Русская философия XIX–XX вв

Наивысшего развития русская философская мысль достигла в период XIX – начала XX вв., который получил название «серебряного века». Философская мысль развивалась по основным направлениям:

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.). Н. Чернышевский считал, что природа развивается от низшего к высшему, что человек – это часть природы. Познание истины осуществляется в чувственных и логических формах. В основе его этики лежит теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. Социальные взгляды Чернышевского радикальны – панацею от всех бед он видел в крестьянской революции.

Религиозная философия. Представителями религиозной философии являются Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев.

Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) создал свою систему «истинной философии», в которой делил историю человечества на три периода: 1) патриархальность (естественная коллективность); 2) цивилизация (болезненная индивидуальность); 3) христианство как синтез предыдущих. Он выступал против социализма как порождения капитализма и атеизма. У России должен быть собственный путь, связанный, прежде всего, с расширением православного сознания на все сферы жизни. Капитализм по своей природе бездуховен. Социализм – путь высшего устройства человечества. В основе же всякой социальности, считал Достоевский, должно лежать нравственное самосовершествование человека, а это возможно только на основе православной веры.

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) создает свою «рациональную философию», включающую все ценное из православия. Центральное место в ней занимает нравственность. Именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. Государство, церковь и все официальные организации – носители «зла» и «насилия». Люди должны объединяться в рамках в негосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) прошел сложный путь духовных исканий, столь свойственный русской интеллигенции.

Осмысление общественной жизни в России и на Западе привело его к марксизму. По своим взглядам Н.А. Бердяев относился к умеренному крылу – «легальным марксистам». Однако материалистическое учение, на котором основывается марксизм, кажется Бердяеву упрощенным, дающим огрубленную картину мира. Углубляясь в проблемы возможностей познания, Бердяев увлекается распространившимся в этот период неокантианством. Неокантианцы сочувственно относились к материализму как к одной из самых древних и наиболее обоснованных систем.

Материализм, по их мнению, оказал огромную услугу науке тем, что требует рассмотрения процессов и явлений с точки зрения обусловленности, причинности. Однако в качестве философской системы он, с точки зрения неокантианцев, ущербен, так как игнорирует «сверхчувственное» – для материалистов не существует понятия души. Неокантианцы не ставили перед собой задачи создать свою «систему мира», они лишь намечали путь, по которому следует идти в построении мировоззрения.

ХХ век ознаменовался для Бердяева движением от неокантианства к богоискательству. Бердяев ищет смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. Он становится видным представителем экзистенциализма – философии существования. Бердяев выступает за внутреннюю свободу человеческой личности. Он выступает против приспособленчества, конформизма. Для него, по-прежнему, неприемлемы как марксизм с его классовым сознанием, так и антигуманизм буржуазного общества. Главное для него – существование человека, основой творчества которого является абсолютная свобода.

Бердяев рассматривает каждого человека как конкретную неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью. Но человек не всегда ее осознает. После средних веков человек освобождается от религии, но погружается в несвободу (от техники, политики, других людей).

Бог не всецело управляет миром. Мир отпал от Бога и погружается в зло. В столкновении со злом человек начинает осознавать Свободу. «Свобода – это и есть Бог».

В высшей степени свобода проявляется в творчестве. Творчество – внутреннее состояние человека, которое дано каждому.

Свобода человека связана с судьбой человечества. Несвобода человека в обществе (истории) ведет к одиночеству, несчастью. Это происходит потому, что история имеет два слоя:

1) история небесная,

2) история земная (факты, хронология).

Человек часто отбрасывает небесную историю и поступает по

обстоятельствам земной.

Любовь – открытие человека Богу, для этого ему и нужна свобода.

Бердяев высоко ценит христианство, но говорит о новой религии (творческой антропологии), делая упор на творчестве, в котором он совершает откровение.

Кризис человечества. В работе «Человек и машина» говорит о технократической идеологии. Человек убивает религию и гуманизм. Остается вера в разум и технику – последняя любовь человека.

Новая религия – преумножение богатства, но она не влияет на душу. Техника не совпадает с культурой. Человек сложное существо. Культура символична, поэтому ближе человеку, чем техника.

Три стадии в развитии культуры.

1 стадия – природно-органическая,

2 стадия – культурная (возникновение христианства). Христианство учит, что человек – духовное существо. Язычество – человек частица космоса.

3 стадия – технически-машинная.

Культура символическая (смотрит на одно, а видит в нем несколько). Техника реалистична. Техника не живет по принципу организма. Она организована. Человек становится рабом техники. Возникает технизация духа: думать быстро, рационально, полезно. Техника убивает общение с другими людьми.

Но есть надежда на подчинение техники духу.

Вывод: таковы основные положения философии Бердяева, оказавшего влияние на развитие философии не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Русская философия сравнительно молодая. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку, и направлена на изменение и совершенствование и мира и самого человека. Это полиаспектная философия, которая включает в себя весь драматизм исторического развития идей, мнений, школ и направлений.

Русская философия – это оригинальная часть мировой культуры. Она формирует индивидуальное самосознание, чувство причастности к отечественной истории и культуре и чувство ответственности за духовное возрождение России.

Философские взгляды Павлова, Мечникова, Бехтерев

Павлов Иван Петрович (1849–1936) –выдающийсяученый – физиолог,внесший

большой вклад в развитие философии. Огромная заслуга Павлова в том, что он свои научные эксперименты делал в «чистом виде», изучая физиологию того или иного органа в нормальных условиях функционирования организма. Эти опыты одновременно позволили ему познать сущность так называемой душевной деятельности, в основе которой лежал феномен психической секреции. Все это связано с новым словом в науке об условных рефлексах, т.е. о различных раздражителях как о временной связи в жизни отдельно взятого индивида. Возникновение их Павлов связывал с воздействием на организм внешней среды.

Он прочно связывал человека с природой: «Постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, писал он, законно называть безусловным рефлексом, временную – условным рефлексом».

Изучая высшую нервную деятельность человека, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система присуща человеку и животным и представлена органами чувств. Вторая сигнальная система присуща только человеку и есть результат реакции его на услышанное слово или воздействие другим путем.

Все вопросы жизнедеятельности человека объективно обоснованы и взаимосвязаны между собой, считал Павлов.

Павлов писал: «Психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенных масс головного мозга». Тем самым Павлов, как и Сеченов, свои эксперименты проводил так, что у него психическое всегда находится в тесной связи с телесным.

Опираясь на свои научные выводы, Павлов сделал далеко идущие философские обобщения о связи всего животного мира с окружающей средой. При этом он четко понимал особенности связей живых существ с окружающей средой, которые осуществляются по иной «формуле», чем это происходит у обычных физических тел и химических веществ.

Мечников Илья Ильич (1845–1916).Интересовался естестествознанием. В силу личных трагедий – две попытки самоубийства. После всего укрепляется в том, что он оптимист. Пишет работы: «Этюды оптимизма», «Этюды о природе человека».

Главный интерес – к человеку, его взаимосвязи с природой. У человека постоянно возникают дисгармонии во взаимодействии с природой. Нельзя бороться с природой. С природной точки зрения человек существо ненормальное».

Человек должен стремиться к радостному мировоззрению. Страдание – не цель, его необходимо избегать (не согласен с христианством). Но считает, как и христианство, что человек испорчен (греховен). Приводит к понятию ортобиноза – теории научного обоснования жизни. Человек должен подойти сознательно к тому, как он живет.

Проблема старости и смерти. Почему человек стареет? Он не должен стареть так рано, то есть старость большинства людей преждевременна. Человек должен быть здоровым больший период жизни. Человек не подготовлен к смерти. Если старость здоровая (нет болезни) – человек устает жить и хочет умереть. И смерть воспринимается как естественный конец, а не результат болезни. Говорит об инстинкте смерти. В природе можно найти явления, не сочетающиеся с инстинктом самосохранения (бабочка летит на огонь, старые животные уходят от людей и хотят умереть). Инстинкт смерти и появился бы только необходимо правильно жить. Молодым – свойственен пессимизм (оптимизм для второй половины жизни). В молодости воспроизводительная деятельность сильна и возникает по поводу конфликта, то есть неудовлетворенность. Затем человек уже не хочет продолжать род, а жить для себя, отсюда оптимизм.

Дисгармонии в юности – приводят к дисгармонии с природой. Необходимо регулировать свои потребности. Когда человек насыщается жизнью, то не нужно веры в свое бессмертие. Но нужно делать все, чтобы продлить жизнь, а не болезнь. Дисгармонию человеческого бытия нужно убрать. Существуют две причины дисгармонии.

1. Противоречие между неугасим полностью инстинктом и состоянием человека.

2. Между жаждой жизни и возможностью жить (из – за болезненного состояния).

Дисгармония усиливает пессимизм и наоборот. Взаимосвязь между наукой и нравственностью. Любая наука нравственна. Научные достижения должны улучшать человеческие взаимоотношения.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927) – был талантливым исследователем во многих областях знаний.

Им оставлен значительный след в изучении невропатологии, психиатрии, морфологии и физиологии нервной системы. Его работы представляют интерес и для философии.

В своих морфологических трудах он сообщает о результатах изучения строения всех отделов ЦНС. Научные труды его отличались новизной идей о проводящих путях и строении нервных центров. Им впервые описаны незамеченные ранее нервные пучки, которые являются проводящими путями для передачи полученной организмом информации.

Большое значение для науки и для философии имеют работы Бехтерева по физиологии различных отделов нервной системы. Бехтерев, изучая ЦНС, установил, что каждая из систем организма имеет свои центры в коре мозга.

Бехтерев утверждал, что психические расстройства находятся в прямой зависимости от нарушений в организме. Его работы в области психологии построены на экспериментах двигательных областей коры головного мозга.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы этапы в развитии философии Нового времени

2. Сравните два направления в теории познания

3. Каковы основные идеи философии эпохи Просвещения

4. В чем состоит заслуга немецких философов в развитии философии

5. По каким направлениям развивалась русская философия в эпоху Нового времени

6. Докажите, что современная западная философия антропологична и иррациональна.

7. По каким направлениям развивалась русская философия в XIX – начале XX века

8. Обоснуйте основные черты русской философии.

ЛЕКЦИЯ №3

Наши рекомендации