Гносеология Аристотеля

 

Гносеологическая тематика в творчестве Аристотеля еще не выделилась в четко очерченную область философии. Вопросов познания он касается в связи с изучением души (психологией) и разработкой логики. Гносеология Аристотеляможет быть изложена на основе его представлений о познавательных способностях души, формах и уровнях сознания.

Все существующее представляет собой либо предметы чувственно-постигаемые; либо умопостигаемые. Знание начинается с ощущений. Ощущение—одно из способностей души. Она осуществляется посредством органов чувств, когда на них воздействуют предметы внешнего чира. Поэтому ощущение — страдательное состояние.

Из этого; во-первых, следует, что ощущающая способность души тесно связана с телом. Во-вторых, что ощущение не во власти ощущающего существа, как пишет Аристотель, ибо необходимо, чтобы был налицо ощущаемый предмет. И, в третьих, объект восприятия не зависит от субъекта: «С уничтожением животного прекращается чувственное восприятие, но воспринимаемое чувствам» будет продолжать существовать, например, тело,теплое, сладкое, горькое»

Аристотель предложил свою концепцию ощущений. Мы испытываем воздействие от предмета поскольку он обладает, определенными качествами (Цветом, вкусом и звуком); не потому что он представляет собой материальную вещь. Это означает, что на органы чувств и затем на душу действует не материи, а невещественная форма (свойства предмета). Как говорит сам Аристотель( ощущение-есть то, что способно принимать формы - предметов без их материи. Подобно тому, как воск принимает оттиск печатей без железа и без золота.

Из сказанного следует: 1) Ощущение идеально, так как является восприятием нематериальной формы (ср. с атомарными, т.е. вещественными, «идолами» Демокрита). Аристотель твердо придерживался мнения об идеальности ощущения чувственного образа. Ощущение — это не сам предмет, а его образ (форма без материи). Камень в душе не находится, а только форма eгo подчеркивал он. Аристотель, пожалуй, впервые истории философии ясно высказал мнение об идеальности чувственного образа и заложил основу классического понимания противоположности материального и идеального (как бестелесного) принятое и последующими философам. Так. И. Kaнт говорил, что материальное и идеальное различаются, как сто талеров в кошельке и сто талеров в голове. Но если у К.Маркса идеальное это пересаженное в голову материальное, то идеальное Аристотеля—это пересаженное в душу идеальное же, существующее в действительности 2) Ощущение как образ точно соответствует воспринимаемым качествам (формам), как оттиск соответствует печати. Ведь ощущение повторим, та же самая форма предмета, только запечатленная в душе. Как пишет Аристотель, ощущение тождественно качествам. Он не сомневается в объективности и истинности ощущений.

Ощущение отдельных предметов всегда истинно, сказано в трактате «О душе». Здесь уже проглядывается аристотелевское гносеологическое понимание истины как соответствия - знания действительности. Ощущения сохраняются в душе, и благодаря памяти появляется опыт(эмпирия). Опыт — основа деятельности, так как знающий отдельную вещь достигаете в действии большего успеха, чем обладающий общим понятием. Врач лечит не человека вообще, а Каллия или Сократа. Опыт создает искусство и науку. Искусство (техне) — умение, навыки — нечто промежуточное между опытом и наукой, например, врачевание, архитектура и т.п. Наука — это уже рациональное познание, теория. Ее орудием (органом) служит диалектика (в платоновском смысле) и, главным образом, созданная Аристотелем логика (точнее, аналитика или силлогистика), так как мы научаемся, пишет он, через наведение, либо посредством доказательств. Отсюда понятно, почему началом науки Аристотель объявляет ум.

Ум, подобно ощущению, — способность души воспринимать предметы мысли (это так называемый «страдательный ум»). Она реализуется благодаря мышлению, «деятельному уму». Ум—это то, определяет Аристотель, чем душа мыслит и посигает. В трактате «О душе» есть известное сравнение души с рукой, бывшее довольно популярным в античной философии. Душа представляет собой словно руку. Рука есть орудие орудий, а ум—форма форм, ощущение же—форма чувственно воспринимаемых качеств. В этом многозначительном сравнении можно найти указание на ум как восприятие (рука) и на ум как действие (орудие); мысль об универсальности познавательных возможностей ума (орудие орудий и форма форм); положение о дальнейшем преобразовании чувственно воспринимаемых форм в уме(форме форм).

Универсализм ума приводит Аристотеля к тому, что он отказывается от органической связи ума с телом: для ума нет никакого органа. Свой взгляд он объясняет так: поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным в частности, с телом. Так, в отличие от ощущений, ум не связан с телом (но это не значит, что он существует вне тела)

Гносеология Аристотеля Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше. Аристотель, ученый, писатель, философ и педагог А. Македонского, родился в 384 г. д.н.э., в семье врача царя Амины III, правителя Македонии. Гносеология Аристотеля Отец стал первым учителем Аристотеля, но в возрасте пятнадцати лет юноша остается без родителей, обретя приемного отца Проксена. Получив внушительно наследство, Аристотель может позволить себе продолжить образование, с юности приобретя любовь к книгам. В 17 лет Аристотель поступает в академию Платона, где изучает философию, математику и другие науки. В 349 г. Аристотель становится учителем Александра Македонского, на чем настоял царь Филипп II. В 335 году философ Аристотель возвращается в Афины, дабы открыть там Ликей (прототип лицея в будущем). Свои занятия он проводит, гуляя с учениками под сводами открытой галереи. Из нескольких десятков томов, записываемых на лекциях, до наших дней дошли всего 15. К этому времени Александр Македонский становится царем, ведет военные действия, не забывая щедро одаривать деньгами своего учителя. Средства, полученные от Александра, Аристотель тратит на науку. Педагог имел смелость весьма жестко критиковать режим Македонского, но молодой царь разрешал своему мудрому учителю многое, что не прощал всем остальным. Так, он казнил племянника Аристотеля, получив донос о его измене. В 323 году царь Александр погибает, отчего к власти приходят ярые оппоненты Македонского строя. Это приводит к аресту Аристотеля, которого обвинили в «нечестности». Но философу удается бежать из Афин, покидая которые, он сказал, что не позволит позорить философию. Гносеология Аристотеля Спустя несколько месяцев после побега, Аристотель скончается, оставив после себя огромный вклад с будущую науку. На момент смерти Аристотелю было 62 года. До нас дошло достаточно много его трудов: «Физика», «Этика», «О душе», «Риторика» и др. Все работы Аристотеля можно разделить на несколько групп: физически группы, логические, этические, политические и биологические трактаты. Кроме того, его труды повлияли на становление мусульманской философии. Средневековые ученые, боготворя Аристотеля, в своих поисках всегда «оглядывались» на труды этого философа. Есть у Аристотеля и более радикальные труды, затрагивающие второстепенную роль в обществе для женщин, а также естественность рабства. Начиная с 18-го века, интерес в личности Аристотеля уменьшился, но его достижения в понимание мира и философии не забыты до сих пор. Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Наши рекомендации