Феноменология Э. Гуссерль
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – основоположник феноменологии как философского течения.
Интенциональностьв феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.
Идеи Э. Гуссерля были изложены в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931) и др.
Особенность философии Э. Гуссерля – выработка нового метода, суть которого в лозунге «Назад к вещам!». Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются». Эти «явления» суть феномены. Таким образом, понять, что такое вещи можно лишь через описание «феноменов», т.е. явлений, которые предстают сознанию после осуществления «эпохе».
Универсальное «эпохе» заключает мир в скобки, т.е. исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте определенным образом переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный в скобки мир».
По мнению Э. Гуссерля, феноменологический метод помогает постичь сущность вещей, а не факты. Феноменологический анализ вникает в определенное состояние с точки зрения его сущности.
«Предмет феноменологии – царство чистых истин, априорных смыслов – как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых». Гуссерль определяет феноменологию как «первую философию», т.е. науку о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сферы их приложения.
Феноменология реализуется с помощью метода редукции (эпохе), после чего достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т.е. выходящего за пределы эмпирического мира.
Гуссерль вводит понятие «идеация», т.е. способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений. Допущение возможности исследований этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.
Экзистенционализм М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр
Мартин Хайдеггер (1889-1976).
Центральным вопросом философии Хайдеггера является проблема бытия и его смысла. Основная работа «Бытие и время» (1927)
Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.
Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия - это его бытийная определенность.
По Хайдеггеру, бытие-в-мире – это априорные формы человеческой личности, которые составляют субъективное бытие человека. Такие априорные формы (забота, тревога, страх, совесть, вина) выражают духовный опыт личности, чувствующей свою временность, однократность, неповторимость и смертность. По Хайдеггеру, сущность Dasein «здесь-бытие» заключена в его экзистенции, в специфическом способе бытийствования; Dasein «здесь-бытие» - это бытие, наделенное сознанием, это «здесь-присутствие», через которое «говорит» само бытие.
Экзистенция, по Хайдеггеру - это бытие, сознающее свою конечность и направленное к «ничто», поэтому априорные формы человеческой личности, модусы человеческого существования, которые определяются через смерть и есть различные способы соприкосновения с «ничто», и составляют структуру экзистенции. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. Х делает вывод, что существование в страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти».
Жан Поль Сартр (1905-1980).
Его роман «Тошнота»(1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» - это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования.
Кроме того, Сартр вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.
Сущность и существование: У вещей сущность предшествует существованию. У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Главная идея - идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.