Свобода разума и свобода совести. (В методичке написано очень много и, по крайней мере для меня не очень понятно, так что напишу своими словами)
Свобода совести—естественное право человека иметь любые убеждения.
Разум и вера понятия разграниченные, т.е. вопросы которые решает вера мы принимаем на веру, не подтверждая их, а вопросы, которые решает разум требую рациональной проверки. В религии человек максимально отчуждён от своей сущности. Потому что посредством религии он приучается осознавать самого себя лишь в Боге как чуждой реальности, которой он отдал свою собственную сущность, чтобы иметь возможность себе ее представить. Человек обладает лишь иллюзорным самосознанием в виде религиозного отчуждения потому, что он еще не достиг всевластия над природой, но уже потерял (в процессе труда и истории) свое первоначальное единство с нею.Свобода разума заключается в свободе от отграничений религии. (Своего рода этоатеизм – свобода от религии. Атеизм бывает двух видов: 1 - отрицание Бога как такового, но не отрицание того божественного, что есть в человеке. (сверхчеловек - Фейербах, Маркс). 2- то, что Бог умер (Ницше).
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.*
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.
На эмпирическом уровне мы можем выделить по меньшей мере два подуровня: во-первых, наблюдения, во-вторых, эмпирические факты. Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Данные наблюдения могут содержать определённые погрешности, поэтому не могут являться основанием для построения теории, базисом для которой являются непосредственно эмпирические факты. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции. Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного
содержания. Во-вторых, необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.п.
Организация теоритического уровня знания. Здесь тоже можно выделить два подуровня. Первый - частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое теоретического знания, в свою очередь, обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Затем вводится другой объект - система отсчета. Это тоже идеализация.Таким образом, непосредственно закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности. Второй подуровень теоретического знания - развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.На основе таких обобщенных законов можно далее дедуктивным путем предсказывать и новые частные законы.
Два рассмотренных типа организации научного знания - частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.вующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.
Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное"
В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоритический. Применительно к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание,чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории "чувственное" и "рациональное", с одной стороны, "эмпирическое" и "теоретическое" - с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом. Во-первых, эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Первичным слоем эмпирических знаний являются данные наблюдений, а на их основе путём осмысления, понимания, интерпретации, формируется научный факт. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоритическое знание также является переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории использую тся также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Таким образом присутствие чувственного и рационального встречается и в эмпирическом, и в теоритическом знании, но на низших уровнях эмпирического доминирует
чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное.