Моделирование как общенаучный метод, его роль в исследованиях сознания
Моделирование–это метод исследования,при котором непосредственно изучается несам интересующий нас объект, а замещающая его искусственная или естественная система (модель).
Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе исследования модели, на изучаемый объект (оригинал), основана на том, что:
а) модель воспроизводит признаки оригинала, но не все, а существенные с точки зрения поставленной задачи; б) она способна замещать в исследовании оригинал (в определенных отношениях);
в) имеются в наличии четкие правила перехода от модельной информации к информации об оригинале.
Логической основой метода моделирования являются выводы по аналогии. Модели делятся на предметные (реальные, вещественные) и знаковые (идеальные,
информационные). Таким образом, по характеру используемых «материалов» (средства окружающего материального мира и средства самого сознания.) выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование.
Предметное моделирование ведется на модели,воспроизводящей определенныегеометрические, физические, динамические и другие характеристики моделируемого объекта (оригинала). В данном случае под моделью понимают изделие или устройство, которое является упрощённым подобием исследуемого объекта или позволяет воссоздать исследуемый процесс или явление (например, глобус).
При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, тексты и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование.
По способу представления объекта выделяют: Структурные модели представляютобъект как систему со своим внутренним устройством и механизмом функционирования. Функциональные модели не используют таких представлений и отражают только внешневоспринимаемое поведение (функционирование) объекта. Внутренняя структура системы в таких моделях не отображается и не исследуется. Пример функциональной - чёрный ящик – система, в которой доступны только входные и выходные переменные, а внутреннее устройство не известно. Постепенно расширяя круг вход -выход, экспериментатор пытается раскрыть внутренние связи. Однако, как бы детально ни изучалось поведение «черного ящика», нельзя получить однозначного решения о его внутренней структуре, его устройстве - одним и тем же поведением могут обладать разные системы. Такая ситуация рассматривается в связи с тестом Тьюринга. Роботы будут мыслить только так, как заложено в них человеком, изготовившим его, в любом случае он будет являться копией, этот тест создан для выявления того, что роботы не могут мыслить самостоятельно, до сих пор никто не прошёл этот тест – по данным методички. Для теста используется игра экспериментаторы должны отличить мужчину от женщины, «Человек взаимодействует с компьютером и человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или
компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор».Если судья не может сказатьопределенно, кто из собеседников является человеком, то считается, что машина прошла тест. Примером комбинированного типа моделей является серый ящик - тоже известны входы и выходы, набор функций, но знать физическую реализацию того, что внутри не нужно - он, гарантированно, стандартный.