Анаксимандр и анаксимен

Одной из древнейших философских школ считает­ся Милетская (VII—V вв. до н.э.). Мыслители из го­рода Милета (Древняя Греция) — Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен. Для Милетской школы характер­ны следующие черты:

· поиски первоначала;

· само первоначало мыслится монистически;

· оно представлено как первичное вещество;

· первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зре­ния есть гилозоизм — учение о всеобщей одушев­ленности материи).

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.) — преемник Фалеса, усматривал первоначало не в ка­ком-либо конкретном веществе, а в первовеществе — апейроне (что значит «беспредельное»). Иначе гово­ря, это неопределенная материя — апейрон — ве­щественное начало, лишенное границ, т.е. без вся­ких качественных характеристик и количественно бес­конечное. На вопрос «Как из него возникают вещи?» Анаксимандр отвечает: «Путем выделения». Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее — холодное, сухое — влажное. Путем различных ком­бинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей, их развитие в различных формах. На этом построена и его космогония.

Как же происходит процесс развития? Анаксимандр считал, что через вечное движение происходит бес­конечная смена мироздания.

Еще один яркий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585 — ок. 525 гг. до н.э.) — началом всего сущего считал воздух. Огонь — это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгуще­нии, землей и наконец камнем. Анаксимен все мно­гообразие стихий объясняет степенью сгущения воз­духа: «...При разряжении рождается огонь, а при сгу­щении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее».

Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воз­дух, а они сами из воздуха, — утверждал Анакси­мен, — совсем как наша душа, воздух поддержива­ет все и управляет всем».

Таким образом, суммируя взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия возни­кает здесь как рационализация мифа. Мир объясня­ется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Та­кая позиция по существу является космоцентрической. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пан­теистами (пантеизм — учение, отождествляющее Бога и мир), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непре­рывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520—460 гг. до н.э.). «Все существующее, — учил он, — постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изме­няется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажня­ется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и небытие — связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борь­бу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламе­няющимся и закономерно угасающим.

Гераклит из Эфеса происходил из аристократичес­кого рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О приро­де», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жиз­ни Гераклита был признан глубокомысленным и труд­ным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

В учении о бытии (онтологии) Гераклит утвержда­ет, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос — порождение огня. Огонь претерпе­вает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая ок­ружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствую­щим образом обработаны разумом.

Известны общественно-правовые взгляды Геракли­та, в частности его уважение к закону. «Народ дол­жен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем по­жар», — говорил он. Диалектика Гераклита, учитыва­ющая обе стороны явления, — и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно вос­принята современниками и подвергалась уже в ан­тичности самой разнообразной критике. Если Кратил призывал игнорировать момент устойчивости, то элеаты (выходцы из города Элей) Ксенофан (ок. 570— 478 гг. до н.э.), Парменид (конец VI—V вв. до н.э.), Зенон (середина V в. до н.э.), наоборот, сконцент­рировали внимание именно на моменте устойчивос­ти, упрекая Гераклита в преувеличении роли измен­чивости.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ

Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления — и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современни­ками и подвергалась уже в античности самой разно­образной критике. Элеаты (выходцы из города Элей) Ксенофан (ок. 570—478 гг. до н. э.), Парменид (ко­нец VI—V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н.э.) сконцентрировали внимание именно на моменте ус­тойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

Ксенофан — основатель школы элеатов. Свой глав­ный труд «О природе» он написал в виде поэмы. Пер­воначалом мира считал землю, полагая, что «все рож­дается из земли и все в землю уходит».

Он отвергал антропоморфизм по отношению к бо­гам, считая, что люди создают богов по своему об­разу и подобию — «каков человек, таков и его бог». Ксенофан придерживался позиции пантеизма и, по его мнению, Бог есть абсолютный, вечный и беско­нечный космос. Он шаровидное, неподвижное, неиз­менное существо, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция.

В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отри­цал значение чувственного познания, полагая, что чувственная данность — это мир явлений, который есть видимость.

Парменид, в отличие от Гераклита, говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечал, что бытие:

· •не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу;

· единственно и целостно, т.е. не имеет частей;

· совершенно (закончено) и неподвижно.

Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. В гносеологии Парменид различает по­нятия «истина» и «мнение». Мнение — это внутрен­не противоречивая чувственная видимость. Истина — мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.

Зенон — яркий представитель субъективной диа­лектики — считал, что существует лишь то, что мож­но доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразре­шимых затруднений), многие из которых получили широкую известность. Так, его апория «Стрела» ука­зывает на мнимость чувственных впечатлений. В ней говорится о том, что, прежде чем стрела, выпущен­ная из лука, пролетит какое-то расстояние, она дол­жна пролететь половину этого расстояния. Но для того чтобы пролететь эту половину, она должна про­лететь половину половины. Таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движения и всегда будет тождественна своему месту (простран­ству). «Движущееся тело не движется ни в том мес­те, где оно есть, ни в том, где его нет», так как внут­ренняя противоречивость логических следствий из данной апории делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью. Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве, сыграли большую роль в развитии теоретического мышления, а диалектические взгляды Гераклита впоследствии были использованы Гегелем, а также марксистами при создании диалектического материализма.

Наши рекомендации