Философия эпохи возрождения
Античная философия.Досократики
-все мировозр. Проблемы, которые были в мифологии, но решает по-особому
-универсализм-познание общих законов бытия
-космоцентризм (субстанция-природа)
-главный вопрос-о первоначалах мира
Гераклит, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель
Периоды:
-Досократический (6-5 в.в. до н. э.)-философы искали первовещество,
-Классический (4-3 в.в. до н. э.)-заложено большинство современных научных течений
-Эллинистический- на человека и общество.
Досократики-: Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимент, Гераклит, Демокрит
-философия как дискуссия
-изучение науки
-человек-произошел от рыбы/из воздуха
-этика-мера, познание себя и мира, умеренность во всем
Фалес предполагал, что искомым первовеществом была вода:
Анаксимандр занимался географией, именно ему приписывают создание первой карты земли и первого глобуса. Он полагал, что начало всего существующего – бесконечность, которую он назвал Апейроном
Анаксимент же считал, что первоначало вего сущего - воздух. Он тоже, как и Апейрон, бесконечен, и подобен нашей душе. Дыхание и воздух обнимают весь космос и мы рождаемся благодаря его влиянию. Значит он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать
Демокрит-основа всего-пустота(делима). создал целое учение об атомах. Атом-истинное бытие.детерминизм-все предопределено.богов нет,только судьба.
Пифагор предполагал, что в основе всего лежит число. Быть может его исследования легли в основу современной науки нумерологии. тело-тюрьма для души. религиозный подход.
Героклид-огонь,тк бытие как огонь подвижно
Пифагор предполагал, что в основе всего лежит число. Быть может его исследования легли в основу современной науки нумерологии. тело-тюрьма для души. религиозный подход.
-философия как дискуссия
-изучение науки
-человек-произошел от рыбы/из воздуха
-этика-мера, познание себя и мира, умеренность во всем
2.Классическая философия Сократ, Платон, Аристотель
Сократ-познай самого себя, антропология-учение о человеке;религиозность-то,что не дано знать богами,не нужно тебе; утилетаризм-знания о космосе,мире бесполезны; философия основана не на физике а на человеке; человек создан богами,они дали ему душу и разум, отличие от животных-есть душа,стремление к знаниям; этика-главное – умеренность,неверные поступки от незнания.знание-добродетель,главный добродетель-мудрость.
Платон-ученик Сократа,создает школу Академ; онтология-учение о бытии,мир-вещи(несовершенны),идеи(совершенны).цель вещи-стать идеей ;гносеология – познает тело,а не душа, душа изначально в мире идей,поэтому обладает знаниями,знание-припоминание;антропология-какова душа,таков человек,люди отличаются преобладанием частей(голова-разум,грудь-мужествр,живот-низшее)
Объективный идеализм-идеи ,существующие отдельно от человека
Аристотель-ученик Платона автор более 1000трудов,реалист;онтология-философия-наука о причинах бытия;гносеология-познание,важны и ощущения и разум,категории материи,потенция(возможность)которая ограничена формой;антропология+социология-носитель сознания-душа(растительная-питание,рост,размножение)животная-ощущения,желания,разумная душа,человек всегда живет в коллетиве,человек-социальное животное,основа жизни-семья
Эллинизм
. В этот период философы решали как вести себя человеку в обществе. киники, эпикурейцы и стоики.
Школа киников. Представители этой школы считали, что человек должен жить подобно собаке, в нищете, довольствоваться малым, быть независимым от имущества, избегать зла, быть независимым от семьи и государства. Наиболее известный философ данный школы: Диоген, живший в нищете, в жилище, называемом бочкой.
Школа Эпикурейцев. Ее представители - полная противополжность киникам. Они считали, что цель жизни - удовольствие, а также избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Они говорили, что жить нужно в укромном месте, в тесном дружеском кругу не участвуя в государственной жизни. Нужно всегда стремиться к покою и уравновешенности. Эпикурейцы также говорили, что у человека 2 врага: страх и надежда. Страх перед Богом и страх смерти. Человек надеется, что завтра будет лучше, но ничего в этом мире не изменяется, поэтому измениться должен сам человек, то есть, все зависит от него самого.
Школа Стоиков. -Сенека, Аврелий. Последователи этой школы были чистейшими фаталистами. Они говорили, что человек должен быть смиренен по отношению к судьбе, он не может изменить ее, но должен лишь уметь справиться с обьективным ходом событий. Стоик не должен желать того, что находится не в его власти, отличаться терпимостью и сдержанностью, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.
Средние века
Главная черта средневековой философии в Европе — ее глубокая связь с господствовавшим в обществе христианским религиозным мировоззрением. Об этой философии принято говорить, что она превратилась в «служанку богословия», т. е. стала религиозной философией. Материалистическое направление почти полностью исчезает и начинает возрождаться только в эпоху Возрождения. Средневековая религиозная философия возникла на основе учений Платона и его последователей — неоплатоников; на основе философии Аристотеля, из которой были удалены все материалистические идеи; наконец, на основе патристики (от лат. pater — отец) — учения «отцов церкви», христианских религиозных мыслителей II–VIII вв. Наиболее крупное течение в средневековой философии — схоластика (от лат. scholastica — ученый, школьный). Представители этого течения работали в монастырских школах, являвшихся в Средние века главными центрами религиознофилософского образования. Схоласты считали, что постигать бога следует разумом посредством логических рассуждений и доказательств, основанных преимущественно на формальной логике Аристотеля. По своей внешней форме (дискуссии, логические рассуждения, доказательства) схоластика была несколько ближе к науке, чем другие направления теологии (учения о боге), опиравшиеся на чувства и мистическое созерцание божества. Почву для патристики и схоластики подготовил неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Его основателем считается Аммоний Саккасиз Александрии.
Патристика— учения «отцов церкви»
Тертуллиан(ок. 150—ок. 222), прославившийся знаменитым изречением: «Верую, потому что абсурдно».
Августин Аврелий(354–430), Августин Блаженный. Самые известные его труды — «О граде Божием» и «Исповедь». логически обоснованное существование бога. Онтологическое доказательство бытия бога. Его существование, следует из самого понятия всесовершенного существа, так как идея абсолютного совершенства обязательно включает в себя, в частности, и необходимость существования. Так как бог абсолютно совершенен, он неизбежно должен существовать. Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма — утверждение, что бог сотворил мир из ничего. считал историю общества результатом борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства церкви («града Божиего») и царства дьявола («града земного»)(люди живущие по Христу,люди живущие по Человеку). В учении Августина резко противопоставляются церковь и государство. Он понимал развитие цивилизации не как бессмысленное топтание на месте, а как закономерный направленный процесс; способы получения знаний (знания других, знание от рассудка(логика),лично приобретенные знания)человек обладает свободной волей
Спор об универсалиях-общие понятия;номинализм-никаких универсалией не существует(нет единой церкви, нет общего греха, нет триединого Бога);реализм(универсалии существуют, связаны с конкретными вещами);концептуализм(Пьер Абеляр-примирил Р и Н)
Схоластика
Схоластика основывалась на уже разработанной и официально принятой церковью догматической конструкции; пояснение готовых религиозных догм, их систематическое изложение и доказательство посредством разума; искать истину не надо — она уже дана в божественном откровении;
Фома Аквинский-антология-три субстанции-Бог,бестелестные,телестные;гносеология-религиозномитсический-нельзя достичь в этом мире,познание Бога в этой жизни-главное-вера и любовь к Богу,научнорациональный;доказательства бытия Бога-Ог-перводвигатель,первопричина,совершенство,причина существования мира,причина блага.наука+религия
Антропология-все люди равны,тк есть свободная воля,союз тела и души; Задача науки — объяснить закономерности созданного богом мира. Однако дать ответы на мировоззренческие вопросы, объяснить главные положения христианской религии она не в силах. Ответить на эти вопросы способна только религия. Поэтому необходимо разделить сферы применения религии и науки
Философия эпохи возрождения
Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. переход от Средневековья к Новому времени, формирование раннебуржуазного общества с его своеобразными экономикой, политикой, наукой, искусством, моралью. В это время распространяется идея доверия к естественному человеческому разуму и закладываются основы философии, свободной от религиозных идей
гуманизм (от лат. homo — человек и humanis — человеческий)центр-человек);показывает что старые нормы устарели(авторитет святых отцов,Аристотель)
Пико делла Мирандола-человек-субъект, «человек-кузнец своего счастья»,человек свободное существо,только от человека зависит его будущее,сложное существо;
Эразм Роттердамский-высмеивание глупости;свободен ли человек
Томас Мюнцер-реформация-перевод Библии на родные языки,интерес к внутреннему миру человека
Мишель Монтень-цель жизни-достижение счастья,экзостенциализм(существование);Главная проблема-смысл жизни;жизнь бессмысленна,тк все смертны;страх смерти делает человека несчастным,человек начинает активно чем либо заниматься,вся жизнь суета сует;счастлив человек который спокойно живет;жизнь-главная данность
Эстетизм-красота
Пантеизм-натурфилософия,Бог «разлит » по всей природе
Николай Кузанский-бесконечная вселенная,человек как микромир,макромир,человек и вселенная взаимосвязаны
Николай Коперник(1473–1543), заменивший геоцентризм в астрономии гелиоцентризмом
Джордано Бруно(1548–1600) пошел еще дальше Коперника, утверждая, что даже Солнце не является центром Вселенной. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих на Землю. Никакого центра, занимающего исключительное, привилегированное положение в бесконечной Вселенной, вообще не существует. Вселенная порождена бесконечной божественной мощью
Галилео Галилей-теория двойсвтвенной истины,религия и наука нужны,но разный предмет учения
Социальные взгляды
Никколо Макиавелли-«Государь»политика и мораль несовместимы,поступки государя должны зависеть от ситуации,поиски идеального общества
Утопия-место,которого нет
Томас Мор «утопия»-картина справедливого общества;основа-труд,всесторонне образованные люди,деторождение-дело государственной важности,каждый занимается своим делом,отсутствие частной собственности,управляет мудрый философ