Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация

Лекция № 5

ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

План

1. Основные сферы бытия.

2. Уровни бытия.

3. Материя как философская категория: объем и содержание.

4. Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация.

5. Самоорганизация материи.

6. Движение – способ бытия. Формы и виды движения.

7. Пространство и время как универсальные и общие формы бытия. Особенности пространства и времени.

Бытие– одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему.

В современной философской литературе указываются два значения слова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком смысле – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета, фантазия поэта или строгая математика, религия или законы, издаваемые государством.

Учение о бытии – онтология (ontos – сущее, от греч. и logos – учение). Термин употреблялся в философии в 17 ст., а сама проблема рассматривалась еще с времен Парменида.

В разных философских системах понятие «бытие» приобретало разное значение. В современной философии (экзистенциализм) бытие определяют через сущее. Под сущим философы понимают «оформленное», «ограниченное», «определенное» бытие, все то, что можно помыслить в определенной форме.

В истории философии существует 3 концепции бытия:

1) материалистическая– отождествляет бытие с материальным сущим. Под сущим понимаются только материальные вещи (атом, камень, растение, животное, человек); т.е. мир рассматривается как совокупность материальных вещей и бытие приписывают только такому сущему (бытие отождествляется с материальным). Быть – значит быть материальным.

«Единство мира в его материальности» – утверждал Ф. Энгельс. «Существует только материя» - Ленин. Отсюда материалисты делают вывод, что нематериальное сущее (идеи, понятия, духовные ценности) имеют ненастоящее, меньшезначимое бытие.

2) идеалистическаяконцепция бытия – отождествляет бытие с мышлением (идеальным сущим). Такая позиция характерна для идеализма. Когда под сущим понимают, прежде всего, идеи, ценности, понятия и им придается настоящее бытие, а материальные вещи рассматриваются как небытие, ничто (meon у Платона). Такая позиция объективного идеализма, который отождествляет мышление и бытие, сводит бытие к мышлению (Гегель, Платон). С позиции объективного идеализма бытие идеи – абсолютное и необходимое, а бытие вещи – относительное и случайное, поскольку вещь сегодня есть, а завтра ее может не быть.

В субъективном идеализме – сущее не существует само по себе, а ставится в зависимость от субъекта (Беркли, Юм).

3) неклассическаяконцепция бытия – противопоставляет бытие как незавершенность, изменчивость, процессуальность сущему как оформленному, установленному, завершенному. (Представление в феноменологии и экзистенциализме), представители: Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер.

Для классической философии характерно отождествление бытия с сущим и это ставило человека перед выбором между материальным или идеальным сущим. И если одному из них приписывалось высшее бытие, то другое сводилось к низшему бытию или небытию. Однако для человека в жизни важны как материальные вещи, так и духовные ценности.

Основные сферы бытия.

В философии издавна выделяют 2 противоположных сущности мира, которые и составляют основные сферы бытия:

- материальная сфера (объективная реальность);

- духовная сфера (субъективная реальность).

Человек – существо, которое объединяет в себе эти две сферы реальности.

В сфере объективной реальности (материи) известны две основные формы бытия:

1) Природа («Натура» или «Первая природа»), которая включает: физический мир (неживая природа) и биологический мир (живая природа).

2) Цивилизация: (это «Вторая природа») – это совокупность материальных ценностей созданных и накопленных человечеством, а также способы создания этих ценностей.

В сфере субъективной реальности (духовной сфере) выделяют:

1) Объективная духовная первооснова бытия (Мировой Бог, «мировой разум»).

2) Сознание (индивидуальное) – способность человека отражать мир в идеальных образах.

3) Общественное сознание (духовная культура) – совокупность духовных ценностей и способы их создания, сохранения и передачи.

2. Уровни бытия:

- Микромир(мир гранично малых частей, которые нельзя наблюдать непосредственно).

- Макромир(мир макрообъектов, размеры которых позволяют воспринимать их на уровне простого чувственного опыта).

- Мегамир– охватывает масштабы больше Солнечной системы. На каждом из этих уровней действуют свои особые законы, тенденции, качественные характеристики.

Виды бытия:

- материальноебытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы окружающего мира (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью);

- идеальноебытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объектизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческоебытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальноебытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

- ноуменальноебытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

- феноменальноебытие (от слова «феномен» – явление данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

3. Материя как философская категория: объем и содержание.

В материализме – материя основа бытия, а все другие формы: дух, человек, общество – порождение материи, т.е. материя первична.

Материя– объективная реальность, данная человеку в ощущениях, которая существует за человеческим сознанием и независимо от него.

Структура материи:

- живая природа(вся биосфера от микроорганизмов до человека);

- неживая природа(элементарные частицы, античастицы, поля, атомы, молекулы, макрочастицы тела, космические системы);

- социум (общество) – человек, коллективы, объединения, организации, партии, классы, нации, государства и т.д.

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровни неживой природы:

- субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи меньше чем атом);

- микроэлементарный (электроны);

- ядерный (ядро атома);

- атомарный (атомы);

- молекулярный (молекулы);

- уровень единичных вещей;

- уровень макротел;

- уровень планет;

- уровень систем планет;

- уровень галактик, систем галактик;

- уровень Вселенной, мира в целом.

Уровни живой природы:

- доклеточный (ДНК, РНК, белки);

- клеточный (клетка);

- уровень многоклеточных организмов;

- уровень видов;

- уровень популяций;

- биоценозы;

- биосферы в целом.

Уровни социума:

- отдельный индивид;

- семья;

- группа;

- коллектив;

- социальные группы, классы;

- этносы, нации, расы;

- отдельные общества;

- государства;

- союзы государств;

- человечество в целом.

Характерные черты и свойства материи:

- наличие движения;

- размещенность в пространстве и времени.

Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация.

Идеальное – главный признак сознания. По мнению материалистов, сознание – это порождение материи, т.е. эволюционируя, на определенном этапе своего развития, материя порождает сознание.

Идеальное– это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями в сознании человека.

Вне человека идеального нет. Оно не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Это психическое явление представленное в сознательных состояниях.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

5. Самоорганизация материи– это создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. В основе этой концепции лежит схема: «хаос-порядок-хаос».

Во времена античности мир рассматривался как принципиально упорядоченный, а с точки зрения синергетики упорядоченность мировых процессов – лишь видимое проявление глубокой тенденции к росту хаоса. Процессы самоорганизации в природе или социуме – механизм предупреждения тенденции беспорядка.

Но относительно самоорганизации действует ограничение: чем больше сложной является система, тем больше вероятность ее разрушения.

Основателем синергетики является Илья Пригожин.

Наши рекомендации