Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить образование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся его жизнь прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одно время – ректором университета. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные труды.
Два периода в творчестве И.Канта: | - докритический (до нач. 70-х гг. XVIIIв.) – уделил внимание проблеме развития; |
- критический (начало 70-х гг. XVIIIв.–1804г.) – уделил внимание проблеме познания («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). |
Иммануил Кант «Критика чистого разума» | - основная идея – агностицизм – невозможность познания окружающей действительности: - И.Кант выдвинул гипотезу, согласно которой, причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной действительности – человек, а точнее его разум; - познавательные возможности человеческого разума ограничены (разум не может всего). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии); - И.Кант обнаружил четыре неразрешимых противоречия: - ограниченность пространства: - мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; - мир не имеет начала во времени и безграничен; - простое и сложное: - существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; - в мире нет ничего простого; - свобода и причинность: - существует не только причинность по законам природы, но и свобода; - свободы не существует. Всё в мире совершается в силу строго причинности по законам природы; - наличие Бога: - есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего; - Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. По И.Канту, наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. |
- классификация знания как результата познавательной деятельности: - апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, т.к. каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное (человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению); - априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства («Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу»); - «вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. |
- схема познавательного процесса: - внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека; - органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; - человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; - целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; - реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понятна разумом; - человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Т.о., при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: - собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии; - внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе. |
- структура чистого разума, принимающего сигналы – образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира: - формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени; - формы рассудка – категории – предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещённых в «системе координат» пространства и времени. И.Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса по три в каждом, причём две категории – противоположные характеристики свойства класса, третья – их синтез: - категории количества: единство; множество; цельность; - категории качества: реальность; отрицание; ограничение; - категории отношения: субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; - категории модальности: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность. - формы разума – окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по И.Канту, является наукой о высших идеях. С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. |
Иммануил Кант «Критика практического разума» | - И.Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность, и подвергает его критике Главные вопросы: - Какой должна быть мораль? - Что есть моральное (нравственное) в поведении человека? Выводы: - чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как своё собственное; - между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; - мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральному закону. |
- моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, И.Кант назвал категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»; - современная трактовка морального закона (категорического императива): - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; - человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. |
Иммануил Кант «Критика способности суждения» | - основная идея – идея всеобщей целесообразности. |
- целесообразность в эстетике – человек наделён способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры; - целесообразность в природе – всё в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, стремлении организмов, размножении, развитии; - целесообразность духа – наличие Бога. |
Социально-политические взгляды Иммануила Канта: | - человек наделён изначально злой природой. Спасение человека в моральном воспитании и жёстком следовании моральному закону (категорическому императиву); |
- был сторонником распространения демократии и правового порядка: - во-первых, в каждом конкретном обществе; - во-вторых, в отношениях между государствами и народами; |
- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества. Считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. |
И.Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Г.Гегель справедливо считал, что в учении И Канта происходит главный переход к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности субъекта в познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания – главного достижения немецкой классической философии.
Учение И.Канта, несмотря на критику, которой оно подвергалось различными философами, оказало значительное влияние на развитие последующей философской мысли.