Расширенный перечень дополнительной литературы

1. Азаматов Д.М., Миронов А.Н. Социальная детерминированность правовых норм: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 120 с.

2. Акопян Дж. А. Юридическое (нормативное) и этическое (нравственное) понимание права / Дж. А. Акопян // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. - №6. – С.220-231.

3. Антология мировой философии: в 4т. – М., 1969-1972.

4. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: (Методологические аспекты проблемы). М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

5. Бердышев С.Н. Законы общества: Народы. Сознание. Этика. Эстетика. Рынок. Словарь. М.: Рипол классик, 2002. - 379 с.

6. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. М.: ИМА-пресс, 1990.-288 с.

7. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 и начала 20в. / О России и русской философской культуре. – М., 1990.

8. Веретельникова А.В. Право в системе социальных норм в современном российском обществе: социально-философский анализ – Уфа, 2011. – 112с.

9. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.

10. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь /под ред. А. В. Крутских. – М., 2001.

11. Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). Монография. – М.: Инфра-М., 2013. - 320с.

12. Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

13. Герасименко А.П. Предмет философии права // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2008. - №3. – С.153-160.

14.Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2-х т. Т.2 – М., 1991.

15.Головистикова А.Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве / А.Н. Головистикова // Государство и право. – 2005. - №6. – С.30-39.

16.Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956.

17. Гурвич Г.Д. Два величайших русских историков права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев / Г.Д. Гурвич // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. - №4. – С.138-164.

18. Данильян О.Г. Философия права: учебник. – М.: Инфра-М., 2015. – 336с.

19.Ершов В.В. Правопонимание, правотворчество и правоприменение // Российское правосудие. – 2008. - №5. – С.7-17.

20.Жуков В.Н. Философия права (теоретико-методологический аспект) // Государство и право. – 2009. - №3. – С.21-30.

21..Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 364с.

22.Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. в 2Т. – М., 1993.

23..Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч.: В 6 т. Т. 4 – М.,

1964.

24.Керимов Д.А. Философия и философия права // Право и образование. – 2003. - №4. – С.4-26.

25.Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Из глубины. – М., 1991.

Кожевников В.В. Философия права как наука. Учебное пособие. – М., 2016 . – 224с.

26..Кочеткова Л.Н. Социальное государство: цели и функции / Социально-гуманитарные знания. М. 2008., № 3. С. 68-79.

27.Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.

28.Леонтьева Е.Ю., Артюхович Ю.В., Виноградова Н.Л., Гулевская Н.А., Казанова Н.В., Кленина Е.А. Основы философии. – Волгоград, 2014. – 156с.

29.Макиавелли Н. Государь .– М., 1991.

30.Маслин М.А. История русской философии. Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 640с.

31. Марченко М.Н. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимодействие // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2009. - №3. – С.6-13.

32. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 393с.

33. Монтескьё Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1995.

34. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2013. – 848с.

35. Новгородцев П.И. История философии права. – М., 1997.

36. Оганесян С.М. Права человека в истории философской и политико-правовой мысли / С.М. Оганесян // История государства и права. – 2004. - №2. – С.7-9.

37. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб., 2000.

38.Платон. Государство. – М., 1972.

39. Платон. О справедливости; Определения // Диалоги. – М., 1986.

40.Поляков Р.Е. К вопросу об основах философии права. – Молодой ученый. – 2010. - №11. Т.1 – С.190-193.

41.Российская полития на рубеже веков (избранные статьи). – М., 2001.

42. Русская философия права: Философия веры и нравственности. Антология. – СПб., 1998.

43. Современная социология и философия права: Россия – Восток- Запад (Международная практическая конференция) // Государство и право. – 2000. - №6. – С.108-110.

44. Шапп Я. О свободе, морали и праве // Государство и право. – 2002. - №5. – С.85-92.

ГЛОССАРИЙ.

Абсолютный – характеристика вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, содержит в себе всё существующее и творит его. В религиозной философии – Бог, в других течениях – абсолютное «Я», абсолютный дух (мировой разум), воля, интуиция. В более широком смысле абсолютный означает безусловный.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек находится в центре мира и является его высшей целью.

Атеизм – отрицание веры в Бога.

Атомизм – (греч. atomos – неделимый) – первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу атомизм представлял собой одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи атомизма приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что атомизм стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с эти можно говорить, например, об атомизме в современной физике и химии. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

Бытие – всё существующее как единая целостность. Эта философская категория обозначает реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой «жизненной силы».

Волюнтаризм – философское направление, в котором воля рассматривается в качестве первоосновы всего сущего. В более узком смысле – это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Воля – центральное понятие в философии Фихте, характеризующее человека как движущую силу социального и духовного развития.

Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма герменевтика считает, что язык уже несёт в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая герменевтики. Интенсивное развитие герменевтика получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской герменевтики начинается во второй половине XX века.

Гуманизм (от лат. Humanus) – движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, ещё в римскую эпоху – высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство. Уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Демиург (греч. изготавливающий вещи для народа, ремесленник. мастер) – термин древнегреческой философии для обозначения «творца», «мастера», введен в философский лексикон Платоном. Демиург – творец и отец Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души. Он творит космос из совечной ему материи, наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз – эйдос.

Диалектика – первоначально: искусство вести спор, беседу; в настоящее время – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности.

Дискурс – понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Это социально обусловленная организация системы речи и действия.

Догматизм – абсолютизация устойчивости и неизменности выводов, полученных в ходе познавательной деятельности.

Дуализм – философское направление, полагавшее, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Закон – внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между предметами, процессами.

Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. Г.В.Ф. Гегелем сформулированы три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Идеализм – философское направление, признающее в качестве первичного духовное начало (сознание).

Идеализм объективный – направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный – направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие выдвинуто в античной философии. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. Для Платона идеи – это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир.

Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия (реальности, жизни) и сознания, предполагающий непосредственное проникновение, переживание этого единства в качестве основания философского мышления.

Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает или отрицает возможности человеческого разума в процессе познания, считая основой мироздания нечто иноприродное разуму, возможно, недоступное ему.

Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

Логос – термин древнегреческой философии, под которым подразумевают одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно–звуковом, а исключительно в смысловом плане. Логос – это одновременно и объективно данное содержание, в котором ум должен отдавать себе отчёт, и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и в человеке. Термин введен в философский язык Гераклитом.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. В современной философии чаще всего понимается как противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Метод – приём, средство, способ познания.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Мистицизм – религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путём прямого пребывания в них его души.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Натурфилософия – философия природы, первая форма философии, в которой предметом осмысления был космос. Содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.

Наука – сфера деятельности человека, связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности.

Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Объективный мир – реальность во всех её проявлениях, существующая независимо от сознания человека.

Панлогизм – философское учение, согласно которому всё в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим законам.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Персонализм – философская позиция, полагающая личность и личностное существование основным предметом философии и главной проблемой истории и культуры.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – наличие множества несводимых друг к другу начал. Он отличается от монизма, пытающегося объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Примером плюрализма может служить философия Лейбница, согласно которой мир состоит из неделимых монад (духовных атомов), по природе своей индивидуальных и автономных, активных и самодостаточных.

Принцип – основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности; то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний; в логическом смысле центральное понятие, основание системы знания, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Провиденциализм – религиозно–философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – Провидением, Богом.

Противоположности – стороны единого целого, которые отрицают друг друга и в то же время предполагают друг друга.

Рациовитализм – философское учение, согласно которому разум и жизнь едины.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – отражение принципиальной изменчивости знания, его утверждений и выводов, а также фиксация достаточно сложного акта мышления, допускающего быстрый переход от одного доминирующего звена в познании к другому.

Ригоризм – безусловность выполнения повелений, требований, правил, принципов; строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мышлении, исключающее какие-либо компромиссы, учёт других принципов, отличных от исходного.

Сайентизм – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Скептицизм – направление в древнегреческой философии, сторонники которого указывали на недостоверность знания, приобретаемое с помощью органов чувств. Они сомневались в возможностях доказательного и достоверного знания, отвергали возможность рационального обоснования норм и правил поведения.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Софизм – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.

Стоицизм (греч. stoa – портик) – школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) – архитектурного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона. Согласно стоицизму, задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием стоицизма ассоциируются идеалы твёрдости, мужественности, стойкости в любых жизненных обстоятельствах, несчастиях и испытаниях.

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Теология – богословие, учение о Боге, систематизация вероучения определённой религии.

Теория – система взглядов, представлений, идей, целью которой является объяснение какого-либо явления; высшая форма организации знания, которая даёт целостное представление о существенных, закономерных связях какой-либо области действительности, выступающей объектом изучения.

Утилитаризм (от лат. utilitas польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получил распространение в Великобритании в XIX веке, основоположник – И. Бентам.

Фатализм – учение о предопределённом порядке вещей, о подчинённости человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира.

Философия – наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Эклектика – соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противоположности возникают из одной сущности, взаимно обусловливая друг друга.

Эмпиризм – философское учение, утверждающее, что всё знание приобретается из опыта.

Эсхатология – представление о конце мира и связанных с ним возмездиях.

Наши рекомендации