Организационно-методичекие данные дисциплины
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РАНХ и ГС)
Факультет «Институт менеджмента и маркетинга»
УТВЕРЖДЕНО |
Директора факультета |
______________________ /А.С. Сенин/ |
«_____» _________________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Автор: преп. Шевчук Мария Александровна
Дополнение: доцент Мостицкая Н.Д.
Направление: 221400.62 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Профиль: «Управление качеством в производственно-технологических системах»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Форма обучения: очная
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора факультета ____________________/ О.Ю. Милёшина/ «____» _______________________ 2014 г. |
Москва 2014
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Эта дисциплина изучается в третьем семестре обучения.
Для изучения данной дисциплины специальной подготовки не требуется.
Учебная дисциплина «Философия» даёт понимание науки в целом и показывает связь с другими науками, такими как: «История», «Экономика», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Психология», «Организационное поведение», «Культурология», «Математика», «Физика», «Экология», «Математическая логика», «Концепция современного естествознания», «Менеджмент», «Маркетинг», «Механика» и др.
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов системного представления о мире и о месте человека в нём, а также ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения, детальный анализ базовых теоретических разделов философии на основе их рассмотрения в теоретико-методологическом и в историко-философском аспектах.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания; сформировать навыки историко-философского, компаративистского и логико-методологического анализа философской мысли; раскрыть возможности для самостоятельного изучения первоисточников, а также способствовать духовному и нравственному самосовершенствованию современной молодежи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- эволюцию человеческого бытия и сознания,
- философско-научную картину Мира;
- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности,
- ориентироваться в мировом историческом процессе,
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе,
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- общаться, обсуждать задачи в студенческих рабочих группах,
- логически верно воспринимать информацию, анализировать информацию,
- аргументированно и ясно строить устную и письменную речь,
- ставить перед собой цель и достигать её;
владеть:
- культурой мышления.
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на социальные проблемы.
- практикой научного анализа социально-значимых проблем и процессов;
- способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;
- навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных
Должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
(ОК-1) - способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
(ОК-2) - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Организационно-методичекие данные дисциплины
Вид учебной работы | Количество часов | |||||||||
Всего по учебному плану | Семестры | |||||||||
Аудиторные занятия (всего): | ||||||||||
В том числе: | ||||||||||
Лекции (Л) | ||||||||||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | ||||||||||
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) | - | |||||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | ||||||||||
Самостоятельная работа (всего): | ||||||||||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: | Часы: | |||||||||
Зач. ед.: | ||||||||||
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) | Доклад, эссе | |||||||||
Экзамен | 0,5 | Экзамен |
4.2. Тематический план дисциплины
Наименование тем дисциплины | Количество часов (в акад. часах и/или зач. ед.) | ||||
Лекции | Практические занятия | КСР | Самостоятельн. работа | Всего часов по теме | |
1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. | - | ||||
2. Культурно-исторические типы философии. | - | ||||
2.1 Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии. | - | ||||
2.2 От теоцентризма Средневековья к наукоцентризму философии Нового времени. | - | ||||
2.3 Философская классика XVII-XIX вв. | - | ||||
2.4 Отечественная философия XI-XX вв. | - | ||||
2.5 Философия в современном мире. | - | ||||
3. Учение о бытии. | - | ||||
4. Проблема человека в философии. | - | ||||
5. Сознание и познание. | - | ||||
6. Социальная философия. | - | ||||
7. Нормы, ценности и идеалы человечества. | - | ||||
8. Философия науки и техники. | - | ||||
9. Будущее человечества и глобальные проблемы. | |||||
Итого по курсу: |
Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.
Философия и мировоззрение. Знание о мире и человеке и мировоззрение. Типология мировоззрений; Мифологическое и религиозное мировоззрение. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии; Особенности философских проблем, их истоки. "Вечное" и "преходящее" в философской проблематике; Функции философии. Взаимодействие философии и других форм культуры. Методологическая и критическая функции философии; Структура философского знания. Философия как учение о мире, человеке и месте человека в мире. Основные типы отношения человека к миру и их философское осмысление. Целостность философского знания. Взаимосвязь его основных компонентов.
Тема 2 Культурно-исторические типы философии
Тема 2.1. Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.
Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к мировоззрению философскому, его социально-историческая обусловленность;
Развитие философии как философская проблема. Особенности преемственности и прогресса в развитии философии. Типология историко-философского процесса. Проблемно-тематическое единство философских учений; Космоцентризм античной философии, ее главные представители и историческое значение; Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке.
Вопросы к семинару:
1. Космоцентризм как основа античного мировоззрения.
2. Специфика мифологического мировоззрение античности.
3. Майевтический метод Сократа в творчестве Платона.
4. Логика философской мысли. Сократ и софисты.
5. Философия Древнего Китая.
6. Буддизм как философская концепция.
Тема 2.2. От теоцентризма Средневековья к наукоцентризму философии Нового времени.
Теоцентризм средневековой философии. Античная философия и христианская традиция. Тертуллиан. Философия Византии: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; Григорий Палама и учение исихазма. Рационализм и номинализм западноевропейского средневековья. Учение Бл. Августина. Проблема универсалий. Философия Фомы Аквинского; Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия (Н. Кузанский, Д. Бруно).
Вопросы к семинару:
1. Специфика религиозного мировоззрения.
2. Средневековая философия: Византия и Западная Европа: сходство и отличие.
3. Теоцентризм Средневековой философии. Номиналисты и реалисты.
4. Гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения.
Тема 2.3. Философская классика XVII-XIX вв.
Европейская философия ХVII-ХVIII вв: Наукоцентризм философии Нового времени. Научная революция ХVII в. Формирование механико-материалистической картины мира; Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.; Французские материалисты ХVIII о природе, обществе и человеке.
Философская классика конца ХVIII вв.: Философия И. Канта. Идея активности субъекта познания. Постулаты практического разума; Система и метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Философия истории; Антропологическая философия Л. Фейербаха; Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Социальная философия, Проблема отчуждения.
Вопросы к семинару:
1. Специфика научного мировоззрения. Этапы формирования научной мысли в эпоху Нового времени. Социально-политическая проблематика.
2. Эмпиризм и рационализм в творчестве мыслителей 17-19 веков.
3. Труды Канта и Гегеля как фундамент классической философии. Арпиоризм и агностицизм.
- Основные проблемы философии марксизма.
Тема 2.4. Отечественная философия XI-XX вв.
Отечественная философия XI-XX вв: Предыстория русской философии. Философия Григория Сковороды. Особенности русской философии. Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.
Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма. Ренессанс философской мысли рубежа XIХ-XX веков (П. Флоренский, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, С. Булгаков)
Вопросы к семинару:
1. Истоки и традиции русской философии.
2. Русский ренессанс философской мысли «серебряного века».
3. Религиозная философия рубежа XIХ-XX веков
Тема 2.5. Философия в современном мире.
Основные направления философии XX в., их истоки и отношение к классическому наследию; Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм); Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия; Философия на рубеже XX и XXI вв. Новые постановки классических проблем. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм.
Вопросы к семинару:
- Антропологическая традиция философии на рубеже XIХ-XX веков (З. Фрейда, К.-Г.Юнг, Э.Фромм).
- Неклассическая философия европейского общества конца ХIХ – начала ХХ вв.
- Проблема человеческого бытия в экзистенциальной философии.
- Философия науки и позитивизм. Основные школы позитивизма.
Тема 3. Учение о бытии.
Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна; Категория материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как ее всеобщее свойство; Идея развития в философии. Основные диалектические законы развития. Диалектика и метафизика; Детерминизм и индетерминизм, причинность и детерминизм. Типы и формы взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира; Понятие закона. Типы законов. Динамические и статистические закономерности. Категории необходимости и случайности, возможности и действительности, необходимости и свободы как отражение единой диалектико-противоречивой закономерной структуры мира; Мир как система взаимодействующих систем разных уровней организованности. Категориальные основания системного мышления.
Вопросы к семинару:
1. Философские категории: бытие, движение, пространство, время и т.д..
2. Принципы диалектики.
3. Идеализм и материализм: исторические формы.
4. Проблема единства мира в философии. Монизм и дуализм.
Тема 4. Проблема человека в философии.
Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе.
Индивид – индивидуальность – личность; Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах; Свобода и ответственность в человеческой жизни; Человек в информационно-техническом мире.
Вопросы к семинару:
1. Исторические формы антропоцентризма.
2. Проблема сущности и существования в человеческом бытии.
3. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
Тема 5. Сознание и познание.
Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное, бессознательное и сверхсознательное. Сознание и искусственный интеллект; Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания, проблема истины; Практика как основа познания и критерий истины; Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
Вопросы к семинару:
1. Проблема сознания в философии. Идеальное как атрибутивная характеристика сознания.
2. Теории познания: отражение, рефлексия.
3. Феномен самосознания.
4. Проблема истины в философии (исторические примеры).
Тема 6. Социальная философия.
Общество как межсубъектное взаимодействие, продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности; Общество и природа; Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь; Гражданское общество и государство; Проблемы развития общества. Субъективное и объективное в общественном развитии; Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Вопросы к семинару:
1. Общество как предмет философского анализа, как саморазвивающаяся система, как история.
2. Структура общественной жизни.
3. Духовная жизнь общества. Взаимосвязь форм общественного сознания.
4. Сферы жизнедеятельности общества: социально-политическая, экономическая.
5. Функции социальной философии в системе управления обществом.
Тема 7. Нормы, ценности и идеалы человечества
Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей; Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе; Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.
Вопросы к семинару:
Написание эссе по предложенной теме.
Тема 8 Философия науки и техники.
Понятие науки. Периодизация истории науки. Существенные черты и признаки науки. Научное и вненаучное знание. Основные периоды в развитии науки. Научные революции и смена типов рациональности;
Уровни, формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания; Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Этические проблемы науки и техники.
Вопросы к семинару:
- Философия и наука: проблема взаимосвязи.
- Научное познание: специфика, формы, методы, инструментарий. Общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования.
- Философия техники. Технический прогресс как пространство становления личности.
Тема 9 Будущее человечества и глобальные проблемы
Развитие и прогресс человечества; Глобальные проблемы современности; Будущее и средства его прогнозирования. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Хантингтон «цивилизационный разлом».
Вопросы к семинару:
1. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
2. Будущее человечества и реальный исторический процесс.
3. «Глобальная деревня»: перспективы развития современной цивилизации.
4. Философия общества и природы. Современные экологические проблемы и способы их решения.