар- тину мира; гуманистическая – рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;

аксиологическая – дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.); общекультурная – знакомит человека с высшими достижения- ми мировой интеллектуальной культуры, является показате- лем уровня образованности и культуры человека; методологическая – вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности; прогностическая – прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений; интегрирующая – систематизирует и обобщает данные всех на- ук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»; критическая – подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление. Основными из перечисленных функций являются мировоз- зренческая и методологическая: они характерны только для фи- лософии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и общекультурная конкре- тизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогности- ческая, интегрирующая и критическая важны для научного ос- воения мира и встроены в методологию этого процесса. Т а к и м о б р а з о м, определение функций философии по- казывает, что она выступает в двух основных качествах: в о - п е р в ы х, как форма мировоззрения и, в о - в т о р ы х, как особая наука.

Наши рекомендации