Рационализм Нового времени
Рациолизм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания.
Основоположники – Декарт, Спиноза, Паскаль, Лейбниц.
Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое.
Дедукция переход от общего к частному.
Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения».
Дедукция это ключевой метод всех рационалистов.
Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки.
Четыре правила метода Декарта:
1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины.
2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны.
3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части.
4. Правило проверки.
Постулаты Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Единственным гарантом существования человека являются его мысли. Центром существования человека является сознание моего Я.
Декарт открывает субъект и помещает его в центр, который противопоставлен объекту.
«Я» по Декарту это активное начало, которое противопоставлено косвенному. Главным субъектом становится человек, а объектом - природа.
Субъект это всегда процедура противопоставления себя к окружающему миру, подтверждающая собственное существование, процесс само идентификации. Субъект сочетает два качества: разум и воля. Субъект это не тот, кто понимает, но и тот, кто делает.
По Декарту мир делится на две части или субъекта:
1. субстанция мыслящая (субъект)
2. субстанция протяженная (природа или материя)
Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга.
Учение Декарта - «Дуализм».
«Мысль это, то что не может быть изменено».
Б. Спиноза.
Большую часть своей жизни провел в Голландии.
Главная работа – «Этика написанная геометрическим способом».
Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя.
На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум.
Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Основное понятие Л. - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий.
Выделяет следующие принципы:
1. принцип индивидуальности. Монада не зависит не от кого.
2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна.
Философия французского просвещения 18 в.
1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое;
• атеистическо-материалистическое;
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• отвергали идею личного Бога;
• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.