Для занятий (практических, семинарских, лабораторных)

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Философия

Кафедра: Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин

Курс 2

Темы № 1- 18

Составитель:

преподаватель кафедры ИК и СГД,

магистр философии

___________ Рыманов Д.М.

(подпись)

Семей – 2014

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2014г.

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________ к.и.н., Сергазина Г.М.

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2014 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________ к.и.н. Сергазина Г.М.

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________ к.и.н. Сергазина Г.М.

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________ к.и.н. Сергазина Г.М.

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________ к.и.н. Сергазина Г.М.

ученая степень, ученое звание

1. Тема №1, название:Философия, ее предмет и функции

2. Цель: раскрыть основные подходы к понятию философия, объяснить действие функций философии на человека и общество.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:основные подходы к определению философии, функции философии
  • Студент должен уметь:применять методологическую функцию для исследований в области медицины, мировоззренческую, для формирования объективного взгляда на тот или иной вопрос поставленный перед личностью обществом.

4. Основные вопросы темы:

1) Понятие философии и основной вопрос философии

2) Мировоззрение и исторические типы мировоззрения

3) Функции философии

4) Структура философского знания

5) Философские исследования: проблемы и перспективы

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К уч-к “История философии” (любое издание).

2. Введение в философию М. 1999. т.1.

3. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. ч. 1гл. “Мир философии”т.1. ст.127-135.

4. Хинтикка Я. Философские исследования: проблемы и перспективы// Вопросы философии, №5, 2011 г.

5. Рыманов Д.М. «Курс философии в графиках и таблицах». Семей, 2009 г.

7. Контроль:

1) что такое философия

2) где и когда возникла философия?

3) философия: наука, искусство или мировоззрение?

4) основные функции философии

5) влияние философии на медицину

1. Тема №2, название:Мировоззрение и философия Древней Индии и Древнего Китая

2. Цель: раскрыть основные вехи истории философии Древней Индии и Древнего Китая, ответить на вопрос в чем отличительная характеристика философии Древнего Востока?

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:основные философские воззрения философских школ Древней Индии и Китая
  • Студент должен уметь:сравнить и раскрыть основные особенности ортодоксальных и неортодоксальных направлений Древней Индии, уметь отличать мировоззрения конфуцианства, даосизма, дзен буддизма и легизма.

4. Основные вопросы темы:

1) Периодизация и основная характеристика центральных историко-философских периодов.

2) Ортодоксальные направления Древней Индии

3) Неортодоксальные направления Древней Индии

4) Философия конфуцианства

5) Философия легизма, даосизма, дзен буддизма

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К уч-к “История философии” (любое издание).

2. Введение в философию М. 1999. т.1.

3. Рыманов Д.М. «Курс философии в графиках и таблицах». Семей, 2009 г.

7. Контроль:

1) перечислите основные философские вехи

2) в чем отличие ортодоксальных направлений Древней Индии от неортодоксальных

3) в чем общее и особенное философии Древней Индии и Китая

4) перечислите четыре благородные истины Будды

5) объясните следующее высказывание Конфуция: «отец должен быть отцом, сын сыном, чиновник чиновником»

1. Тема №3, название:Философия в эпоху античности

2. Цель: раскрыть философские воззрения основных философских школ Древней Греции и Рима.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:суть космоцентрического мировоззрения. Знать философские воззрения: милетской школы, пифагорейцев, элейской школы, Сократа и сократиков, Платона, Аристотеля, неоплатоников и Плотина.
  • Студент должен уметь:различать философское мировоззрение разных школ, уметь анализировать

4. Основные вопросы темы:

1. Милетская школа, её космоцентризм и натурфилософия.

2. Древнегреческая диалектика. Эфесская школа – Гераклит

3. Элейская школа – Парменид и Зенон.

4. Афинская школа – Демокрит, Сократ

5. Афинская школа - Платон, Аристотель

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.ведение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.гл 3 и 4

4. Мир философии М. 19992 т 1 /фрагменты из произведении Августина и Аквианета/

7. Контроль:

1. Что такое космоценризм?

2. Какие школы древнегреческой философии вы знаете?

3. В чем историческая заслуга Гераклита?

4. Кто первым открыл онтологию?

5. Какие апории Зенона вы знаете и в чем их заслуга?

1. Тема №4, название:Западноевропейская история философии средних веков. Особенности развития Западноевропейской философии в период Возрождения

2. Цель: раскрыть основные черты средневековой философии –

теоцентризм, трактовка мира с т.з. геоцентризма, человека как богочеловека»; особенности патристики и схоластики, реализма и номинализма. Раскрыть роль и место культуры и философии Ренессанса, как эта философия решает проблему человека и мира. Понятие геоцентризма (Н.Кузанский, Д.Бруно, Г.Галилей) и гуманизма философии данной эпохи

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:особенности и отличие теоцентрического и космоцентрического мировоззрения
  • Студент должен уметь:объяснить и логически обосновать положение философии в средних веках («служанка богословия»), объяснить, что и почему возрождали в период Ренессанса

4. Основные вопросы темы:

1. Периодизация Западноевропейской средневековой философии (апологетика, патристика, схоластика)

2. Апологетика – философия Тертуллиана, Оригена, Григория Нисского

3. Патристика – философия Августина и Северина Боэция

4. Схоластика и спор об универсалиях. Философские взгляды Эриугены, Ф. Аквинского, У. Оккама

5. Онтологические взгляды Коперника, Бруно, Галилея

6. Философия Н. Кузанского, М. Монтеня, Н. Макиавелли

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.гл 3 и 4

4. Мир философии М. 19992 т 1 /фрагменты из произведении Августина и Аквианета/

7. Контроль:

1) что такое космоцентризм

2) мировоззрению какой эпохи принадлежит теоцентризм

3) воспроизведите «онтологическое доказательство бытия бога»

4) стиль мышления какой эпохи возрождали в период Ренессанса?

5) почему геоцентрическая картина мира подвергалась гонению со стороны Ватикана?

1. Тема №5, название:Средневековая философия Арабо-мусульманского Востока.

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:основные направления Арабо-мусульманской средневековой философии (восточный перипатетизм, суфизм и др.). Каким образом развивалась наука и каково было влияние религии.
  • Студент должен уметь:сравнить средневековую Арабо-мусульманскую философию и средневековую Западноевропейскую философию.

4. Основные вопросы темы:

1. Арабская философия, её сущность и направления

2. Арабский перипатетизм, его черты, связь с древнегреческой философией.

3. Суфизм и его место в арабской культуре и философии.

4. Развитие медицины на Арабо-мусульманском востоке в период средневековья.

5. Отношение религии и науки на Арабо-мусульманском востоке в период средневековья

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.

4. Аль- Фараби. Социально- этические трактаты. Алма- Ата. Гылым. 1975 г.

7. Контроль:

1. Арабская философия –её роль и место в истории культуры

2. В чем заслуга книги Аль-Фараби «Канон врачебной науки»

3. Как суфизм решают проблему Бога?

1. Тема №6, название:Западноевропейская философия Нового времени

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать: что философия Нового времени начинается с английской (Ф. Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм. и с постановки проблемы научной методологии. Новый метод (анализ, индукция, эксперимент) и эмпиризм в данной философии. Проблема субстанции и её атрибутов в философии Декарта и Спиноза, сенсуализм и рационализм. Студент должен знать, что в XVII веке появляются философия просвещения (Вольтер, Руссо) и французский материализм (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций).

Студент должен уметь:сравнить сущность философии Нового времени со средневековой, что осуществился поворот к науке. Студент должен уметь подчеркнуть роль разума в данной философии, особенно в философии просвещения, постановку проблемы культуры и цивилизации.

4. Основные вопросы темы:

1. Английская философия, её эмпиризм и постановка вопроса о новой научной методологии. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк). Роль субъективного фактора в познании (Д.Беркли, Д.Юм).

2. Проблема субстанции, её атрибутов и модусов (Д.Декарт, Спиноза).

3. Сенсуализм и рационализм в философии XVII века

4. Философия просвещения и её черты

5. Философия Вольтера и Руссо и проблема свободы вероисповедания, критики цивилизации.

6. Французский материализм и его механизм.

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе... Избр. Произв. М. 1950 г.

5. Гоббст. Левиафан. Избр. Произв. в 2 томах Москва. Мысыль 1964г.

7. Контроль:

1. В чем отличие философии Нового времени от философии Средневековья?

2. Что такое эмпирика?

3. Как решают проблему субстанции Декарт и Спиноза?

4. Что является субстанцией философии

5. В чем механизм французского материализма.

1. Тема №7, название:Немецкая классическая философия

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:что в XIX веке большую роль сыграла классическая немецкая философия (Кант, Гегель, Фейербах), которая открыла законы мышления, раскрыла сущность развития, превратила диалектику в науку.
  • Студент должен уметь:применять категорический императив И. Канта к медицинской практики, уметь пользоваться законами диалектики для правильной постановки диагноза

4. Основные вопросы темы:

1. Философия И. Кана

2. Философия Гегеля

3. Философия Фейербаха

4. Философия Фихте

5. философия Шеллинга

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации, решение ситуационных задач

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.

4. Гегель Г-В-Ф. Энциклопедия философских наук: Философия Духа. Т. З.Москва 1956 г.

5. Рыманов Д.М. Курс философии в графиках и таблицах. Алматы, 2012.

7. Контроль:

1. В чем состоит вклад И.Канта в мировую философию?

2. Что такое абсолютный идеализм Гегеля?

3. Отличительная особенность диалектики Гегеля?

4. антропологический материализм Фейербаха

1. Тема №8, название:Марксистская философия: история и современность

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:основные этапы развития марксисткой философии, знать что такое базис и надстройка, что такое «отчуждение» в философии Маркса, какова роль рабочего класса в развитии общества.
  • Студент должен уметь:применять законы диалектики для постановки диагноза, сравнить современную историю развития общества и модель предложенную Марксом и Энгельсом.

4. Основные вопросы темы:

1. Краткая история развития философии марксизма

2. Проблема «человек и отчуждение» в философии К. Маркса и Ф. Энгельса

3. Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса

4. Материалистическое понимание истории

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.

4. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе. Маркс К., Энгельс Ф. Сбор. соч., т.21.

7. Контроль:

1) Основные этапы становления и развития марксистской философии

2) Как разрешается проблема «человек-мир» в марксистской философии?

3) Что такое отчуждение?

4) Суть материалистического понимания истории

5) Назовите формы отчуждения в марксистской философии

1. Тема №9, название:История становления и развития философской мысли в России и Казахстане

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:Студент должен знать, что казахская философия возникает в 1 тысячелетии до н.э. в форме предфилософии протоказахов, затем в VIII веке возникает мусульманская философия (К-А. Яссауи, Аль- Фараби и.др), которая просуществовала по XVIII век включительно. В XIX веке возникает философия казахского просвещения (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А. Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев).

Знать сущность таких философских направлений как славянофильство, западничество, евразийство, космизм, неогегельянство, неокантианство.

  • Студент должен уметь:сравнить и уметь делать выводы о том, что современная философия Казахстана связана с основными вехами развития казахской и русской философии.

4. Основные вопросы темы:

1 Особенности и основные этапы формирования казахской философии

2 Философско-просветительские воззрения Абая, Шакарима, Ч.Валиханова

3 Казахстанская философская мысль современности

4. Основные черты философии в России XIX века.

5. Материализм русских революционных демократов.

6. Русская религиозная философия (В.Соловьев, Ф.Достоевский, Л.Толстой)

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, Париж, 1989.

2. Шакарим. Три истины. Алматы. Элем. 1991 г.

3. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы. 2007 год, 3 изд.

4. Рыманов Д.М. Курс философии в графиках и таблицах. Алматы, 2012.

7. Контроль:

1. В чем особенность суфизма К-А Яссауй?

2. В чем содержание “Слов назидания” Абая?

3. О каких трех истинах говорит Шакарим ?

4. Как понимает человека и мир Ч.Валиханов?

5. Какую судьбу России предрекали славянофилы?

6. Какую судьбу России предрекали западники?

1. Тема №10, название:Развитие философской мысли в XX - XXI вв.

Рубежный контроль №1

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:становление неклассической философии, Новый рационализм, иррационалаизм.
  • Студент должен уметь:сравнить классическую и неклассическую науку и философию.

4. Основные вопросы темы:

1. Особенности неклассической философии XX век.

2. Экзистенциализм и новая онтология.

3. Философия Хайдеггера и Ясперса

4. Экзистенциализм Ж-П Сартра и А.Камю.

5. Восточная религиозная философия, русский космизм.

6. Постмодернизм и его черты (деконструкция, возвращение к мифу, симуляркр).

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г гл 2 и 3.

2.Введение в философию М 1990, ч 1 гл 3-4

3. Спиркин А.Г. Основы философии М. 2000 г.

4. Рыманов Д.М. Курс философии в графиках и таблицах. Алматы, 2012.

5. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм /Сумерки богов. М 1989 г

7. Контроль:

1. В чем отличие неклассической философия от классической?

2. В чем сущность новой онтологии?

3. Какие проблемы ставит экзистенциализм?

Вопросы рубежного контроля №1

1. Предмет философии (мировоззрение, определение философии, основная проблема и основной вопрос философии)

2. Милетская школа: Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.

3. Пифагор и пифагорейцы.

4. Философия Гераклита Эфесского.

5. Философия Зенона Элейского.

6. Философия Сократ.

7. Философия Платона.

8. Основатели кинической философии.

9. Аристотель: основные философские взгляды и критика платоновской концепции идей.

10. Скептики и стоики

11. Философия неоплатонизма

12. Итоговая характеристика античной философии и специфика проблем христианской религиозной философии.

13. Августин Блаженный

14. Фома Аквинский.

15. Основные направления в средневековой арабо-мусульманской философии

16. Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика и специфика проблематики.

17. Гуманисты северного Возрождения: Эразм, Т. Мор, М. Монтень.

18. Естественнонаучное направление в культуре эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи и Н. Коперник

19. Философия Нового времени: общая характеристика и специфика проблематики.

20. Первые результаты усилий по созданию нововременного научного мировоззрения. Г. Галилей. И. Кеплер.

21. Философские взгляды рационализма, эмпиризма и сенсуализма

22. Философия французского просвещения. Ш. Л. де Монтескье. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

23. Немецкая классическая философия

24. Философия Абая

25. Философия Шакарима

26. Философия Ч. Валиханова

27. Философия И. Алтынсарина

28. Словянофилы

29. Западники

30. Философия Бердяева

1. Тема №11, название:История развития и особенности онтологии и антропологии как разделов философского знания

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:что бытие есть центральная категория философии, которая по- разному понимается на разных этапах истории. Студент должен знать три смысла бытия (существование, жизнь и смерти, единство мира), четыре формы бытия (вещей, сознания человека, общество). Надо знать, что бытие вещей, мира раскрывается через категорию материя и формы её существования (движение, пространство, время).
  • Студент должен уметь:студент должен уметь проанализировать постановку проблемы человека в истории философии, соотношение биопсихического и социокультурного в человеке. Должен уметь раскрыть проблему жизни и смерти, смысла жизни, эвтаназии и суицида в духовном опыте человечества.

4. Основные вопросы темы:

1. Онтология: что такое бытие, в чем его смысл. Проблема бытия в истории философии.

2. Основные формы бытия: бытие вещей мира, его уровни; бытие сознания, его уровни: бытие человека, его уровни; бытие общества, его уровни.

3. Материя как философская категория, развитие представлении о материи в истории философии. Современное представление о строении материи. Уровни организации материи.

4. Проблема человека в философии древнего мира Средневековья, Нового времени и в XX-XXI веках.

5. Социальное и биологическое в человеке.

6. Проблема жизни и смерти в истории философии. Постановка проблемы жизни, смысла жизни и смерти в экзистенциальной философии (Хайдеггер, Сартр, Камю).

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия Алматы 2003г.

2. Введение в философию М 1990 г.ч 2.

3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.

4. Философский энциклопедический словарь М 1998 г.

7. Контроль:

1. Что такое онтология, что такое бытие?

2. 3 смысла бытия?

3. Какие формы бытия существуют?

4. Как понимали материю в древней Греции, в XVIII веке, в XX веке?

5. Какие формы движения существуют?

6. В чем смысл теории относительности А. Эйнштейн?

1. Тема №12, название:Социальная философия

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:что общество есть часть объективного мира, возникая и существующая благодаря трудовой, духовно- практической деятельности человека что существуют две концепции происхождения общества – религиозная и научная – антропосоциогенез; студент также должен знать, что общество находится в связи и взаимосвязи с природой, что современный этап такой связи вызвал к жизни учение о ноосфере. Необходимыми условиями бытия общества являются природная среда и народонаселения.

Студент должен уметь:проанализировать сущность и происхождение общества, раскрыть его взаимосвязь с природой: должен уметь показать, какую роль играют природный фактор и народонаселение в развитии общества. Студент должен уметь раскрыть суть общественного сознания, роль и знание массового и элитарного сознания, уровни, структура и формы общественного сознания.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие общества. Концепции его происхождения

2. Природа и общество: их взаимодействие

3. Роль природной среды в развитии общества. Географический детерминизм и геополитика

4. Народонаселение и его роль в развитии общества

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия Алматы 2003г.

2. Введение в философию М 1990 г.ч 2.

3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.

4. Философский энциклопедический словарь М 1998 г.

7. Контроль:

1. Что такое общество?

2. Как появилась общество?

3. Что такое экологический кризис и ноосфера?

4. Что такое географический детерминизм и геополитика.

5. В чем сложности современной демографической ситуации?

6. Что является определяющим условием развития общества?

1. Тема №13, название:Философия познания (эпистемология) и особенности познавательного процесса в медицине

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:что проблема познания, которой занимается эпистемология (гносеология) является фундаментальной проблемой философии. Студент должен знать, что это проблема рассматривается в единстве с практикой, чувственно- предметным отношением человека к миру. Должен знать, что познание есть процесс, который совершается между О и S познания, что в результате этого процесса получается знание, которое представляет собой единство образа и знака. Процесс познания есть единство чувственной и рациональной ступени познания, через которые познается истина.

Студент должен уметь:раскрыть сущность теории познания, объекта и субъекта познания, их взаимосвязь сущность знания как единства объективного и субъективного моментов, роль чувственного и рационального в познание, истину и практику. Уметь применять эту теорию познания к медицинской диагностике.

4. Основные вопросы темы:

1. Познание и практика. Виды и формы практики. Роль практики в познании.

2. О и S познания их взаимосвязь. Единство теории и практики. Диагностика как теория медицинского познания.

3. Сенсуализм и рационализм. Единство чувственного и рационального.

4. Проблема истины в философии.

5. Методы научного познания.

6. Роль науки в развитии общества.

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия Алматы 2003 г гл 4-5.

2. Введение в философию. М 1990 г. часть 2. раздел “Гносеология”

3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г. Раздел “Гносеология”

4. Мир философии. часть 1 Фрагменты произведении Локка, Декарта, Спинозы.

7. Контроль:

1. Что такое познание и практика?

2. Что такое S и О познания?

3. Что такое диагностика и каково соотношение объекта и субъекта в ней ?

4. Что такое образ и знак?

5. Что такое сенсуализм и рационализм ?

6. Что такое интуиция?

7. Как вы понимаете науку ?

8. Какие уровни научного знания существуют?

1. Тема №14, название:Возможности диалектики в постановке медицинского диагноза

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:что диалектика есть учение о развитии, противоречии, что существуют исторические формы диалектики (Гераклита, Н. Кузанского, Гегеля, Маркса, XX века – трагическая, негативная диалектика Адорно, когерентная, неогегельянская, немарксистская). Студент должен знать современные концепции развития: диалектику, формальную логику, синергетику, универсальную логику. Студент должен знать диалектику как систему законов и категории, методологическое значение диалектики для медицины.

Студент должен уметь:анализировать исторические формы диалектики, современные концепции развития, их связь взаимосвязь. Студент должен уметь раскрывать формы диалектики XX века, особенно немарксистскую, которая иначе, чем марксистская раскрывает источник развития, что соответствует современному этапу духовно- практической деятельности общества. Уметь раскрывать диалектику как систему законов и категории, как логику и методологию научного (медицинского) познания.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

2. Современные концепции развития, их взаимосвязь.

3. Диалектика как учение о связи и взаимосвязи. Понятие закона. Классификация законов.

4. Диалектика как система законов

5. Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине

6. Диалектика как методология медицины

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия медицины. Алматы 2008 г.

2. Шевченко Ю.Л. Философия медицины. Москва, «Гэотар-мед», 2004

7. Контроль:

1. Что такое диалектика? Какие существуют формы диалектики?

2. Назовите современные концепции развития.

3. Что такое связь, взаимосвязь, закон?

4. Какую сторону развития раскрывают 3 закона диалектики?

5. В чем сущность первого закона диалектики?

6. Категории диалектики – назовите их

1. Тема №15, название:Единство и многообразие исторического процесса.

Политика и политическое сознание

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:что исторический процесс является сложным, многоуровневым, включающим в себя как многообразие, так и единство. Знать, что существуют разные концепции трактовки исторического процесса, такие как: формационная Маркса, цивилизационная (Вебер, Парсонс, Дюркгейм) и локальных культур (Шпенглер, Тойнби). Так же студент должен знать, что политика как определенная сфера отношении в обществе определяется непосредственно экономическими отношениями, а политическое сознание есть отражение политики, правовое сознание есть отражение права.

Студент должен уметь:раскрыть сущность исторического процесса, раскрыть содержание всех концепций по данной проблеме с точки зрения соотношения единства и многообразия. Должен уметь анализировать структуру политического сознания, права и правосознания.

4. Основные вопросы темы:

1. Сущность истории и исторического процесса.

2. Сущность формационного подхода к объяснению исторического процесса

3. Сущность цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса

4. Локальные культуры Шпенглера и Тойнби

5. Понятие политики, её связь с экономикой.

6. Политическое сознание, его структура. Политическое воспитание.

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Алматы 2003 г.

2. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва 2000 г.

3. Розов Н.С. Философия и теория истории. Книга 1. Пролегомены. М., Логос.2002.

4. Розов Н.С. Структура цивилизаций и тенденции мирового развитии. – Новосибирск, 1992, 216 с.

5. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. Ю.Н. Давыдов. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

6. Шпенглер О. Закат Европы / Мир философии. Часть 2

7. Контроль:

1. Что такое исторический процесс?

2. Как его понимают формационная, цивилизационная локальных культур концепции?

3. Что такое политика?

4. Какова структура политического сознания?

5. Какова структура правового сознания?

1. Тема №16, название:Культура и цивилизация

Любовь как философская категория

2. Цель: обеспечить педагогические и психологические условия, для приобретения студентами знаний по теме семинарского занятия, а так же способствовать формированию мировоззрения, влияющего на становление высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:основные определения и различия культуры и цивилизации. Знать виды любви, основные идеи работы Э. Фромма «Искусство любви».

Студент должен уметь: анализировать культуру и цивилизацию, дать оценку существующим концепциям культуры и цивилизации. Студент должен уметь раскрыть любовь как философскую категорию, её формы проявления, её глобальную роль в развитии общества.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие культуры, её концепции.

2. Закономерности развития культуры.

3. Понятие цивилизации, её концепции и подходы. Классификация цивилизаций.

4. Понятие любви в культуре.

5. Многоличность любви.

6. Любовь как закономерность социального развития.

5. Методы обучения и преподавания:индивидуальные ответы, дискуссия, презентации

6. Литература:

1.Бегалинова К.К., Альжанова У.К.Философия. Алматы 2003 г. гл «Культура и цивилизация», Философия любви.

2.Введение в философию. М. 1990 г. часть 2 раздел «Культура и цивилизация».

3.Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.

Наши рекомендации