Психический аппарат и сознание

Одновременно с определением души че­рез сознание картезианство дало первое на­учное описание нервной системы как сово-купности аппаратов, сочлененных в про­странстве и подчиняющихся определенным правилам функционирования. В этом, как признавал Павлов, Декарт был родонача­льником современной нейрологии. Но в рамках картезианского дуализма механи­стическое объяснение функционирования нервной системы оторвано от полагания самосознания как абсолюта в тезисе "Я мыслю". Нужно, таким образом, попы­таться теоретически преодолеть этот дуа­лизм.

а) Система рефлексов

Анализ функционирования нервной сис­темы приводит к понятию рефлекса как его простейшего элемента. Рефлекс определя­ется как элементарный органический ответ на простую внешнюю стимуляцию, причем природа стимула, как и природа ответа, предопределена строением нервной сис­темы.

Взяв в качестве примера реакцию слю­ноотделения, можно констатировать, что если ввести в пасть собаки гладкие камеш­ки, то слюна не выделяется, тогда как она обильно выделяется при вводе песка. Такие разные реакции свидетельствуют об орга­нической адаптации к ситуации: собака мо­жет без труда выплюнуть камешки, но, что­бы освободиться от песка, она должна его связать при помощи слюны. Также у соба­ки наблюдается довольно слабое слюноот­деление, если ей положить на язык мясо, и сильное — если хлеб. Это объясняется тем, что слюнные диастазы участвуют в процессе переваривания хлеба, но не мя-

са1. Физиологически эти рефлексы управля­ются высшей частью спинного мозга. Пав­ловская школа дала им название "абсолют­ных" (безусловных) рефлексов.

У собаки, уже евшей мясо, слюна будет выделяться при виде и запахе куска мяса. Этот рефлекс физиологически отличается от предыдущего. Прежде всего стимул яв­ляется зрительным или обонятельным, а ответ находится на уровне полости рта. Однако нервные пути расположены таким образом, что нервный импульс должен обя­зательно проходить через головной мозг. Кроме того, данный рефлекс имеет место, только если соответствующий абсолютный рефлекс уже возбуждался: нужно, чтобы со­бака уже пробовала мясо, чтобы у нее вы­делялась слюна при его виде2. Такой ре­флекс, следовательно, зависит от условий. Школа Павлова поэтому называет его "обусловленным" или "условным".

Рефлекс есть наиболее простой вид реак­ции нервной системы. Если поведение, яв­ляющееся ответом на стимул, более слож­ное, то можно говорить о "реагировании". Но примечательно, что законы, управляю­щие рефлексами, в целом относятся и к бо­лее сложным реакциям, особенно это каса­ется законов обусловливания. Безусловные реакции на стимулы являются инстинкта­ми. Но эти реакции могут быть обусловле­ны и как следствие — изменены. Это то, что возникает в процессе дрессировки:

Когда собака видит куропатку, она, ес­тественно, бросается к ней, а когда слы­шит ружейный выстрел, звук его, естест­венно, побуждает ее убегать. Но тем не менее легавых собак обыкновенно приуча­ют к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановиться, а звук выстрела, который они слышат, когда охотник стреляет в ку­ропатку, заставлял их подбегать к ней3.

Если охотничью собаку учить при помощи ошейника с шипами, повернутыми вов­нутрь, то, когда собака инстинктивно бро­сится вперед при виде дичи или попытается сбежать при звуке выстрела, она испытает

' Для более детального объяснения см.: Пав­лов И. П. О психической секреции слюнных желез // Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. Ч. 1. С. 41.

2 См. там же. С. 43.

3 Декарт Р.Страстидуши. Ч. I. § 50 // Соч. Т. 1.С. 505.




сильную боль. Эта негативная стимуляция, условно связанная с ее реакцией, приводит собаку к воздержанию от реакции: такое поведение "нереагирования" есть результат обусловливания.

Картезианцы выявили также психологи­ческий эквивалент условных реакций: эти реакции имеют свое соответствие в созна­нии в виде ассоциаций идей, так что обус­ловливание может быть описано как в тер-минах поведения, так и сознания:

Память дает душам род связи по последова­тельности, которая походит на разум (raison), но которую нужно отличать от него. Именно, как мы видим, животные при восприятии чего-нибудь их поражающего, от чего они имели до этого подобное же восприятие, благодаря памяти ожидают того, что было соединено в этом предшест­вовавшем восприятии, и в них возбуждают­ся чувства, подобные тем, какие они тогда имели. Например, когда собакам показыва­ют палку, они припоминают боль, которую она им причиняла, и воют или убегают'.

Условная ассоциация рождается либо в ре­зультате повторения стимула, либо вслед­ствие его интенсивности:

И сильное представление (imagination), по­ражающее и волнующее их, происходит или от величины, или от множества пред­шествовавших восприятий. Ибо сильное впечатление часто сразу производит дей­ствие долгой привычки или множества пов­торенных умеренных восприятий2.

Посредством обусловливания реакций можно объяснить явления реминисценции, когда характерный стимул (как в случае с косоглазием у любимой Декартом девоч­ки) влечет за собой условную реакцию (в данном примере — чувство любви).

Процесс реагирования на стимул теория рефлексов называет "раздражением". Но наличие стимула может больше не вызы­вать реакции, и тогда теория говорит о ее "торможении". Использование данного термина оправдано тем, что реакция не просто исчезает. Всякая условная реакция действительно пропадает, если за услов­ным стимулом больше не следует абсолют­ный: например, звук звонка перестанет вы­зывать слюноотделение у собаки, если при повторных опытах за этим звуком не будет

следовать подкрепление мясом. Но если во­зобновить выдачу мяса после звонка, то условная реакция возникнет вновь, и при­том быстрее, чем первоначально3, доказы­вая тем самым, что реакция является не угасшей, но латентной, как это объясняет картезианский образ листка бумаги, кото­рый гораздо легче сложить по линиям пре­дыдущих сгибов.

Торможение условных связей способ­ствует совершенствованию поведения и по­знания мира. Оно прежде всего позволяет отделить случайные связи (как связь между звонком и получением мяса) от по-настоя­щему постоянных (например, между видом и запахом мяса при его поедании). Также оно позволяет с большой точностью раз­личать стимулы. Условные стимулы явля­ются первоначально общими, плохо диф­ференцированными. Например, у первой собаки, у которой Павлов вырабатывал слюноотделение на звуковой сигнал, не на­блюдалось никакого слюнотечения во вре­мя демонстрации опыта в Санкт-Петер­бургской академии наук, поскольку услови­ем для выделения слюны был не только звук, но и все сопутствующие раздражи­тели: помещение лаборатории, белая одеж­да ассистента, церемония кормления и др. Торможение, отделяющее переменные фак­торы от постоянных, дифференцирует сти­мулы. Так, ответ, подчинявшийся ранее му­зыкальному сигналу вообще, может быть привязан затем более специфично к одному определенному музыкальному инструменту и даже к одной ноте данного инструмента, а некоторые собаки могли даже различать звуки, отличавшиеся на четверть тона.

Но связь раздражения и торможения мо­жет быть и еще более сложной, хотя, конеч­но, это редко случается у животных, живу­щих в их естественных условиях обитания. Например, один экспериментатор из шко­лы Павлова приучил собаку выделять слю­ну при виде круга. Однажды собаке показа­ли эллипс. Эта форма, в общем похожая на форму круга, возбудила условную реак­цию. Но эта реакция, не подкрепленная мя-

1 Лейбниц Г. В. Монадология. § 26 // Соч. Т. 1.С. 417.

2 Там же. § 27.

3См.: Павлов И. П. Естественнонаучное изу­чение так называемой душевной деятельности высших животных // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 1. С. 73—75.




сом, была заторможена. Круг представлял, таким образом, стимул, возбуждающий реакцию, тогда как эллипс ее тормозил. Затем форму эллипса стали постепенно приближать к форме круга. Собака оказа­лась способна отличать круг от эллипса вплоть до такого эллипса, у которого соот­ношение малой и большой оси равнялось 8 к 9. Стимулирование такой формой эл­липса, очень похожей на форму круга, спровоцировало у собаки невротическую реакцию1.

Данное наблюдение зафиксировало один из первых экспериментальных невро­зов и позволило выявить процесс его по­рождения — процесс жесткого столкнове-ния раздражения и торможения как резуль­тат воздействия слишком похожими стимулами. Исходя из подобных опытов, путем аналогии можно предложить тео­рию, объясняющую этиологию душевных болезней человека. Разумеется, аналогии могут быть более или менее полными. Наи­более подходящие здесь опыты — те, кото­рые демонстрируют возникновение невро­тических реакций у животных, подвергнув­шихся сильному напряжению от раздражения или торможения. Например, животные, подвергнутые воздействию слу­хового сигнала чрезмерной интенсивности, продуцирующего излишек возбуждения, проявляют невротические реакции. Равным образом можно вызвать перенапряжение торможения, используя монотонный пов­торяющийся возбудитель, который вслед­ствие взаимосвязи раздражения и торможе­ния влечет за собой торможение, постепен­но трансформирующееся в гипноз; в этом случае также могут возникнуть невротичес­кие симптомы. Здесь можно не сомневать­ся, что точно так же порождаются неврозы на войне или на промышленных предпри­ятиях. Во всех этих случаях нервные рас­стройства появляются в результате рас­стройства процессов раздражения и тормо­жения, возникшего вследствие внешних физических воздействий — шума боя, бом­бардировок и прочего, либо вследствие мо-

1 См.: Павлов И. П. Отношения между раз­дражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и эксперименталь­ные неврозы у собак //' Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 39.

нотонно, тысячи раз повторяющихся раз­дражений, идущих от машин, за которыми нужно внимательно наблюдать, несмотря на возрастающий гипноз и т. д. Но те экс­периментальные неврозы, которые возни­кают в результате конфликтов между раз­дражением и торможением, представляют собой более отдаленную аналогию с чело­веческими неврозами. Они провоцируются у взрослых животных вследствие столкно­вения физических стимулов, тогда как, со­гласно психоаналитическим наблюдениям, похожие неврозы у человека связаны с кон­фликтами, восходящими к детскому пери­оду и, во всяком случае, возникшими на основе бесконечно более сложных условий социальной жизни2.

Но в отношении роли социальной среды теория рефлексов предлагает объяснение, диаметрально противоположное психоана­лизу. Рефлексология рассматривает невроз как результат коллизии противоречивых условий. Для человека же условия носят в основном социальный характер, и поэ­тому истоки невроза следует искать в про­тиворечиях социальных условий. Для пси­хоаналитика, наоборот, конфликт возника­ет между инстинктом индивида (прежде всего сексуальным) и цензурой, посредст­вом которой "Я" интериоризирует мораль­ные требования общества. Тезис психоана­лиза состоит, таким образом, в утвержде­нии, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта об­ществом.

Данный тезис на первый взгляд похож на правду, поскольку кажется, что в нем выражен общий смысл достаточного коли­чества хорошо знакомых фактов. Общеиз­вестно, что общества, пропитанные христи­анской моралью, относятся к сексуальнос­ти с пуританским осуждением и что они стремятся искоренить и секс вне брака, и отклонения от общепринятых норм путем как публичного осуждения, так и уголовно­го преследования, что они преувеличенно стыдливо и лицемерно контролируют в этом отношении общественное сознание и т. д. Несмотря на неоспоримость этих фактов, они тем не менее не представляют

2 Cosnier. Les nevroses experimentales. Ch. 6. Paris, 1966.




собой подавление сексуального инстинкта обществом — по крайней мере, если оставить в стороне широкое понимание "сексуального инстинкта" как "принципа удовольствия" и сосредоточиться на его точном воспроизводительном смысле. Об­щество, подавляющее сексуальный ин­стинкт индивидов, — это общество, препят­ствующее свободному деторождению: на­пример, общество, обязывающее по закону подвергнуть стерилизации отцов четырех детей. Но если действительно такие общес­тва существуют, то Фрейд не знал о них и не интересовался ими. Наоборот, то, что психоаналитики называют "христианской моралью", устанавливает в качестве обя­занности безграничное деторождение в рамках законного брака.

Таким образом, психоанализ путает подавление удовольствия с подавлением сексуальности. Верно, что общественная мораль пуританских стран осуждает се­ксуальное удовольствие, взятое вне функ­ции размножения. Правда, что с этой точки зрения она тормозит сексуальный инстинкт. Но, с другой стороны, она возбуждает этот же инстинкт, признавая моральной нормой обязанность "плодить­ся и размножаться". А поскольку се­ксуальное удовольствие и деторождение естественно связаны, пуританское воспи­тание требует особенно трудного их раз­граничения, порождая тем самым посто­янную причину для возникновения нев­ротических конфликтов.

Для понимания противоречий пуритан­ства в их развитии необходимо выйти за узкие рамки конфликта между христиан­ской моралью и сексуальностью, чем по сути дела ограничился психоанализ. Вооб­ще, пуританство есть мораль промышлен-но развивающихся обществ. Эти общества стремятся развивать возможности потреб­ления посредством увеличения производ­ства. Поскольку конечная цель индустри­ального общества — увеличение потребле­ния, то индустриализация общества дает мощный толчок потреблению. Но, с другой стороны, и потребительские блага, и сред­ства производства суть только продукты человеческого труда. Следовательно, рост производства возможен лишь путем огра­ничения потребления и направления доста-

точной части доходов на увеличение коли­чества средств производства. Таким обра­зом индустриальные общества должны, с одной стороны, побуждать к потребле­нию, с другой — ограничивать его. Напри­мер, реклама постоянно предлагает стиму­лы, являющиеся возбуждающими, посколь­ку манят людей потребительскими благами, и тормозящими, поскольку цены этих благ превышают финансовые возмож­ности потребителей. Тем самым потреби­тели подталкиваются к производственной деятельности ради зарабатывания доста­точного количества денег для потребления, но одновременно они лишаются необходи­мого времени для потребления.

Постоянный конфликт между производ­ством и потреблением, характерный для этих обществ, особенно затрагивает произ­водство важнейшего средства производства — человека. С этой точки зрения пуритан­ское общество возбуждает сексуальный ин­стинкт, как мы это видим на примере аме­риканского общества.

Но, одновременно с возбуждением ин­стинкта как производящего, он подавляется как средство удовольствия, то есть в его простом потребительском аспекте. Нужно добавить, что точка зрения потребителя есть точка зрения индивида, тогда как точ­ка зрения общества — это точка зрения производства. Индивиды видят, что их воз­можности потребления ограничиваются ко­личеством их детей. Они стремятся поэто­му подавить инстинкт размножения, тогда как общество старается его возбудить. Дан-ная ситуация, будучи прямо противополож­ной той, которой ограничивается психоана­лиз, тем не менее чревата конфликтами, способными породить невротические реак­ции, но по причинам, которые психоанализ не может объяснить. Эти причины коренят­ся не в противоречии между инстинктом и обществом, но, что более точно, в проти­воречивом характере обусловливания ин­стинкта.

Итак, нужно отказаться от всего моно­литного в психоаналитической интерпрета­ции. Нет монизма инстинкта, исходящего из единства сексуального инстинкта. Фак­тически существует столько же инстинктов, сколько есть рефлекторных цепочек безус­ловных реакций, опирающихся на нервные




структуры. Что же касается развития "Я", то оно не является результатом нераздель­ного влияния общества в чисто внешнем противопоставлении инстинкту. С одной стороны, общество не может сохраняться и развиваться без производства индиви­дов. Сексуальный инстинкт имеет, таким образом, признанную обществом цен­ность, хотя, как простое желание индиви­дуального наслаждения, он является анар­хичным элементом, безразличным к соци­альному порядку вплоть до конфликта с ним. С другой стороны, общество — не что иное, как совокупность индивидов. Поэтому если в одном смысле индивид, как относительно независимая частица, противостоит той целостности, чьей час­тью он является, то в другом смысле он есть глубоко социальное существо. Проти­воречие, таким образом, более личное и сложное, чем то, которое выражено в механическом противопоставлении ин­стинкта индивида социальному подавле­нию. Более того, "Я" развивается через противоречия своего социального обуслов­ливания, которое порождает множество цепочек условных реакций, более или ме­нее соседствующих, интегрированных или противоречивых.

Ь) Топология "Я"

Итак, основное в психическом объясне­нии заключается в более или менее гар­моничном или конфликтном переплетении различных цепочек реакций. Их можно представить себе как рядоположенные, но также и как расположенные на разных уровнях, соответствующих последователь­ным этапам эволюционного развития (при­менительно к человечеству) и различным моментам в жизни каждого индивида.

Описание нервной системы действитель­но показывает наличие иерархизированной совокупности цепочек реакций, связанных со спинным мозгом, с областью подкорки или корой головного мозга. Эволюционная теория доказывает, что эти три реагирую­щие системы появились одни раньше, а другие позже, а физиологический анализ подтверждает, что они способны одни к бо­лее, а другие к менее примитивным реакци-

ям. Например, эмоциональные реакции связаны, по-видимому, с подкорковыми об­ластями головного мозга, в то время как интеллектуализированные и социализиро­ванные реакции предполагают участие его коры.

Что касается условных цепочек, то их более или менее примитивный характер за­висит от собственной истории индивида, а не от эволюции рода. Условные реакции более или менее инфантильны, в зависи­мости от затормаживания и дифференци­ации первоначального обусловливания по­следующим развитием индивида. Уже Фрейд отмечал при объяснении неврозов "прилипчивость либидо", то есть "упорст­во, с которым либидо держится за опреде­ленные направления и объекты"1. Но при этом он вынужден был констатировать, что данная особенность необъяснима в рамках его анализа. Действительно, фрейдовский анализ оставался чисто психологическим, тогда как рефлексология, изучая животных, подвергшихся процессу вызывания экспери­ментальных неврозов, смогла выявить нервные типы, по-разному предрасполо­женные к невротическим реакциям.

Классификация этих типов нервной сис­темы основана только на различии (в их тесной связи) раздражения и торможения. Таким образом, можно измерять силу или слабость этих процессов, их уравновешен­ность или неуравновешенность, наконец, их лабильность или ригидность (т. е. боль­шую или меньшую легкость перехода из одного состояния в другое). Так, Павлов смог констатировать, что неуравновешен­ные темпераменты (с сильным раздражи­тельным процессом) являются в то же вре­мя ригидными, а слабые темпераменты яв­ляются также неуравновешенными (процессы раздражения и торможения сла­бые). 24 возможные математические ком­бинации шести выделенных элементов эм­пирически были сведены к четырем, ко­торые Павлов описал, использовав классификацию темпераментов Гиппокра­та. Их можно расположить по степени со­противляемости неврозам:

' Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 22. С.

222.




Сильные, уравновешенные, лабильные

— сангвинические (большая сопротивля­емость). Сильные, уравновешенные, ригидные

— флегматические (большая сопротивля­емость).

Сильные, неуравновешенные — холери­ческие (достаточная сопротивляемость). Слабые — меланхолические (плохая со­противляемость) '.

Конечно, данная типологизация не может быть непосредственно применена к челове­ку, поскольку в этом случае ее надо допол­нить влиянием факторов интеллекта и во­ображения. "Меланхолический" темпера­мент может найти способ в большей или меньшей степени избежать неврозов, на­пример, в интеллектуальных упражнениях или воображаемом удовлетворении. С дру­гой стороны, Павлов смог эксперименталь­но доказать, что составляющие указанных нервных типов темпераментов могут моди­фицироваться либо психологически под воздействием социальной среды, либо хи­мически. Тонизирующие средства, такие, как кофеин, усиливают возбуждение, а та­кие лекарства, как бром, усиливают тор-\можение. Но особый теоретический и прак­тический интерес павловской классифика­ции состоит в следующем: она показывает, что различные типы нервных систем тем более склонны к невротическим реакциям, чем они слабее, неуравновешеннее и ригид-нее. Теория рефлексов позволяет также ин­терпретировать "фиксацию либидо" как цепкость условной реакции, чья "прилип­чивость" характерна для нервных типов, недостаточно способных к торможению и недостаточно лабильных.

Данное объяснение проливает новый свет на фрейдовскую теорию, говорящую о двух результатах ранних фиксаций — из­вращении или неврозе. Извращение — это ранняя незаторможенная фиксация, интег­рированная личностью, оставшейся, по су­ти, инфантильной. Невроз же является ре-зультатом неравномерности развития: ин­теллектуальная активность, чувство социальной и моральной ответственности уже развиты, тогда как некоторые области поведения блокированы инфантильным

1 См.: Павлов И.П. Физиология высшей нерв­ной деятельности // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С.

231.

обусловливанием, которое социальное вос­питание и сам индивид тщетно пытаются затормозить. В этом случае процессы воз­буждения и торможения сталкиваются в без­выходном конфликте, порождая неврозы.

Развитие психических аппаратов и цепо­чек имеет двойное значение. С одной сторо­ны, оно способствует прогрессу поведения. Но, с другой стороны, более сложная, менее примитивная организация является в то же время более нежной, более подверженной угрозе расстройств и надрывов. Никакая предустановленная гармония метафизичес­ки не гарантирует согласование цепочек ре­акций, абсолютных или условных. Разнооб­разие цепочек означает их соседство в про­странстве, при котором они внешни по отношению друг к другу. Такая взаимная внеположенность усугубляется законом взаимной индукции, по которому возбужде­ние одной области влечет за собой тормо­жение других. Возбуждение более развитых секторов, соответствующих сложным ви­дам социальной и интеллектуальной дея­тельности, тормозит более примитивные цепочки реакций. Поэтому сознательное, интеллектуальное и социальное "Я" может их более или менее игнорировать. Но тем самым они не устранены — они только заторможены, то есть являются латентны­ми, всегда готовыми прореагировать на оп­ределенные условные стимулы, тормозя, в свою очередь, интеллектуализированные и социализированные секторы.

Итак, именно пространственное разли­чие, означающее соседство и взаимную вне­положенность различных психических ап­паратов, может объяснить феномены, кото­рые психоанализ пытался истолковать при помощи путаных понятий вытеснения и цензуры. Некоторые элементы "Я" оста­ются пространственно отделенными. Они не включены в ясное сознание интеллекту-ализированных и социализированных эле­ментов "Я". Но если они заторможены, пока действуют высшие функции, то они все же способны прийти к осознанию самих себя, когда их собственная деятельность, в свою очередь, затормаживает интеллекту­ализированные и социализированные сто­роны "Я".

Так, физиологические эксперименты над сном показали, что сновидения возникают




на стадиях наиболее глубокого сна. Объяс­нение этого парадокса может быть найдено в общих законах, регулирующих отноше­ния между возбуждением и торможением. Длительное возбуждение после распростра­нения концентрируется и окружается зоной торможения. Психологически это феномен внимания: концентрация сознания на объ­екте затормаживает другие случайные сти­муляции. Если такое торможение длится и распространяется, оно производит гип­ноз, то есть почти тотальный сон, харак­теризующийся торможением большей час­ти стимулов, при котором остаются лишь некоторые изолированные очаги возбужде­ния. Если и эти очаги гаснут, то наступает тотальный сон1:

Перед нами постоянно находятся те или иные предметы, которые действуют на на­ши глаза или на наши уши и, следователь­но, оказывают влияние и на душу, а между тем мы не замечаем этого, так как наше внимание приковано к другим предметам до тех пор, пока какой-нибудь предмет не привлечет к себе внимания своим усилен­ным действием или по какой-нибудь дру­гой причине; это как бы своего рода част­ный сон по отношению к данному объек­ту, и сон этот становится общим, когда мы отвращаем свое внимание от всех предметов вместе2.

Можно предположить, что в результате гипнотического торможения в его завер­шенном виде возникает возбуждение частей психического аппарата, обычно затормо­женных деятельностью бодрствования. Тогда в сознании пробуждается целый мир примитивных эмоций и диких мыслей. Спя­щий может прожить собственную версию путешествий Кука или Бугенвиля и увидеть встающие среди звенящих струй фрагмен­ты потерянного рая чарующей первобыт­ной красоты. Однако этот мир сновидений именно первобытный. Его невинность есть не что иное, как дикарская нечувствитель­ность к добру и злу, а его мысль всецело занята пустяковыми и бессвязными собы­тиями, которые выдают инфантильное со­знание.

1 См.: Павлов И. П. Проба физиологического понимания симптомологии истерии. § 1 // Поли, собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 197; Павлов И. П. Про­блема сна // Там же. С. 424—425.

2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 1. § 14 // Соч. Т. 2. С. 115.

Итак, сознание сновидений соответству­ет условиям психического развития, "суще­ствовавшим до развития языка нашего мышления"3. Психоанализ соотносит его поэтому с языком первобытного мышле­ния, которое оперирует не абстрактными понятиями, а образами и символами. Таков же, согласно психоанализу, и язык невроти­ческих симптомов. Но в то же время психо­анализ признает, что спящий, осознающий свой сон, или больной, переживающий раз­вертывание симптомов невроза, не знает, что означают образы его сновидений или символическое поведение его неврозов. И нет никого, кто сказал бы хоть слово, поскольку сны и символы — это выражения инстинкта, а инстинкт, будучи отделенным от "Я" элементом, не есть кто-то — некое "Я", но есть самое большее что-то — некое Оно. Наконец, совершенно очевидно, что ни сновидения, ни символы не адресованы ка­кому-либо собеседнику. Сны и невротичес­кие симптомы — это речь, которую никто не произносит, которая ни к кому не обра­щена и которая сама не знает, что она хочет сказать. Так что это, собственно, не языки, ибо язык только там, где кто-то говорит с кем-то другим, чтобы ему что-то сказать.

Конечно, можно сказать, что сновидения и симптомы имеют смысл, поддающийся расшифровке психоаналитиком и выражен­ный на абстрактном и социализированном языке науки. Похоже, что психоаналитик переводит на свой язык то, что спящий или больной выражает на своем. Но интерпре­тировать знак — это не всегда есть то же самое, что переводить язык, поскольку если всякий язык есть знак, то не все знаки — язык. Например, следы, оставленные жи­вотным, есть знаки его пребывания, но как следствие есть знак причины, а не как язык есть знак передаваемого смысла. С этой точки зрения возможно дать чисто объек­тивистскую интерпретацию психоанализа. Сновидения и невротическое поведение рас­сматриваются в этом случае как чистые симптомы, то есть как вторичные следст­вия, вытекающие причинно-механическим путем из основного расстройства, — как, например, сыпь есть симптом кори.

'Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 13. С. 125.




Безусловно, подобная интерпретация в некоторых отношениях более удовлетво­рительна, чем рассмотрение сновидений и невротического поведения как формы языка. В собственном смысле слова есть только язык "Я", то есть сознание, кото­рое, осознавая себя, осознает также и зна­чение языка, который оно образует, чтобы обратиться к другим. Да и сам психоана­лиз в этом убежден, поскольку, чтобы представить сновидения и невротическое поведение как язык, он должен приписать инстинкту способность деформировать и зашифровывать послания предположи­тельно ясные и понятные первоначально. Итак, нужно отбросить гипотезу, которая наделяет эти отпавшие от "Я" фрагменты, чьими знаками являются сны и неврозы, самосознанием, которым они как раз не могут обладать. Тем не менее сны и нев­ротическое поведение являются сознатель­ными выражениями. Правда, сознательное выражение есть только форма выражения вообще. Прышевая сыпь, например, есть также выражение расстройства, чья сущ­ность скрыта, но которое ясно проявляется вовне. Однако сознательное выражение не сводится к механическому выражению. Смысл сновидения и невротического рас­стройства является однопорядковым с чув­ством, желанием, намерением: он восходит к мысли.

Решение состоит в том, что сновидение и невротическое поведение действительно представляют смысл, который может быть выражен ясным языком науки, но к такому смыслу можно добраться в результате це­лой исследовательской работы. Его нельзя брать как исходную предпосылку и поэто­му нельзя интерпретировать символизм выражения в сновидениях и неврозах как результат маскировки, с помощью которой исходно ясный смысл драпируется симво­лической мишурой. Скорее наоборот, ис­пользование символа означает, что созна­ние не дошло до адекватного понимания I того, что оно выражает. Сновидение — это 1 не шифрованный язык самосознания, а вы­ражение сознания, которое еще не обрело языка, потому что оно не достигло осозна­ния себя самого. По отношению к осозна­нию "Я" самого себя сознание сновидений есть другое место сознания — внутренний

остров Пасхи, который предлагает спяще­му загадку своих символов. Сновидение и невроз действительно знаки, то есть они отсылают к чему-то иному, помимо их ви­димого значения, которым сознание не мо­жет удовлетвориться. Но этот знак остает­ся загадкой, поскольку является выражени­ем психических элементов, отпавших от "Я", имеющих смысл в себе, но не для себя и которые не могут себя адекватно выра­зить в языке:

Мы только знак, но невнятен смысл, ...мы в изгнанье едва ль родной язык не забыли1.

с) Душа и "Я"

Таким образом, психика не сводится к самосознанию или даже к сознанию, но представляется разделенной на внеполо-женные друг другу психические аппараты, каждому из которых соответствует особая форма сознания. Сознание выступает как связанное с функционированием органичес­ких аппаратов. Вообще представлять его по-другому — значило бы представлять се­бе способность, независимую от каких бы то ни было средств реализации, или функ­цию, работающую без функционирующего аппарата:

Философия некоторых философов и вра­чей прошлого, которая носила еще на себе печать варварства того времени и кото­рую теперь презирают... спасала явления тем, что выдумывала для них специально скрытые качества или способности, счи­тавшиеся похожими на небольших демо­нов или домовых, способных выполнять беспрекословно все то, что от них требу­ют, вроде того как если бы карманные часы указывали время благодаря некото­рой часопоказывающей способности, не нуждаясь ни в каких колесиках, или как если бы мельницы мололи зерна благо­даря некоторой размалывающей способ­ности, не нуждаясь в таких вещах, как жернова2.

Часы отмечают время не благодаря своей временной способности, а благодаря дви-

1 Гёльдерлин Ф. Мнемозина // Соч. М., 1969. С. 181. (Мы истолковываем эту поэму безумия не как выражение человеческого бытия, но как вы­ражение душевной болезни поэта.)

2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Предисловие // Соч. Т. 2. С. 67.




жению колесиков и стрелок. Так и сознание не является психическим свойством, спо­собным действовать независимо от функ­ционирования нервной системы вообще и головного мозга в частности.

С этой точки зрения развитие психофи­зиологии должно привести к восстановле­нию в своих правах — в противовес кар­тезианскому дуализму — аристотелевско-томистской концепции, согласно которой душа есть "идея тела", то есть принцип его организации и функционирования. В этом смысле существует столько душ, сколько есть различных типов организованных су­ществ. Например, растения имеют расти­тельную душу, соответствующую исключи­тельно вегетативным функциям: рост, ас­симиляция, дыхание, воспроизводство и т. д. Животные обладают сверх того другой душой — чувствующей и двигающей, а че­ловек — мыслящей. Такой взгляд в общем подтверждается современной физиологией, с той разницей, что он более конкретизиро­ван, так что данными способностями наде­ляются различные дифференцированные и скоординированные системы: нервно-ве­гетативная, мозговая и их подразделения.

Тем самым отвергается картезианский дуализм, а также то, что было дуалисти­ческим в аристотелевско-томистской кон­цепции. Дело в том, что, не зная истинных функций головного мозга, Аристотель не обозначил органа, пригодного для раци­онального мышления. Мы же не можем не признать органом такой функции кору головного мозга, отказываясь тем самым от всякого разделения мысли и тела. Факты достаточно убедительно подтверждают от­сутствие такого разделения, поскольку, на­пример, с трудом преодоленные тяжелые переживания могут спровоцировать язву желудка, которую можно вылечить чисто психическим воздействием, и т. п. Такие явления были сначала названы "психосо­матическими", поскольку в них усматри­валась внутренняя связь между душой и те­лом. Но правильнее их называть "корко-висцеральными", поскольку они являются результатами воздействия на нервно-веге­тативные функции расстройств сигналов, идущих от коры головного мозга. Эти рас­стройства могут породить органические бо­лезни, которые можно было бы назвать

"органическими неврозами". Здесь невро­тические изменения проявляются не в на­рушениях поведения, а в органических бо­лезнях.

Наши рекомендации