Становление неклассической философии

Она зарождается в первой трети XIX векаи состоит в выходе за рамки традиционного понимания философии и классических способов философствования.

Формирование неклассической философии совпало с расцветом философской классики, воплощенной в учении Гегеля. В 1819г. вышел труд А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление», в 1841г. – работа Л.Фейербаха «Сущность христианства», в 1843г. – первое произведение С.Кьеркегора «Или-Или». Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один – Гегель.

Л.Фейербах в этом ряду не случаен: от его учения, с одной стороны, дороги ведут к марксизму, а с другой, к «философии жизни». Отказавшись от Гегеля, Л.Фейербах поддержал А.Шопенгауэра в противопоставлении разума воле. К числу зачинателей неклассической философии принадлежал и О.Конт с его критикой идущей от Аристотеля традиции понимания философии как учения о «причинах», «началах», «сущностях» – высших умопостигаемых началах бытия.

В неклассической философии сложилось два направления. Иррационалистическое (антисциентистское) направление выступило с резкой критикой разума (науки), абсолютизации их возможностей (в западной философии XIX-XX веков оно получило наибольшее развитие). Рационалистическое (сциентистское) направление не отрицало возможности разума (науки), но отказывало философии в научности, в статусе самостоятельной наряду с наукой формой познания мира (позитивизм О.Конта в XIX веке, аналитическая философия в XX веке).

Иррационализмв узком смысле – течение в философии, направленное против рационализма эпохи Нового времени. В широком смысле – философское направление, в противовес рационализму, принижающее / отрицающее роль разума в познании и поведении человека, жизни общества, указывающее на алогичный характер бытия, делающее основой понимания мира нечто чуждое разуму, недоступное и противоречащее ему, невыразимое его логическими категориями.

Сравнение РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Бытие Упорядочено, подчинено закономерности Лишено закономерности, является стихийным
Познание Только на основе разума Отрицание ведущей роли разума
Человек Звено бытия, подчиняющееся его общим закономерностям Уникальное бытие, обладающее свободой от внешней необходимости
Поступки человека Должны быть продиктованы разумом Разум не является ключевой инстанцией
Смысл жизни человека Преобразование природы и общества в интересах всех людей Духовное преображение, осознание подлинных ценностей и смысла бытия
Человек в обществе Согласование личных и общественных интересов, разумное самоограничение человека в интересах общего блага Человек не обязан жертвовать собой ради абстрактного общего блага, имеет право на свободный выбор ценностей (индивидуализм)


2. ПОЗИТИВИЗМ.

Основатель – Огюст Конт, последователи – Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Философию нужно превратить в методологию – науку о познании и заняться изучением реального, практичного знания, процесса его получения.

Огюст Конт. Подлинная реальность – это явления, «факты»; ими и должна заниматься «позитивная философия» как особая наука. «Негативный философ» исследует «причины» и «сущности», «позитивный» – факты и законы с целью создать систему «позитивного знания», состоящей из фактов и их соотношений. Все, что не может быть сведено к фактам, должно быть устранено из научного знания. Теория – это классификация фактов. Поэтому позитивная научная дисциплина является эмпирической; каждая наука может и должна для себя самой стать философией; задача философии – не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Важен вопрос не «почему» мир существует (поиск «начал» и «причин»), а «как» он существует (описание фактов).

Знание об обществе тоже должно быть «позитивным» и опираться на факты. Его дает социология как «социальная физика»: состоит из социальной статики(изучает структуру общества), социальной динамики (изучает развитие общества), социальной политики (программа социального действия). О.Конт выдвинул принцип «знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать»; создал учение отрех стадиях развития человеческого духа и общества в целом.

Сравнение ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПОЗИТИВНАЯ
Возраст «Детство» человека «Юность» человека «Зрелость» человека
Сущность «Фиктивная»: мнимое объяснение мира «Абстрактная»: отвлеченное объяснение мира «Реальная»: фактическое объяснение мира
Время От начала истории до XIII в. Охватывает XIV-XVIII века С начала XIX века и далее
Соц. группы Духовенство и военные Бюрократия Ученые и инженеры
Тип мышления Религия (фетишизм, политеизм и монотеизм) Философия: формирование абстрактных понятий, логика Наука: отказ от метафизических схем и абстракций
Объяснение мира Аналогия: природа наделяется свойствами человека – волей, душой, разумом Каузальность: место Бога занимают конечные причины и сущности, поиск основ мира Закономерность: установление связей фактов, научное предвидение
Социальный порядок Религия духовно интегрирует общество, делает его целостным организмом Упадок религии, угроза распада социальных связей и общества из-за секуляризации Социология: синтез знаний об обществе, объединяет его идеей прогресса

Герберт Спенсер. Считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность; следует ограничиться описанием наблюдаемых фактовв природе и обществе.

В отличие от О.Конта, Г.Спенсер был сторонником примирения науки и религии. Они выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую, фиксируемую в опыте, религия – невидимую. Наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в Бога как абсолют.

Г.Спенсер придерживался принципов эволюционизма и был основателем органицизма в понимании общества. В обществе, как и в природе, действует закон эволюции – соединения и разделения движущихся частиц – природных и людей, ведущий к равновесию. Институты общества подобны органам тела с разделением функций между ними. Общество, как и другие организмы, стремится к самосохранению и равновесию. Главный закон социальной эволюции – выживание наиболее приспособленных обществ; таково индустриальное общество, разделенное на классы. Революцию он трактовал как тяжелую болезнь социального организма и, в отличие от К.Маркса, был противником социальной революции.

Наши рекомендации