Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА. Эта философская школа получила развитие в 70-е годы XVIII – первой трети XIX века. Основателем ее был Иммануил Кант, его последователями – Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. И.Кант и И.Фихте были субъективными идеалистами, Ф.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель – объективными. В рамках немецкого идеализма происходит поворот от изучения природы к постижению человека, культуры, истории; создана логико-гносеологическая модель идеалистической диалектики –учение обобщих принципах развития бытия.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА.

Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы:

· пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи;

· Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем;

· Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности.

«Критический» период начался в 1770 году. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть проверка, в ее итоге И.Кант склонился к агностицизму.

СРАВНЕНИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КРИТИЧЕСКОГО» ЭТАПА
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
Способность души Познание Моральное сознание, нравственность Чувство удовольствия
Вопрос Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Проблема Гносеология Этика Эстетика
Ключевая идея Вопрос об источниках и границах познания, возможностях разума, является ли философия наукой? Учение о воле и ее свойствах.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета


«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии:

· до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический–индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта)–надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание.

· И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления: «Чувства без понятий слепы, понятия без чувств пусты». Чувства сообщают знанию чувственную достоверность, понятия –всеобщность и необходимость.

Сами по себе чувственные данные не являются знанием, равным образом и априорные формы тоже, знание возникает в результате их синтеза, в котором ключевую роль играет воображение, соединяющее чувственное содержание опыта с априорными формами. Появившееся знание не сводится к первоначальному чувственному опыту, в нем всегда возникает новое содержание. Познание –это не пассивное копирование субъектом объекта, а процесс творчества, созидания.

По И.Канту, все суждения делятся на, во-первых, апостериорные (опытные) и априорные (доопытные, например, 2+5=7); во-вторых, аналитические и синтетические: первые обозначают уже известное («холостяк –неженатый человек»), вторые –дают новое знание («эта роза –красная»). И.Кант поставил вопрос обисточниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?

СРАВНЕНИЕ МАТЕМАТИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ФИЛОСОФИЯ
Способность Чувственность Рассудок Разум
Основа познания Ощущения поступают в сознание при воздействии вещей на органы чувств Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного Порождает «чистые» умопостигаемые идеи (ноумены) о Боге, душе и свободе
Процесс познания Априорные формы чувственности, налагаемые сознанием на внешние предметы – пространство и время – упорядочивают ощущения Рассудокподводит ощущения под одну из 12 априорных категорий:посредством чувственности предмет нам дается, рассудком он мыслится Разум связан с чувственностью через рассудок. Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы
Характер знания Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает законы природы, а устанавливает их природе в пределах своего ее понимания Рассудок ограничен опытом, сферой явлений, высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за антиномий –неразрешимых противоречий. Философия – это не наука о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а наука лишь о границах познания
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем мир лишь как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема. Чувственность и рассудок строят предметы своего познания со стороны их логической формы

Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но он не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу воли. Человек может выбирать между верой и неверием. По И.Канту, руководствуясь голосом совести, человек должен выбрать веру, с ней связана нравственность (переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).

СРАВНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Предмет Природа Нравственность
Основа Мышление Воля
Взгляд на человека Человек как природное существо подчинен необходимости Человек как нравственное существо обладает свободой

Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей.

Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других.

Наши рекомендации