Семинарское занятие №1. 1. Человек отличается от животных тем, что он способен познавать мир
1. Человек отличается от животных тем, что он способен познавать мир, и сама жизнь человека представляет собой бесконечный процесс познания. Познавательная деятельность - это достаточно сложное и неоднозначное явление, которое рассматривается таким разделом философии, как гносеология. Перечислите основные проблемы гносеологии.
Родоначальником гносеологии считается Сократ, который впервые последовательно реализовал принцип критического отношения к познанию: познание начинается с сомнения и отказа от существующих стереотипов понимания разного рода вещей. Подумайте, в чем состоит сущность познавательного отношения человека к миру; можно ли говорить о познании как о форме духовной деятельности? Если «да», то в чем особенность данной формы? Как связаны между собой творчество и познание? Познание и практика (практическая деятельность)? Что говорит практика о человеке, как субъекте познания? Назовите и поясните функции практики, которые она выполняет в процессе познания.
Обратите внимание и поясните, какова связь теории познания и онтологии, теории познания и естествознания (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 378-384.; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2008. С. 99-403). Выявите, когда и почему гносеологические проблемы оказываются в центре внимания философского познания как самостоятельные проблемы, вытесняющие проблемы онтологии. Каково сегодняшнее положение гносеологии?
Наряду с гносеологией выделяют такой раздел философского знания, как эпистемология. Поясните, как связаны и чем отличаются друг от друга два этих раздела философского знания; что на сегодняшний день входит в круг проблем эпистемологии.
Назовите проблемы, которые рассматриваются в рамках теории познания. Подумайте, в чем состоит сложность изучения проблем, связанных с процессом познания? Раскройте содержание основных понятий гносеологии: «знание», «познание», «истина», «субъект», «объект», «рациональное», «чувственное», «гностицизм», «агностицизм».
Важно, что одним из основных вопросов гносеологии является вопрос: «Что такое познавательный процесс?», «Что значит познавать?». В истории философии мы находим следующие ответы на этот вопрос:
· в Античности мышление было ориентировано на универсальное и всеобщее, на обнаружение неизменной и статичной сущности (вспомните, что знание в античности противопоставлялось мнению, как частному, субъективному, опирающемуся на чувства и потому изменчивому). Отсюда процесс познания носил рационально созерцательный характер. Для античного познания-созерцания характерна следующая установка – способность духа (разума) извлекать из массы индивидуальных единичных вещей общие моменты, не опираясь на чувственные данные. Исходя из этого, главная цель теории в античности состоит в понимании природы посредством тех посылок, истинность которых постигается интуитивно.
· в Новое время теоретическое научное мышление, как идеальный образец познавательного процесса, представляет собой определенный вид действия по отношению к изучаемым предметам (классический тип рациональности). Природа рассматривается как некоторый механизм, выявить скрытые пружины которого можно путем его разборки. Это обусловило внимание и значимость эксперимента в научном исследовании. Наука символизирует собой «проективно-конструктивное отношение к миру», где факты – это не то, что описано, а то, что произведено/выявлено посредством эксперимента. Здесь существует резкая оппозиция научного и вненаучного знания.
· самостоятельно выявите особенности, которые характерны для современного понимания познавательного процесса. Речь идет об идеалах и принципах, лежащих в основе постнеклассического типа рациональности. Рассмотрите характерные черты постнеклассического типа рациональности. Назовите причины появления данного типа рациональности (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановсого. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 382-384; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 436-438; Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - М.: Академический проект, 2004. С. 459-460).
Сравните между собой классический и постнеклассический типы познания Чем они отличаются от античного познания-созерцания. Что является объектом познания для современной науки: какова особенность понимания природы, мира? Какие науки, кроме философии, заняты сегодня рассмотрением процесса познания?
2. Целью познавательного отношения человека к миру является получение знания об этом мире. Поясните, что такое знание; что дает человеку знание? Подумайте, чем обусловлено многообразие видов знания и почему все они, отличаясь друг от друга, представляют собой знание: от обыденно-практического знания, игрового знания, мифологического знания, художественного знания, религиозного знания, философского знания до научного знания. Многочисленные виды знания можно объединить в 4 основные группы:
· обыденное знание – связано с повседневной деятельностью, ориентировано на логику здравого смысла и конкретность
· специализированное предметно-практическое знание – совокупность навыков и умений, относящаяся к определенному виду деятельности
· концептуальное вненаучное знание – миф, религия, искусство и т.п.
· научное знание
Сравните между собой указанные виды знания. Подумайте, связаны ли друг с другом и как выделенные группы знания? Можно ли говорить о том, что они дополняют друг друга или, напротив, они существуют абсолютно независимо друг от друга? Поясните, как в каждом из видов знания проявляются моменты опосредованного и непосредственного, личностного и безличного, явного и неявного содержания.
Обратите внимание на то, что в рамках классического фундаментализма сложилось представление о том, что знание должно строиться на твердых, достоверных и безошибочных основаниях. Обращаясь к учебной литературе (см.: Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - М.: Академический проект, 2004. С. 466-468; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 406-408), поясните каждую из указанных характеристик знания. Что в данном случае выступает идеалом знания и почему?
3. Выделение чувственного и рационального в познание (как двух форм познания) обусловлено проблемой источников нашего знания.
В чем состоит особенность чувственного восприятия (живого созерцания)? Поясните, почему именно с чувственным восприятием долгое время связывали возможность адекватного и объективного знания. Что сегодня говорит гносеология о специфике чувственного познания?
К формам чувственного восприятия относят: ощущения, восприятие, представление. Рассмотрите каждую из этих форм; поясните, как в этих формах обнаруживает себя единство субъективного и объективного.
Рациональное познание можно определить, как познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта. Рациональное познание это область деятельности мышления. Обратите внимание на следующие уровни мышления: рассудок и разум и назовите их функции в процессе рационального познания. Понятие, суждение и умозаключение являются формами мышления. Что представляет собой каждая из этих форм? Каково значение понятия для процесса познания? Поясните, как связаны друг с другом указанные формы рационального познания.
Подумайте, можно ли рассматривать «чувственность» и «рациональное мышление» как абсолютно самостоятельные «способности» познающего человека? Вспомните, что по этому поводу говорил И. Кант.
Рассмотрение феномена познания окажется неполным, если не обратиться к интуитивному познанию, которое первое включает в себя. Интуиция, не столько противостоит рациональному познанию, сколько представляет особый тип мышления. Интуиция гармонично сочетается с рациональным познанием, об этом говорит и чувственная интуиция, и «рациональная интуиция» (или интеллектуальная интуиция), без которой новоевропейский рационализм (от Р. Декарта до Э. Гуссерля) просто не обходится. Рассмотрите, как понимается интуитивное знание, каковы его основные черты (см: Философия/ под ред. В.П. Кохановский. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 403-405; Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 317-336). Определите значение и роль интуиции в процессе познания.