История развития понятия бытия
Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид). Для Парменида бытие тождественно существованию. Другие рассматривали бытие как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию.
Впервые этот термин ввел античный философ Парменид (5-4 вв. до н.э.). Он изображал бытие в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы мира. Людям нужна вера в новую силу. Перманид осознал сложившуюся ситуацию, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Абсолютная мысль, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос. Бытие – как Абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования. Бытие есть все существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно. Б. - то, что имеется за миром чувственных вещей, это и есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно и не имеет деления на субъект. И объект., оно вся полнота совершенства. Абсолют. Идея бытия - бытие истиное, сущее, но постижимое только умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел ввиду Логос – космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину бытия, а истина бытия открывается человеку.
Гераклит - бытие подвижно и вечно. Для Демокрита бытие – атом, не бытие – пустота. Сократ - человек мера всех вещей, высшая реальность не бытие, а сознание. От Парменида - деление на подлинное и неподлинное бытие. 2 пути выхода: перестроить мир и перестроить себя. Платон - истинное бытие есть мир идеи, а материя - это небытие. Противопоставил чувственное бытие чистым идеям. Подлинное бытие – эйдосы, неподлинное – отражение эйдосов. Для Платона, характерно различие “бытия по мнению” - видимой, внешней реальности и “истинности бытия”, доступного лишь философскому разуму. Истинное бытие – “царство чистых мыслей и красоты”. По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующая: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт (принцип материальности); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (Арист. концепция активной формы); в третьих, каждая вещь должная указывать свое происхождение (причинность); в-четвертых, каждая вещь имеет назначение (принцип цели). Плотин - 4 вида бытия. Материя неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое.
В христианской эре соединилась философия с богопознанием. Бытие, есть Бог. Средние века - соотношения бытия как реальности вне мира чувств с вещами мира. В средние века, говорится об Абсолютном бытие- бытие Бога, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Ф. Аквинский - бытие это Бог, все остальное неподлинное.
Новое время - отказ от проблем бытия и метафизики: а) теряется ощущение подлинности и неподлинности существования, б) человек, его сознание, потребности и жизнь - единственное несомненное подлинное бытие, в) вера в способность и зменить мир, г) господство материализма = бытие сущего стало субъективностью. Бытие как нечто телесное, как объективная реальность. Вселенная – машина. Также характерен субстанциональный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание). Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Беркли – “быть – значит быть в восприятии”. Для учений о бытии в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируются субстанция (субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции. Для европейской философии этого периода бытие – предметно сущее, противостоящее или предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этим формируется способ истолкования бытия, которое истолковывается через анализ сознания и самосознания. Он представлен в тезисе Декарта – «мыслю, следовательно, существую», бытие субъекта есть самосознание. Для Канта бытие не является свойством вещей. Бытие – способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания – причинности и цели. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Бытие оказалось у него неопределяемым, что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Для Гегеля чистое бытие – ничто, наличное бытие – вещь, субъективное бытие – индивид.
Постклассическая философия может быть разделена на 2 направления.
I Понятия бытия не употребляется (прагматизм, позитивизм) или отрицается (Витгенштейн).
II Понятие о бытии активно используется (марксизм, Хайдегер). Бытие, по Хайдеггеру, есть особый способ разговора о нем. Маркс - общественное бытие.