Л Е К Ц И Я № 59. Диалектика. Структура диалектики

Диалектика(от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Материализмутверждал принцип как основополагающее суж­дение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посред­ством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализмотталки­вался от принципа мышления.

Принципыотражают фундаментальные основы бытия и поз­нания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:

1) выступают как начала познания;

2) обусловливают характер познания;

3) лежат в основе законов и категорий диалектики;

4) придают знанию системность и целостность;

5) в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию.

Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и раз­вития.

Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благода­ря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззре­ния и научного познания. Все движение протекает по разумным законам диалектики.

Закон— это понятие, выражающее внутренне устойчивые, су­щественные, общие, повторяющиеся свойства и отношения дей­ствительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессозна­тельно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики —един­ства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений, отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как катего­риальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы.

Законы и категории диалектики недопустимо противопоста­влять законам, познаваемым фундаментальными науками. Мате­риалистическая диалектика есть общая теория движения, изме­нения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде дру­гих наук.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как о науке о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению.

Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие — связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное дву-единство бытия, единство противоположностей природы, общест­ва и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертыва­ние вширь и движение вглубь.

Диалектика(от греч. dialektike) — наука о наиболее общих за­конах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего су­ществующего. Действительность понималась как процесс пере­хода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорей­цы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось ис­кусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное.

Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Противоречие есть необходимое

условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством диалектики.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества — в схоластике — диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождениядиалектиче­ские идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н. Ку-занский и Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафи­зики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине), дают образ­цы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богат­ством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. В теории познания И. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод вы­ведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеали­стическая диалектика Гегеля. Диалектика есть согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и пред­ставляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».

Зрелое научное понимание диалектикисоздано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материали­стического понимания исторического процесса и развития поз­нания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития как бытия, так и познания, так как они тождественны по своему содержанию и отличаются только по форме. Материа­листическая диалектика не только онтологическое, но и гносе­ологическое учение, логика, рассматривающая мышление и поз­нание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них как тенденция заложено то, чем они станут.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она раскрывает движу­щую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития. К развитию путем перехода количественных изменений в каче­ственные, к перерыву постепенности, отрицание исходного мо­мента развития и отрицание этого отрицания, повторение на выс­шем уровне некоторых сторон первоначального состояния.

Наши рекомендации