Общая характеристика средневековой философии, ее теоцентризм. Основные направления и их виднейшие представители
Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, «Иисуса Христа». Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог ? Принято выделять две точки зрения:
1. Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский
2. Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.
Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).
Но несмотря на религиозную мистику, «время мракобесия», философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир был уверен в истине, об откровении Священного Писания. Ее нужно было только защитить (апологетика), систематизировать (патристика) и уточнять, правильно истолковать (схоластика). Философия – служанка богословия, но полное знание принадлежит только Богу. Нетерпимость к инакомыслию.
Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена. (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленно-сти мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.
АПОЛОГЕТИКА. "Апологеты" защищали христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Крупнейшим представителем "апологетов" был Юстин, который доказывал, что важнейшие положения христианства уже присутствуют в языче-ской философии и мифологии. Это объясняется тем, что у христианства и философии один и тот же источник – божественный логос. К христиа-нам Юстин относил всех, кто прожил свою жизнь "с логосом". Таковы Гераклит и Сократ.
Тертуллиан Квинт Сентимий Флорент (ок. 160-после 220гг.). Большое количество небольших по объему статей: «Об идолопоклонстве», «Против еретиков», «О душе» и др. По Тертуллиану, античные философы, опирающиеся на способности человеческого разума, а не на Боже-ственное откровение, достойны лишь осуждения.– «они еще ищут, стало быть не нашли». Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита и других он называет «патриархами еретиков».
Разум человека должен быть подчинен вере, только вера поможет прийти к истинному познанию. Разум должен остановиться перед несо-крушимостью веры, которая принимает то, что не может принимать разум. Его слова перефразированы в легендарный афоризм: «Верую, ибо абсурдно».
Ориген (285-254). Перечень его сочинений насчитывает до двух тысяч названий, которые оказали большое влияние на воззрения многих христи-анских философов.
• Считал, что античную философию изучать необходимо для лучшего понимания христианства, которое является ее логическим заверше-нием.
• Первым обосновал нематериальность, бесконечность, совершенство и вечность Бога, что непосредственно не трактуется в Библии. Используя неоплатоновские аргументы, доказывал, что бесконечность Бога следует из Его нематериальности – то, что бестелесно, не мо-жет иметь границ.
• Не принимал существовавшего тогда мнения, что Бог использовал в творении уже существующую материю. Ориген утверждал, что творе-ние мира «из ничего» более понятно и менее противоречиво, ибо признавание существования материи ограничивает Божественное мо-гущество.
Труды Оригена официально не относятся к патристике. И через 300 лет после смерти он был объявлен еретиком. Ряд его трактовок вызвали недовольство официальной церкви:
• Утверждал подчиненность Бога-Сына по отношению к Богу-Отцу. Что было близко к неоплатоновскому пониманию Единого и Ума (Нуса).
• Акт творения не единичен – Господь творит новые миры, последовательно сменяющие друг друга. Извечность его творения проявляется в создании бессмертных и бестелесных духов, подчиненных Богу как Святому Духу.
• Официальная церковь не приняла и идею апокатастасиса о конечном спасении всякой твари, включая и осужденных на страшные муки падших ангелов. Даже дьявол будет удостоен спасения.