Фома аквинский: учение о боге и человеке
В католическом мире в 13-м веке происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в образе мышления, и в богословии, и в философии. На территории южной Франции и в Испании возникают различные еретические движения - катаров, альбигойцев. Для борьбы с этими ересями организуются монашеские ордена.
Орудием для борьбы с ересью альбигойцев явился орден доминиканцев, основанный неким Домиником Гусманом. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и вообще с ересями. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Сами себя доминиканцы иронически называли “псами Господними” (игра слов: domini canes - “псы Господни”).
Другой монашеский орден, возникающий приблизительно в это же время, основывается Франциском Ассизским. Главной задачей ордена считал возвращение к идеалам и нормам первоначальной церкви, в первую очередь, отказ от стяжательства как принципа существования. Поэтому францисканский орден назывался нищенствующим орденом.
В дальнейшем орден францисканцев, как и орден доминиканцев, был включен в жесткую иерархическую структуру католической церкви.
В самом начале 13-го века, в 1200 году, основывается Парижский университет, ставший центром светского и богословского образования в Европе. Со времени основания Парижского университета система образования начинает сильно прогрессировать. Светское образование значительно отделяется от церковного образования.
В это же время активизируется и переводческая деятельность. Переводятся произведения Аристотеля, Платона, Плотина. Аристотель до этого был известен, главным образом, как автор логических трактатов. Теперь же переводится и его “Метафизика”, и этические работы, и работы по физике, и “Политика”. Влияние Аристотеля все больше и больше увеличивается, интерес к Аристотелю растет во всех университетах, и поэтому перед католической церковью возникает задача более серьезного осмысления Аристотеля. Это связано с очень серьезной ситуацией в философии с соответствующими выводами в богословии. Философы стали полагать, что разум стоит выше, чем вера, в религиозном познании, т.е. с помощью своих рациональных доводов стали опровергать доводы католической церкви, в частности, отвергать индивидуальное бессмертие, сотворение Богом мира из ничего и т.д. При этом философы опирались на одного из виднейших античных философов - Аристотеля.
Поначалу реакция церкви была достаточно простой: Аристотель был запрещен для изучения и преподавания. Но интерес к Аристотелю не исчезал, а рос, и связано это было не только с интересом к новому и неизведанному, но и потому, что все больше и больше интересует всех научное познание. Интерес к естественным наукам все возрастает, а Аристотель тем и отличался от Платона, что уделял больше внимания естественно-научному познанию.
Следующая реакция католической церкви - создание папой Григорием IX комиссии по исследованию работ Аристотеля, которая работала с 1231 по 1237 гг. Впоследствии, когда комиссия не смогла решить эту проблему, вопрос об аристотелизме начинает решать монах Фома из итальянского города Аквино. И один этот монах решает вопрос об адаптации Аристотеля католической церковью, - то, что не могла решить целая комиссия на протяжении десятков лет.
Он родился в 1225 или 1226 годуи умер7 марта 1274 года. Родился в Неаполитанском королевстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино. Отец Фомы Аквинского был знатный феодал, рыцарь. С пяти лет Фома учится в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино до 14 лет. После этого некоторое время учится в Неаполе, и у него растет желание постричься в монахи. Родители препятствуют; его заключают в домашнем заточении. В конце концов, он становится монахом, и доминиканцы посылают его учиться в Парижский университет.
Он слушает в Парижском университете Альберта Великого до 1248 года. Альберт Великий замечает талантливого ученика, направляет его в Кельн, и там они вместе основывают центр по изучению теологии. Еще 4 года Фома Аквинский учится в Кельне у Альберта Великого, после этого едет в Париж в 1252 году, где преподает до 1259 года. Папа Урбан IV вызывает Фому Аквинского в Рим, где он живет до 1268 года и преподает в доминиканских школах Италии. В 1269 он опять едет в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает послушание от доминиканского ордена это псевдоаристотелевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение.
В Париже Фома Аквинский живет до 1272 года, когда он опять возвращается в Неаполь. В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, но по дороге умирает. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован. Прозвище Фомы Аквинского - “ангельский доктор” (doctor angelicus).
Фома Аквинский написал большое количество работ. Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая - “Сумма истины католической веры против язычников”,из четырех книг. Вторая фундаментальная работа - “Сумма теологии”. В этих работахФома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.
Основные проблемы для Фомы Аквинского, как он пишет об этом в самом начале “Суммы теологии”, делились на три основные направления. В первую очередь, это - Бог, первый предмет философии, который составляет общую метафизику. Второе направление философии - это движения разумных сознаний к Богу, т.е. этическая философия. И третий раздел - это Христос как путь, ведущий нас к Богу, т.е. учение о спасении.
Для Фомы философия - служанка богословия. Богословие использует философию и науку, чтобы более доходчиво, наглядно, убедительно показать человеку истины христианского учения. Это - следствие того, что человек имеет несовершенный ум, который не может привести человека непосредственно к богопознанию, для этого есть предварительные ступени.
Философия благодаря своим методам может доказать истинность некоторых положений христианской религии. К таким истинам относится факт существования Бога, бессмертие души, сотворение мира, единство Бога, единичность Бога. Однако божественное знание и божественная природа настолько превышают человеческие способности, что и здесь существует предел. Так что философия не может доказать существование Пресвятой Троицы, воплощения Иисуса Христа, искупление Иисусом Христом человеческих грехов, грехопадение и многие другие догматы, которые не могут быть доказаны, но познаются лишь верой.