Политическая и духовная жизнь общества. Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
Политическая и духовная жизнь общества
Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования.
Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4 большие сферы:
9) Экономическая (материально-производственная) единство производства, потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий жизни людей:
Компоненты:
VII. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы материально-производственной сферы)
VIII. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности человека)
IX. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального производства)
10) Социальная – этнические общности людей (род, племя, национальность, нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне). Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная ф-я изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его социальной сферы.
11) Политическая: - на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. - На определенных этапах они образуют целую специфическую систему общественных институтов управления, включающие в себя самые различные органы. - Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы общества. - Социальная ф-я изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе, его связь с ним.
12) Духовное: -- она включает ф-ю, религию, художественные, правовые политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. -- все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. -- Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками:
- основываются на формах общественного сознания.
- Включают определенные типы духовной деятельности.
- Есть институтолизированные подсистемы общества.
Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру.
Политическая сфера - производство политической деятельности классов, соц групп, нац общностей, движений, общ организаций. Направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются полит устройством общ. Крайняя форма - революция. Все формы государственных функций. Теперь занимает важное место в жизни общ. его роль сильно повысилась. Политические отношения развиваются под влиянием всей совокупности со-экономических и идеологических отношений. В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с соц институтами..
Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики. В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил. Государство - это организация политической власти экономически господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Политическая стр-ра. Любое общество – ситсема множества элементов, нуждается в институтах, кот. организовывают взаимодействие между ними. Эту функцию выполняет полит. стр-ра.
Стр-ра: 1 политич. институты (гос-ва, партии и т.д.); 2 полит. нормы (законы, акты, конституция, уставы, …); 3 политич. сознание (обыденные, теоретические полит. взгляды).
В истории общества выдел. 2 этапа: дополитическое общ-во и политич. организ. общество.
Главная проблема полит. стр-ры – проблема власти: как ее захватить и удержать.
Духовная сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только живопись, музыка и тд, но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов, как-то географические, национальные и др особенности развития общ, нац характер и самосознание. История народа, его соседи и влияние др культур. Сейчас средства масс информации. самобытное народное искусство и профессиональное искусство. РОль это сферы трудно переоценить. Морально-психологический климат в обществе, семье и др тоже выступает дух ценностью. Духовные потребности имеют ту или иную направленность, которая определяется характером сущ общ отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и др, уровнем дух культуры людей, их соц идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Духовное потребление в некоторой степени стихийно, человек на свой вкус выбирает дух ценности, самостоятельно приобщается к ним. В то же время дух потребление может навязываться рекламой, идеологией, происходит манипулирование сознанием. Причем возможно управление процессом дух потребления. Производство и потребление дух ценностей опосредуется дух отношениями. Они сущт как отношение чел к некоторым конкретным дух ценностям, а также его отношение к другим людям по поводу этих ценностей - производством, распространением, потреблением, защитой. Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Они создают общий фон межличностного общения, проявляясь в семейных, производственных, межнац отношениях.
Обычно власть как понятие отождеств с государствен властью. Однако и теорет, и практически власть проявляет свою сущность, выполняя следующие функции: 1.в демократических странах государство остается глав институтом власти, но делит ее с негосударственными, обществен структурами. так формируется политическая власть. Государств власть явл основой политической власти. 2.в обществе за пределами государства существуют разновидности власти, в кот выражена их общечеловеч соц природа (родительская власть в семье; власть капитала). 3.понятие власти применимо к взаимоотношениям чел и природы. В течение огромного промежутка времени природа безраздельно властвовала над чел. 4.сущ власть и безвластие чел над собой, своими потребностями, интересами и страстями.
Концепции власти
1. теологическая- власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей.
2.бихевиористская- законом поведения людей явл то, что одни из них призваны повелевать, руководить, а др склонны подчиняться.
3.христианская- в послании Святого Апостола Павла содержатся непреложные требов:всякая душа да будут покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; «посему противящийся власти противится Богу»; «ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро» и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
4.психологическая- она связыв то с волевым началом, то с сублимацией (возносить), переключением психической энергии людей на более высокие цели властвования, то с преодолением комплексов неполноценности, то с харизматическими явлениями.
5.марксистская- власть выражает интересы господств класса, отделяется от общества и становится над ним в качестве орудия подавления трудящихся в антагонистич формациях. В будущем государств власть отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.
6.социологические- делают упор на то, ч она- функция, необход элемент жизнедеятельности соц системы. Указывается на потенциал возможность одних людей принять решения, способн влиять на поведение др (Вебер, Парсонс).
7.экзистенциональная-вл противопостав чел как надличностная, чужд ему сила(Камю).
8.структурно- функциональная – вл- неотъемлемое свойство всякой развитой общественной организации, способ самоорганизации соц систем.
9.реляционистские- власть представляется как отношения субъекта и объекта, из кот один направляет и контролирует действия другого.
Кант утверж, ч необход строгое раздел власти. В каждом разумно устроенном госуд действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достат независимость одной ветви власти от др-х. Классич теорией по поводу раздел-я властей считается теория Монтескье. Наиболее предпочтит гармония между всеми тремя ветвями власти, но гармония предпол и противоречие, и борьбу. Гл цель законодат деятельности- обеспечить своему народу нормал, спокойную, в меру возможности соц справедл жизнь. Законодат власть явл выражением общей воли государства, исполнит- механизм реализации этой воли. Исполнит власть д/б в руках одного или немногих, т/к эта сторона правления почти всегда треб быстрого исполнения. Судебная власть не д/б связана ни с известным положением, ни с какой- либо партией: она д/б невидимой для народа. В идеале между тремя ветвями власти мыслится установление такой гармонии, что правопорядок явил бы собой свое высшее совершенство.
Ведущим звеном в системе политических отношений общ является государство. Это не случайно, так как главное в политических отношениях --- вопрос о власти, прежде всего государственной. Заслуга внедрения в литературный оборот термина «государства» принадлежит Макиавелли, Этот термин озн общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства; оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию. Государство- это система органов общества, которая обеспечивает организационную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти- законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Гегельуподоблял государство живому организму с присущими ему «государственными» органами: они- члены целого, кот нельзя отколоться, не подвергая государство в болезнь. Государство- это общественный организм с определенной структурой. В государстве действует административно-управленческий аппарат, законодательные и исполнительные органы. Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа.
Основные признаки государства - наличие публичной власти; определенной территории и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права. Государство осуществляет внутренние и внешние функции.
Государство существовало не всегда. Оно- результат историч развития общества, его закономерной дифференциации на различные соц группы, результат прогрессирующего развития производит сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообр функциями обществ целого. Предпосылки образования государства уже существовали в виде верхушки родовой знати. В разросшемся обществе, основу кот составляла экономическая дифференциация, оказалось расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое; необходим был орган, реализующий управление обществом, т.е. функции власти. Функции гос внутренние и внешние. Внутренние - защита существующего способа производства, экономического и социального устройства; охрана общ порядка и поддержание дисциплины; регулирование соц отношений, обеспечение соц защиты населения. егулирование нац отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая, хозяйственно-организаторская. Внешние - защита интересов данного гос на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие нормальных отношений с др гос, развитие взаим сотрудничества на принципах мирного сосуществования.
Тип гос определяется, какому классу оно служит, то есть, в конечном счете, экономическим базисом. Основные типы гос совпадают с о-э формациями, на этапах перехода сущ переходные гос. При респ власти - народное большинство. Важное значение есть в различении г с точки зрения сущ в них политического режима.
Под формой государства понимают:
1) формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним и тем же лицом или официально принадлежит выборному органу. Монархия- государство, главой кот явл монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного чел (короля, царя, императора), кот обычно передается по наследству и рождение определяет, кому быть правителем. Республика- форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Республика предполагает правой порядок, гласность и разделение властей.
С точки зрения гос устройства подразделяется на унитарные (единое гос образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных гос образований, кантонов, земель, штатов, республик), конфедерации (государственно-правовые объединения). Члены федерации, будучи составными частями федерального государства и подчинясь решениям его высших органов, вместе с тем имеют и свои органы власти, управления и свое законодательство, судебную систему, т.е. юридически являются относительно самостоятельным государственным образованием.
2) политический режим- методы осуществ государ руководства обществом. Государство может осущ свою власть и демократич методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.
Используя рычаги власти, органы гос могут воздействовать на все звенья политической системы общества. Главными средствами оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос власть доминирует в общ и может добиваться своих целей разными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими косв способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец аппарата. Связана с отношениями субординации, иерархии. Современная динамика соц процессов связана с процессом бюрократизации, кот подчиняет людей безличным правилам, с целью приспособления их к заданным функциям и предполагает наличие санкций за уклонение от правил. В классово-антагонистических обществах гос находится в руках господствующего класса и используется для подавления своих соц противников.
Особое значение придается формированию правового гос. В нем особое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. разделение полномочий и функций властей разного уровня. Правовое гос есть правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права. Сам термин утвердился во второй половине 19 в. уже античными мыслителями был разработан ряд правил и положений, значимых для последующих представлений о прав гос. В новое время формирование понятий о правовом гос шло в русле утверждения доктрины естественного права, идеальном, вытекающем из природы человека (истоки еще от Платона). Здесь же возникли и социальные утопии. В новое время возникновение и укрепление светского юридического мировоззрения, критика феодального произвола, абсолютистских и полицейских порядков, признание свободы и равенства всех людей:, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политический власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становление концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) власти на законодательную, исполнительную и судебную, развитие теории и практики конституционализма. Спиноза, Локк, Монтескье, Адамс. Философское обоснование прав гос дано Кантом, в учении которого требование категорического императива в политической форме предстает как республика - правовая форма организации государственности с разделением власти. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствует право и разделение властей. Систематическая фил гос как правовой организации разработана Гегелем. Гос как идея и система права, царство реализованной свободы. Отличительные признаки прав гос: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной гос власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений инд, общ и гос.
Государство изменяется тремя путями: государственный строй обновляется, реформируется; оно разлагается; оно коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы данного государства. Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует сотрудничество классов.
Оба подхода имеют преимущества и недостатки. Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь сопровождается большими человеческими жертвами. Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго. Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному развитию. Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.
Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
Характерной чертой нынешнего этапа явл-ся потребность в усовершенствовании соц. технологий. Можно выделить 3 группы соц. инноваций:
1 Экономические реформы.
2 Изменение в политич. сфере (формир-е демокр. структур власти).
3 Преобразование социально-психологических отношений в обществе.
Соц. технологии переводят систему из одного состояния в другое. Любая технология должна соответствовать традициям, ментальности государства. Внедрение соц. технологий всегда очень болезненно, т. к. затрагивает сложившиеся соц. структуры, консервативность психологии. Широкое развитие соц. инновац. процессов обусловлено оформлением сферы соц. технологий — процедура, содержащая описание организационных нововведений, направленных на решение соц. проблем. Соц. технологии — деятельность, в рез-те которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Необходима четкая последовательность операций достижения цели, четкая конечная цель.
С позиции системного подхода в структуре соц. технологий выделяются 3 процесса:
1 Технологические процессы — отбор и переработка материально-вещественных и информационных потоков.
2 Технол. процессы, которые являются специфич. действиями данной технологии с точки зрения ее назначения (технология образования, обучения).
3 Технол. процессы, связанные с дальнейшим продвижением полученного результата.
Технологии характеризуются масштабностью систем, в которых реализуются эти технологии и разделяются на макротехнологии и микротехнологии.
В зависимости от поставленной цели технологии могут быть:
1 Технологии, которые поддерживают стабилизацию систем.
2 Переводят систему из одного состояния в другое.
3 Повышают надежность системы.
Ставится проблема социального эксперимента.