Требования к публичному выступлению ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Доклад, реферат или публичное выступление – специфическая учебная работа студента, которая предполагает предварительную подготовку с использованием литературы (не менее трех источников). Публичное выступление должно соответствовать следующим требованиям:

· воспроизведение подготовленного выступления без опоры на письменный текст;

· временной регламент 3 минуты;

· соответствие нормам литературного языка;

· наличие обратной связи (зрительского внимания);

· умение делать вывод из всего сказанного и отвечать на вопросы.

Рекомендации для докладчика:

1. Докладчик должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.

5. Сообщение должно быть уместным.

6. Доклад не должен быть противоречивым.

7. Выступление должно содержать новую информацию, исключающее лекционный материал.

8. Сообщение не должно быть многословным.

Все публичные выступления на СРСП, практических занятиях подвергаются оппонированию (анализу содержания речи докладчика). Модераторы оценивают доклады, определяя:

· функциональный стиль доклада - книжный (научный или научно-публицистический) или разговорный;

· степень владения материалом;

· соответствие нормам литературного языка, указывая на все допущенные ошибки;

· соответствие темы и содержания;

· наличие обратной связи (умеет ли выступающий владеть аудиторией);

· умение делать вывод из всего сказанного и отвечать на вопросы.

Подводя итоги, модераторы высказывают свои рекомендации и пожелания на будущее докладчику и аудитории, выставляют свои баллы.

Правила произнесения публичной речи перед публикой:

1. Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.

4. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.

5. Каждая речь должна иметь вступление, основную часть и заключение.

6. Если вы ограничены регламентом, составьте план вашего выступления. В плане должна содержаться информация, которая требует точности: даты, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные или малознакомые слова и термины (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности) и т. д.

7. Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей произносятся.

8. Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе.

9. Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

10. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от не­го, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем.

11. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок.

12. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите ими во время речи и не вытягивайте по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

13. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

14. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

15. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, — вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

16. Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

17. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим — вытерпеть ее до конца.

18. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумаге, на которой написан ваш конспект.

19. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

20. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи.

21. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

22. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

23. Не бойтесь больших аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

24. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает.

25. Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко.

26. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

27. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу.

28. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки.

29. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной.

30. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому во время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

31. Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

32. Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы должны быть дельными, ясными и краткими.

33. Завершение любой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.

ВОПРОСЫ 1 РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ:

1. Периодизация и необходимость изучения философии

2. Предмет философии: Мир и Человек.

3. Понятие мировоззрения и его структура.

4. Мифология, религия, философия

5. Функции философии

6. Философия, ее предмет, объект и функции.

7. Смысл и назначение философии. Философия и обыденное сознание.

8. Место и роль философии в человеческой культуре.

9. Необходимость изучения философии будущим экономистам, менеджерам, финансистам.

10. Веды как древнейший памятник культуры и источник древнеиндийской философии.

11. Основные направления древнеиндийской философии: веданта, джайнизм, буддизм.

12. Специфичность древнеиндийской философии, основные философские категории.

13. Философия буддизма.

14. Философские школы Древней Индии.

15. Возникновение и периоды древнекитайской философии.

16. Философско-этическое учение Конфуция.

17. Конфуцианство и даосизм – основные течения китайской философии.

18. Философские школы Древнего Китая.

19. Становление и своеобразие античной философии.

20. Поиски первоначала всего существующего. Милетская школа. Пифагор и пифагорейский союз. Гераклит –диалектик античности.

21. Элейская школа: Парменид и Зенон.

22. Сократ: его жизнь и характер философствования.

23. Мир идей и мир вещей Платона.

24. Аристотель –создатель целостной философской системы.

25. Философия Эпикура.

26. Этика стоицизма. Проблема свободы и идеала человека.

27. Философские взгляды Эпиктета.

28. Особенность философского мировоззрения в Древнем Риме.

29. Своеобразие средневековой христианской философии.

30. Учение Августина Аврелия о боге, человеке.

31. Религиозно – философские идеи Библии.

32. Проблемы веры и знания, философии и религии в средневековой философии.

33. Философские идеи в творчестве Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

34. Номинализм и реализм. Значение номинализма У. Оккама.

35. Обоснование идеи бога в учении Ф. Аквинского.

36. Философия эпохи Возрождения.

37. Становление и особенности мусульманской философии.

38. Ибн –Рушд: религия и философия. Латинский аверроизм. Ибн – Сина: Теория познания. Проблема Бога и мира.

39. Философские и этические идеи Корана.

40. Философия аль-Фараби.

41. Гуманизм эпохи Возрождения: Пико дела Мирандолла, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Д. Боккачо

42. Философия Нового времени: рационализм и эмпиризм

43. Философские воззрения: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка.

44. Мировоззренческие проблемы в философии Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

45. Философия эпохи Возрождения: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д.Дидро, Ж. Руссо)

46. Философия И. Канта

47. Философская система абсолютного идеализма Г. Гегеля

48. Антропологический материализм Л. Фейрбаха

49. Материалистическая диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса

50. Философия жизни Ф. Ницше

51. Экзистенциональная философия М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса.

52. З. Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека

ВОПРОСЫ 2 РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

1. Русская философия: особенности развития. В. Соловьев, Н. Бердяев

2. Философия всеединства: С.Булгаков, Н. Трубецкой, П. Флоренский.

3. Особенности и специфика казахской философии.

4. Традиции и особенности тюркского мировоззрения. Тенгрианство

5. мировоззрение аль – Фараби

5. Мировоззрение А. Яссауи.

6. Нравственно – этические идеи Абая

7. Философские идеи в Словах назидания» Абая

8. Современная казахстанская философия

9. Проблемы бытия. Онтология – учение о бытии.

10. Природа как объект философского осмысления.

11. Генезис сознания.

12. Знаковая природа языка.

13. Самосознание как выражение целей и смысла жизни человека

14. Рациональный характер познавательной деятельности человека

15. Гносеология – учение о познании

16. Истина как процесс познания Относительная и абсолютная истина

17. Предмет, структура и функции философии истории

18. Мировая и национальные культуры, духовность ее роль в современном мире.

19. Проблема сущности человека.

20. Природное и общественное в человеке.

21. Потребности, интересы, мотивы в структуре личности

22. Гуманизм как антропологическая проблема

23. Человек в системе социальных связей

24. Человек, индивид, личность

25. Личность и массы, роль личности в истории

26. Феномен отчуждения и самоотчуждения личности

27. Ценность как выражение меры человека в бытии.

28. Новое осмысление проблемы человека в современную эпоху

29. Философия техники

30. Современный научно – технический прогресс, его достижения и издержки

31. Основные концепции научного познания и техники в философии науки.

32. Наука как вид духовного производства

33. Свобода воли и свобода выбора человека

34. Понятия научной революции, парадигмы.

35. Классификация наук.

36. Свобода научного творчества.

37. Философско-антропологическое измерение науки

38. Предмет социальной философии, его особенности

39. Информационное общество и его особенности

40. Политико-управленческая сфера общества

41. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия и теория гражданского общества

42. Политическая культура в Казахстане.

Наши рекомендации