Философские основы антропогенеза

Несмотря на имеющ достиж-ия в области изуч-я чел-ка, происх-ние, и возн-ние жизни на Земле, остаются тайнами, недоступ соврем науке. отсутствует убедит теория, подкрепленная неопроверж фактами и аргум-ми, способная объяснять предысторию становл чел-ва. Им-ся представ-ия о чел-ке базируются на гипотезах и предполож-ях. Концепции антропогенеза (основные гипотезы происхождения человека)

1. До 19 в. в европ мысли господств теистическая антрополог конц, согласно кот мир появ в резул акта божеств творения. В Библии излагается миф о творении человека Богом.

2. натуралистическая

а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора. Интенсивное науч осмысл проблемы антропогенеза началось в 19в. достижение в этой области- утверждение эволюционной теории. Геттон представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других. Лаплас предложил теорию возникнов Солнечной системы. Дарвин выдв теорию происхож чел от обезьяноподобного предка. В соот-ии с эволюционной теорией, считается, что чел-к произошел от обезьяны. Однако ряд разработчиков этой концеп. в лице Геккеля, Гексли, назвав эту проблему «недостающего звена», т.е., м/у обезьяноподобными предками и соврем чел разумным.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек. На рубеже 20в. появляется мутационная теория эволюции де Фриза, согласно кот виды возникают скачкообразно, в рез крупных единичных мутаций в генном наследств аппарате (геноме). В 40 гг. шир распространение получила синтетическая теория эволюции, согл этой конц глав явл не особь, а популяция. В последние десятил ведется критика синтетической теории эволюции, она связ с появл в биологии сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни. Антропогенез не следует рассматр как линейный процесс.

в) Вопрос о сверхвозм-ях мозга Бехтерева,отмечает, что требования, кот-е предъявляют земные условия к мозгу, во много раз ниже, чем его возм-ти. Объяс это инопланетарным происх-ем чел-ка.

3. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении сознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума. Тейяр де Шарден

4. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка (Энгельс). С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологич законов, но он преобразовывает характер действия естествен отбора, формирует способность чел преобразовывать природу по своим собствен меркам, вместе с тем способст формиров самого чел. Т.о, было показано, что становление чел и общества - это взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза, и важн роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Труд есть целесообразная деятельность чел., направленная на создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает чел. от животного, так как он есть единственная присущая всем формам общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

а) Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает а) целесообразную деятельность или собственно труд; б) предмет труда; в) средства труда; г) результат труда.

б) Общественный характер отношений людей в процессе труда. Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная.Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным. Это положило начало абстрактному мышлению. Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг жив существ.

В физич. и умственном развитии человека (т. е. в изменении морфологии и развитии рассудка) фактор труда имеет решающее значение: а) в дочел истории взаимодействовали предок человека и природа. Затем число элементов в системе возросло: человек-орудие труда-предмет труда-природа, след. развили способность выбора б) в процессе труда человек познавал не только внеш. связи, но и внутр свойства вещей, их сущность, предназначение в) результат труда по времени отделился от непосредственного трудового акта (посадка зерна), след. формировались опосредование, причинно-следственные связи, воображение. г) вместе с формированием руки изменялись другие органы тела (мозг) д) ослаблялась инстинктивная основа поведения е) животные не обмениваются потребностями средством организации совместных действий хранения и передачи знаний стал язык

эпохи:

1 30-40 тыс лет назад - переход от собирательства к земледелию, ремеслу

2 7-5 тыс лет - неолитическая революция

3 20 в – НТР

Наши рекомендации