Иустин философ, климент александрийский, тертуллиан
В конце II века христианская Церковь укрепляется, и перед христианским богословием возникают новые задачи. Христианство начинает не просто защищаться от язычества, иудаизма и от властей - возникают задачи распространения и пропаганды учения Христа. Появляется необходимость систематизации христианского богословия.
В конце 2 века появляются богословы, которые заложили основы церковно-христианской мысли - того, что потом стало дополняться, развиваться и канонизироваться на церковных соборах. Эти богословы - Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Минуций Феликс, Лактанций и др. Рассмотрим трех философов - тех, кто во многом сформировал будущую христианскую философскую мысль.
Св. Юстин Философ (Мученик)
Св. Юстин (Иустин) - философ и мученик, как его величает Церковь. Св. Юстин родился в Палестине во II веке, родители его были язычниками.
С юных лет он пожелал изучать философию, сначала он учился у стоического философа, затем у перипатетика и, наконец, у пифагорейца. У него были большие запросы как интеллектуальные, так и моральные, поэтому эти учителя его не удовлетворяли. Больший успех имел учитель-платоник. Занятия у платоника продолжались до тех пор, пока на берегу моря Юстин не встретил некоего таинственного старца, который наставил его на путь Истины: научил его основам христианской веры, дал указание, что ему делать, чтобы узнать Истину.
Как свидетельствует сам Юстин, огромное впечатление в поисках Истины на него произвели христиане своим мужеством - тем, что они за обретенную ими Истину готовы были отдать свою жизнь. После своего обращения Юстин посвятил жизнь защите христианской Истины.
Св. Юстин написал очень много, но сохранилось только три достаточно больших сочинения: две "Апологии"и"Диалог с Трифоном Иудеем".
Первая "Апология" св. Юстина обращена к императору. Он просит его взять в свои руки дело суда над христианами и судить самому, чтобы на этот суд не влияли ни предубеждения, ни злобные настроения народной массы в отношении христиан. Св. Юстин говорит, что слово "христианин", так же, как слово "философ", означает приверженца учения и вовсе не может быть основанием для обвинения; наказывать можно только за преступление, в то время как те преступления, в которых обвиняют христиан, - это клевета. Скажем, христиан обвиняют в безбожии, - на самом деле они вовсе не безбожники; если они отказываются поклоняться богам, то потому, что имеют гораздо более возвышенное, такое, что не позволяет им считать богами тех, кому их заставляют поклоняться. Христиане настолько проникнуты ожиданием конца мира, настолько строго готовятся к Страшному Суду Божию, что они не могут жить беззаконно, и поэтому христиане могли бы быть опорой для самого государства.
Во второй половине первой "Апологии" св. Юстин излагает христианское учение. Он детально говорит о вероучении, о богослужении, исторически обосновывает христианство и показывает, почему столь большое число людей принимает веру.
Христианину особенно интересно то, что св. Юстин говорит о христианском богослужении. Божественная Литургия входила в состав так называемого "Тайного учения", и сами христиане узнавали о смысле Божественной Литургии уже после Крещения. Язычники ничего не знали о Литургии и Евхаристии, и по своему незнанию они изобретали самые чудовищные клеветы относительно главного христианского богослужения. И вот св. Юстин приоткрывает завесу перед своими языческими читателями именно для того, чтобы опровергнуть эти клеветнические слухи, которые были распространены и в простом народе, и среди образованных противников христианства.
В конце первой "Апологии" мы находим один документ, присоединенный к ней автором, -это "Рескрипт императора Адриана". В этом Указе император Адриан говорит о том, какими принципами нужно руководствоваться при судебном преследовании христиан. В нем имеются четыре пункта:
1. Христиане должны быть наказываемы регулярным образом по суду.
2. Приговор может быть вынесен только в том случае, если доказано, что подсудимый нарушил римские законы.
3. Наказание должно быть соразмерно свойству и степени преступления.
4. Всякое ложное обвинение должно сурово наказываться.
В начале второй "Апологии" св. Юстин рассказывает о недавнем событии, когда префект г. Рима приказал обезглавить трех христиан только за то, что они заявили, что они христиане. Юстин взывает к римскому общественному мнению, протестуя против такого образа действия властей. Св. Юстин, в частности, отвечает на ироническое замечание язычников, которые спрашивали у христиан, почему христиане не хотят путем самоубийства поскорее перейти в иной мир, если они вообще так бесстрашно относятся к смерти и так хотят соединиться с Господом в Жизни Вечной. Св. Юстин указывает, что самоубийство есть серьезнейшее нарушение воли Божией, а христиане хотят жить по Воле Божией. Если они исповедуют себя христианами, идя за это на смерть, то опять-таки они действуют по Воле Божией, потому, что они не считают преступной свою принадлежность к Церкви.
В том определении Бога, которое дает св. Юстин, чувствуется влияние платонизма. Св. Юстин настаивает на том, что Бог неизреченен. Творец Вселенной не имеет имени, потому что Он не рожден. Он мог бы иметь имя только в том случае, если бы над Ним был Кто-то старший. Поскольку Он - Начало всего, Он безымянен, и все Его имена, - такие, как Отец, Бог, Творец, Господь, Владыка, - имеют только условное значение. Лучшее имя - имя "Отец", поскольку Бог - Творец всего.
Св. Юстин отрицает вездеприсутствие Божие, он говорит, что Бог обитает превыше небес и, таким образом, между Богом и сотворенным им миром существует целая бездна. Но есть мост, переброшенный через эту бездну, - это Логос, Слово Божие. Бог общается с миром только посредством Логоса. Логос всегда пребывает в Боге, как внутренняя присущая Сила, но перед сотворением мира Логос отделился от Бога, и Он непосредственно и сотворил мир. Это отделение Логоса от Бога Юстин поясняет образом двух огней; один огонь загорается от другого, причем первый огонь нисколько не умаляется в своей яркости оттого, что от него отделяется другое пламя.
Учение св. Юстина
Понимание догмата Святой Троицы чрезвычайно трудно для ограниченных человеческих возможностей. Пытаясь осмыслить этот догмат, древние богословы впадали или в умаление значения Второй и Третьей Ипостаси, или же, напротив, в богословии происходило слияние Трех Ипостасей. Обе эти тенденции присутствуют у св. мученика Юстина. Он говорит о неразличимом единстве Ипостасей до сотворения мира, затем Слово Божие, чтобы действовать в мире, отделяется от Бога Отца и управляет этим миром.
Частичка божественного Логоса, божественного Слова, есть в каждом человеке; именно это - первое объяснение того, что много истинного можно найти в изучении языческих философов. Из них св. Юстин выделяет Гераклита, который, как известно, тоже учил о божественном Логосе, и Сократа. Св. Юстин напоминает, что христиане подвергаются гонениям так же, как те, кто искал Истину до Христа. Он указывает на то, что Сократ, который больше других в языческое время подвизался за Истину, подвергся тем же самым обвинениям, каким в его время подвергали христиан (обвинениям в безбожии, безнравственности и т.д.). Св. Юстин понимает разницу между этими проблесками Истины и той полнотой Истины, какая явилась во Христе. Он говорит и о немощи тех, кто следовал за Сократом и другими мудрецами языческого времени, и о том, что никто не отдал свою жизнь за то учение, которое возвещал Сократ. Однако затем люди уверовали во Христа, который частично открылся и Сократу.
Итак, главное объяснение того, почему у языческих учителей можно найти элементы Истины: им была открыта в какой-то части Истина, потому что семя божественного Логоса вложено в каждую человеческую душу. Однако св. Юстин дает и другое историческое объяснение этому, которое заключается в том, что язычники могли многое заимствовать из Божественного Откровения: о бессмертии души, о загробном воздаянии, о созерцании небесных вещей и о других подобных учениях. Однако только христиане обладают полнотой Истины, явленной во Христе и воплотившейся на земле.
Св. Юстин говорит, что целью человеческой жизни является обожение; все люди могут стать "сынами Всевышнего" (выражение Священного Писания). Однако, поскольку человеку дана свобода, не все люди пользуются этой возможностью.
Св. Юстин свидетельствует о совершении в христианских обществах таинства КрещенияиЕвхаристии.Он говорит о том, что Крещению предшествует пост, который с готовящимися к Крещению разделяют и те, кто уже крещен. Крещение совершается во имя Святой Троицы.
Говоря о Евхаристии, св. Юстин отмечает, что то, что преподается в Евхаристии, - есть Тело и Кровь Христова.
Что касается эсхатологического учения св. Юстина, он принадлежал к хилиастам. Св. Юстин учит, что души всех людей после смерти идут в преисподнюю, хотя там есть различия между праведниками, ожидающими Воскресения, и грешниками, которых ждут вечные страдания в наказание за грехи. Только мученики идут сразу после смерти на небо.