Социокультурные предпосылки возникновения философии
|
|
Мифологическое сознание мыслит мир, перенося на него родовые связи и отношения, представляет его как череду рождений созданных человеческой фантазией зооморфных и антропоморфных существ, не проводя к тому же границы между продуктами фантазии, снами и явью, реальной действительностью.
«В мифе, — говорит современный культуролог, — нет природы в нашем сегодняшнем смысле слова, которую можно бы четко понятийно отделить от мира людей, но оба они нераздельно связаны в силу единства материального и идеального. Это выражается уже в том, что боги, которые действуют внутри природы и лежат в основе ее явлений, играют одновременно определенную роль в мире людей (вспомним хотя бы о Зевсе, посылающем молнии и собирающем тучи)» [7].
Переход от архаики к цивилизации радикально менял условия человеческой жизнедеятельности. Основанием производящей экономики становится целенаправленная деятельность человека по изменению природного материала, предполагающая учет объективных, «естественно» данных предмету труда свойств. Между человеком и естественной средой разрастается слой «второй природы», то есть искусственно созданных вещей, а все это предполагает возрастание значимости и объема опыта, знаний именно тех свойств природного материала, которые обнаруживаются в практике, деятельности, являясь ее своеобразными инвариантами, то есть присущими природе «самой по себе».
Последнее не могло не приводить к выделению из общего контекста практической деятельности духовного производства. Наряду с производством вещей, появляется целенаправленное производство их образов, идей, деятельность по организации, переработке социального опыта и его передаче от поколения к поколению. Стихийно возникшие в первобытную эпоху способы накопления социального практического опыта оказываются в новых условиях несостоятельными.
Реализация задач духовного производства, переход от стихийных процессов накопления опыта, свойственных первобытной формации, к целенаправленному продуцированию идей, обработке самого опыта, требовал адекватных средств, например осознания тех форм, посредством которых мыслящая голова «освояет себе мир» (К.Маркс). Возникло с необходимостью противоречие, не свойственное архаическому обществу, противоречие, затрагивающее его мифологическое мировоззрение. «Существует определенная сфера деятельности, — писал философ и культуролог Э.Кассирер (1874—1945), которая никогда не затрагивается магией или мифологией, — это “светская” сфера. Здесь человек полагается больше на свою ловкость, чем на силу заклинаний. Когда туземец изготавливает какое-либо орудие… ему не требуется ничего магического. Выбирая материал, придавая изделию форму, вырезывая, полируя, он пользуется строго эмпирическими, научными даже, методами. Он полагается на свое умение, здравый смысл, выносливость. Не будет преувеличением сказать, что там, где его знаний достаточно, туземец полагается исключительно на них. Существует целый свод правил, передаваемых из поколения в поколение, который предписывает, как людям жить в их хижинах, получать огонь трением, добывать пищу и готовить ее, совокупляться, ссориться… О том, что эти “светские” обычаи пластичны, избирательны и допускают вмешательство интеллекта, можно судить хотя бы потому, что туземцы всегда готовы применить новый подходящий материал» [5].
В условиях цивилизации подобный «параллелизм» сохраняться, конечно, уже не мог. Но цивилизация означала и смену родовых, общинных и племенных структур, основанных на кровно-родственных отношениях, структурами собственно социальными: семьей, частной собственностью, государством. Человек становится подданным государства, гражданином, отношение которого с властью регулируется уже не табу, не традицией, а законами. И в этом отношении миф приходит в противоречие с социальными реалиями, с опытом общественных отношений и формами его организации.
|
!Задание 2.1.Определите, какая из следующих черт мифологического сознания является наиболее общей и принципиальной: анимизм, антропоморфизм, неразделение субъективного и объективного в природе, персонификация природных сил в представлениях о сверхъестественных божественных сущностях.