Политическая сфера жизни общества. Признаки и функции государства

Политическая сфераесть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Политическая сфера включает в себя:

- политические организации (партии, профсоюзы)

- политические институты

- нормы политического поведения

- нормы политической культуры

- политическая идеология, политические интересы

-власть

Политическая сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Признаки и функции государства

Госуда́рство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.(институт власти)

Признаки:

Единая территория, наличие грациц, население, публичная власть, право на установление налогов, суверенитет, издание правовых норм, государственная символика.

Функции государства:

1 Внутренние - экономические, социальные, финансовые, культурные..

2 Внешние – оборонные, дипломатические, торговые, обмен связями.

Оно управляет экономикой, регулирует хозяйственную деятельность, руководит общественными делами, регулирует социальные отношения и разрешает социальные конфликты.

Основные понятия марксистской социологии.

Основные понятия: Общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, способ производства

XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. Понятие «общественно-экономическая формация» характеризу­ет конкретно-исторический тип общества, складывающийся на господствующем способе производства с присущим ему базисом и возвышающейся над ним идеологической надстройкой.

Рассматривая общество как совокупность общественных отношений, Маркс и Энгельс выделили ведущие, определяю­щие материальные — экономические, производственные отно­шения, не зависящие от сознания людей, на основе которых складываются вторичные отношения — идеологические, «над­строечные», проходя­щие через сознание людей.Каждая формация, представляю­щая собой особую ступень в историческом развитии общества имеет следующуюструктуру: способ производства, базис и над­стройку.

. Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства.Смена способов производства определяет смену ОЭФ.

Исторически конкретное единство производственных от­ношений и производительных сил характеризует специфиче­ский для каждой общественно-экономической формации спо­соб производства.Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу.

Политическая и духовная жизнь об­щества это надстройка. Она включает в себя идеологические (политические, правовые и др.) отношения, связанные с ними взгляды, теории, представления, то есть идеологию и психо­логию различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения (государ­ство, политические партии, общественные организации и др.).

Базис определяет особенности надстройки, следовательно, ее структура и функционирование не являются произвольны­ми. «Надстроечные» отношения (например, государство), в свою очередь, активно влияют на породивший их экономический базис. Согласно теории К. Маркса, они характеризуются «внешней самостоятельностью» и «внутренней зависимо­стью».

Марксизм выделяет следующую последовательность смены общественно-экономических формаций: первобытно­общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистиче­ская, коммунистическая(ее первая стадия — социализм).

42 Учение о государстве. История и современность.

Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов. Заслуга внедрения в литературный оборот термина “государство” принадлежит Макиавелли.

Общее для всех домаркситстких социологич. учений было то, что они имели идеалистич. хар-р. Сущность общ. жизни, ее изм. и разв. выводилось из того или иного дух. начала - божеств. разума, абс. идеи, развитие науки, религ, обществ. мнения и т.п. Так в Др. Греции очень многие философы считали, что обществ. жизнь обуславл. богами, кот. непосред. вмешив. в нее и опред. сульбы людей и народов. Платон (427-347д.н.э.). Гос-во возник., т.к. чел. как индивид не может обеспечить удовлетвор. своих главных потребностей, теория идеал. гос-ва, кот. возн. как об-во 3-х социал. групп: правители-фил, стратеги-воины, кот. стоят на страже безопас. г-ва, и производители-землед. и ремесленники, кот. обеспеч. удовлетвор. жизнен. потреб. Эти 3 сословия соотв. 3 частям души: разумная часть у правит, эффектив. - у воинов, вожделеющ. - у ремесл. Аристотель (384-322 д.н..э.) Гос-во - развитое сообщество общин, община - развитая семья. А. защитник рабовладения, кот. он считает естествен. сост. организ. об-ва. Гов., что некот. сущ-ва с самого рожд. предопределены к подчинению, а др. к госп-ву. Об-во своб. людей сост. из 3 осн. классов граждан: очень богатые, ср. класс и крайне бедные. Сущность гос-ва в политич. сооб-ве людей, кот. соед. для достиж. опред. блага. Осн. задачи гос. - предотвращ. чрезмерного накопл. имущества граждан, чрезмер. роста полит. власти личности и удерж. рабов в повинности - идеал гос-ва - об-во, кот. опир. на част. собст-ть, орудия труда, земли и рабов. Средневек. мыслит (Августин, Фома Акв.) давали теологич. объяснение истории, видя в ней воплощ. божеств. провидения. Фома Акв. (1225-1274) счит. тожд. по своему происх свободу, рабство, клас. разл. и гос. власть. Бог созд. чел своб., но в кач. наказ. на соверш. ими гехи послал ему рабство. Для выполн. гряз. работы он созд. грязный люд - крестьян, горожан и ремесл.

Вообще все теории происхождения государства можно сгруппировать в три группы:

1. Государство – продукт божественного откровения – теологическая гипотеза.

2. Договорная гипотеза (люди договорились).

3. Теории биологического характера (природа сама распорядилась так, что некоторым людям она дала силы, чтобы руководить).

Макиавелли – один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. Ему принадлежат такие слова: «Убей его раньше, чем он убьет тебя». В теории государства у Макиавелли не находилось места для церкви и религии. Согласно Макиавелли, любое насилие можно оправдать во имя государственного блага

Руссо полагал, что неравенство существовало не всегда, оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на бедных и богатых – первая ступень неравенства. Второй этап неравенства начинается с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили между собой союз. Третий этап неравенства – переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. «У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей Государства, будут лишь жалкими рабами». В законах должна воплощаться всеобщая воля народа.

Гос. власть явл. объед. началом в гос-ве и соотносится с гос-вом как бог с миром или душа с телом. Теория возник. гос-ва вследствие общ. договора , созд. гос-ва по мнению сторон.ю данной теории (Спиноза, Гоббс, Локк) было обусл. стремлением людей предотвратить взаим. вражду и урегулир. сущ. между ними отношения. Создав гос., люди на основе договора передали ему часть прав и поручений охранять свою свободу. целый ряд рацион. мыслей о возник. част. сосбств., классов и го-ва выск. Руссо (1712-78). Совершенств. орудий труда привело к улучш. обработки земли, возник, част. собств. и дел. об-ва на бог. и бедных иборьбу между ними. Усилю клас. борьбы выз. необх. образ. го-ва, кот. встает

Наши рекомендации