Тема 20. Личность и общество
156.Что такое личность? Не просто носитель конкретных общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них.
157.Любая личность уникальна.
158.Личность не растворяется в обществе.
159.Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
160.Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.
161.особым аспектом нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм. Выделите неверное утверждение. Видами социальных норм являются: нормы истины.
162.Какой составляющий элемент не обязателен для характеристики личности: космобиологический.
163.Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
164.Личность как семьянин. Выделите ложное положение, семья реализует следующую функцию: мировоззренческую.
165.Личность как гражданин. Определите верное положение. Понятие «гражданин» в нашем сознании противостоит понятию «обыватель».
166.Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
167.Что не входит в структуру «личность как потребитель»: понимание культурных потребностей других народов.
168.В истории все более: возрастает роль человеческого фактора.
169.Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
170.Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит: от биологически врожденных программ.
171.В каждом коллективе возможны: разногласия и противоречия.
172.Связь личности и общества опосредована: первичным коллективом.
173.Общество не может дать человеку больше того, что человек дает ему.
174.Каких потребностей не существует? Потребности сложные и элементарные.
175.Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности: профессиональные отношения.
176.Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.
177.Взаимоотношение человека и общества: существенным образом изменяется в ходе истории.
Тема 21. Культура
178.Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур – Данилевский.
179. Культура: это совокупность всех видов преобразовательной деятельности…и т.д.
180. Исходной формой и первоисточником культуры является: человеческий труд.
181.Культура существует как: система
182.Функция культуры, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп: нормативная функция.
183.Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – познавательная.
184.Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется: коммуникативная.
185.Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания? Нельзя.
186.Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности - ценность.
187.Одна из первых формул, выражающих специфику культуры, звучала так: «культура контра натуре».
188.Духовная культура это: совокупность всех знаний, все формы мышления и вся сфера мировоззрения.
189.Материальная культура – вся совокупность материальных благ, средства их производства.
190.Закодированные в данной культуре безусловные ценностные феномены называются: символами.
191.Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии: 20 в.
192.Выдающиеся личности: влияют на культуру.
193. Современная наука: не обладает исчерпывающей типологией культур, не обладает их полной классификацией.
194.Выделите верное положение. Западному типу цивилизационного развития соответствует: техногенное общество.
195.Сегодня в мире: происходит процесс взаимодействия культур.
196.Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является: Гуманистическое понятие нравственности.
197.Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии: массовая культура.
198.Автор теории «локальных культур»: Шпенглер
199. Цивилизация- это: совокупность всех форм и видов выражения культурной (преобразовательной) деятельности…
200.Цивилизационный подход к анализу общества был предложен: Шпенглером.
201.Ложное утверждение. При анализе культуры можно выделить: социологический подход.
202. Культура: это общее достояние всех стран.
203.Несмотря на разноликость миров, культура все же: едина.
Дополнение
204.Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.
205.Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.
206.Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность:телеология.
207.Высшая человеческая способность, по А. Августину: вера в Бога.
208.Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: социальная.
209.Философия Ломоносова, составившая основу физической химии: корпускулярная
210. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.
211.Кузанский считал, что человеческое познание: беспредельно.
212.Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном
бессознательном», определяющем социальное поведение людей: Юнг.
213.Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.
214.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.
215.Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
216.Часть природы, вовлеченная в сферу общества, производственный процесс: географическая.
217.Процесс создания материальных благ: производство.
218.Основополагающий стимул развития производства: потребность.
219.Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»: анархия.
220.Почитание различных объектов действительности, которым приписывают сверхъестественные свойства: фетишизм.
221.Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.
222.Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
223.Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин «экология»: Геккель.
224.Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.
225.Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.
226.Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: Шопенгауэр.
227. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии: мокша.
228.Пифагор утверждал, что: мир есть гармония чисел.
229.Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.
230. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения:
Мономах.
231.Основная идея философии В. Соловьева: всеединство.
232.Основная проблема, рассматриваемая Федоровым: бессмертие.
74. Подходы к проблеме материи в философии:
· Материалистический подход: материя есть основа бытия.
· Объективно-идеалистический подход: материя есть порождение абсолютного духа.
· Субективно-идеалистический подход: материя есть продукт человеческого сознания.
· Позитивистский подход: понятие «материя» ложно.
233.Представители:
· Идеалистического монизма: Платон, Аристотель, Августин, Гегель.
· Материалистического монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.
· Пантеистического монизма: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза.
Проблема бытия в философии:
· В эпоху средних веков:бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.
· В эпоху Возрождения:бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.
· В философии Гегеля: подлинное бытие есть «абсолютная идея».
· Марксиситкой философии: бытие – это материя.
· Русской религиозной философии: бытие –духовно.
Учение о бытии:
· Парменид:бытие – это сущее.
· Гераклит:бытие пронизано борьбой противположностей.
· Демокрит: бытие есть атом.
234. Платон:бытие есть идея
235.По Тойнби, устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходством образа жизни, географическими, историческими рамками, называется: цивилизация.
236.Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это: деизм.
237.В античной философии преобладала стихийная: диалектика.
75. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
· В эпоху средних веков – материя производна от Духа.
· В эпоху Возрождения –материя – совокупность физических сил.
· В эпоху Нового времени –материя – это субстанция.
· Современное представление –материя-объективная реальность.
238. Определите соответствие между тем, кто из философов выдвигал вместо «разума» на
первый план феномены и феноменалии:
· Кьеркегор – «Жизнь», «Смерть», «Страх», «Вина».
· Фрейд – «Бессознательное».
· Шопенгауэр – «Воля к жизни».
· Ницше – «Воля к власти».
· Бергсон – «Жизненный порыв».
239. Определение «опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.
240.Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:
· Социальная –вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни.
· Механическая – перемещение тел в пространстве.
· Биологическая –существование и развитие живых организмов.
· Химическая –сложные взаимодействия молекул.
· Физическая –движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов.
241. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций…:
· Материалистический монизм –существует одна субстанция – материя.
· Идеалистический монизм –существует одна субстанция – идеальное начало.
· Пантеистический монизм –существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой
242.Философия в советский период:
· 1917-1930 – Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.
· 1930-1950 – период полной идеологизации философии.
· 1950-1980 – период возрождения самостоятельной философии.
243.Позиции в философии к проблеме сознания:
· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.
· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.
· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»
· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.
Уточнить вопросы:
1. По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и ….????
2. Метод, используемый Фихте в разработке своих основоположений…????
3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся объективными условиями успешного
осуществления определенного рода деятельности…задатки ????
4. Искусство сер. 20 в., являющееся средством осуществления политических целей - ????
- Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов –????
6.Единая серия изменений в социальной системе…????
7.Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования … .????
8.Мельчайшая частица социальной системы… индивид????
9.Жизнь человека и общества невозможна без…???? Деятельности
10.Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбужден е нервных центров головного мозга … Чувствительность.????
11.Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов: чувствительность.
12.Совокупность свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития… ????
13.Направление, утверждающее абсолютную обусловленность развития человека генами… .????
14.Процесс развития, связанный с усложнением системной организации …самоорганизация????
15.Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития… ????
16.Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования…????
17.Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений: ????
18.Основная ценность человека, по Новикову:.????
19.Фейербах известен, прежде всего, учением о
20.Метод, используемый Фихте в разработке своих основоположений…????
21.Основополагающая тенденция человеческой истории по Кондорсе… разум, нравственность????
22.Наука, оказавшая исключительное влияние на философию Просвещения… ????
- Философия, сформировавшаяся под влиянием немецкой классической и марксистской философии ….философия.???
- Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени…????
- Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии общества: материальный????
- Атрибут материи: движение.
- В современной социальной философии важным элементом принято считать:
- Представитель оптимистического направления в экзистенциализме: Уилсон? Камю?