Философия Средневековья: особенности, этапы развития, проблематика
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства
философских систем средневековья диктовалась основными догматамихристианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о
личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В
условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого
государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в
рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное
и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где
на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные
науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,
преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в
религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести
довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви»,
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и
прежде всего на идеи Платона.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором
средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и
формулы.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что
повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе
универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия
вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют
собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.
Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы
вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности
материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам
природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали
общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и
человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления
общих понятий.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского
знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но
неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков
нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-денежного хозяйства в
странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление.
Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные
преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и
первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию
собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия
стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания
был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не
столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в
экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком
для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал
соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,
опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных
исследований.
Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и
номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с
современным значением этого слова.
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.
Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей
, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому
человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и
есть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над
разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от
латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только
имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются
нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого
ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех
признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации
того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное
разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди
так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека
одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как
первое определение уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до
вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие
понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким
номиналистам принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если
углубиться в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то
определенную сторону баррикады, но я больше склонен все-таки к теории
номиналистов, хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному
определены, то есть теряется единственность определения, одно и то же
понятие становится неоднозначным множественным определением (а может это
наследие коммунистического атеистического воспитания?).
Однако, с другой стороны, если взять какой-нибудь математический
объект, например, отображение, то понятие само по себе реально, то есть
оно существует, а предмета как такового нет, так как это придуманный
человеком абстрактный объект. Данная ситуация не вписывается в рамки
номинализма, так как существует понятие, не существует вещи: понятие до
вещи. Теперь возьмем другой пример - понятие алгоритма. Как известно всем
математикам-программистам, определения понятия алгоритма не существует
(точно так же, как не существует определения множества), однако сам алгоритм
как написанный на бумаге текст, как электрические заряды в памяти
компьютера, как просто некоторая последовательность действий, совершаемая
каким-то живым существом, например человеком, существует. Построена
Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особогоместа в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами совсеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознаватьсвою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принципабсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько,чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности- это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.Проанализировав основные положения философии средних веков, можносказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основныепонятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются черезнего.35Патристика: Августин Блаженный.
36 Схоластика: Фома Аквинский
37 Философия эпохи Возрождения: основные направления и представители.