Сущность, структура и функции сознания

Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки воз­никновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отра­жение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структу­ре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и каче­ственно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии ма­терии к более высоким.

В неживой природе отражение проявляется в механических, физи­ческих, химических процессах и имеет относительно пассивный, сле-дообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение че­ловека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры окружающей среды приводит к расшире­нию или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает от­ветные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые свя­зи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы, биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособи­тельно-опережающий характер. Здесь результаты отражения исполь­зуются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнеде­ятельность организма.

222 -О- Философия медицины О- Раздел III -0- Глава 11

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд лет, приспособительно-опережающее от­ражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Отражательная деятельность высших животных протекает в форме психических процессов (ощущений, восприятий, представлений). Однако психические процессы животных не тождественны психике человека. Животные не в состоянии осознать свое отношение к среде, целенаправленно изменить ее. Они не вычленяют содержание инфор­мации из ее носителя, из сигнала, не обладают абстрактным, поня­тийным мышлением. В отличии от разума человека, психика живот­ных представляет собой лишь «зачаток интеллекта, предметностное мышление», как в свое время говорил И.П. Павлов.

На социальном уровне отражение приобретает принципиально но­вый характер. В отличие от приспособительных реакций животных, человеческое отображение, - осознаваемое чувствование и мышле­ние, — становятся в полном смысле активным, конструктивно-твор­ческим. Активно отражая мир, человек выделяет себя из природы, осоз­нает себя как действующее лицо, ставит цели, планирует действия, конструирует вещи. Качественно изменяется на социальном уровне развития и форма отражения. Она становится специфически челове­ческой, идеальной формой. Более глубокое и осознанное содержание приобретает чувственное отражение. Возникает своеобразная над­стройка над ним — абстрактное мышление, обобщенно отражающее мир в понятиях. Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в не-живой природе переходит в свою проти­воположность — в идеальную форму на уровне социальной организа­ции материи. Развитие досоциальных форм отражения является пре­дысторией человеческого сознания. В этой предыстории важную роль играют общие и непосредственные его биологические предпосылки. К общим биологическим предпосылкам появления сознания относят­ся: возникновение живых организмов, дифференциация живой мате­рии, появление диффузных нервных клеток, а затем формирование и развитие центральной нервной системы (особенно головного мозга). Непосредственные биологические предпосылки связаны с эволю­цией древних антропоидов — общих предков человека и современных человекообразных обезьян. Ближайшей биологической предпосылкой возникновения сознания является, прежде всего, развитая нервная


Философия сознания и медицина

система, а также телесная организация человекоподобных существ и стадная форма их существования.

Непосредственные биологические предпосылки подготовили воз­можность появления сознания. Однако их недостаточно для превра-

| щения данной возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия,

| факторы общественной жизни: труд, зарождение членораздельной речи, речевое общение, образование общинных связей, жизнь в чело-

| веческом коллективе. Важнейшим фактором становления сознания выступает труд, трудовая деятельность формирующихся людей.

В возникновении и развитии трудовой деятельности выделяются три стации: 1. Орудийно-приспособительные действия высших обе­зьян (от дриопитеков до австралопитеков); 2. Трудовая деятельность формирующихся людей (питекантропов, синантропов и др.); 3. Труд

| людей современного физического типа.

На первой стадии осуществляется переход от единичного, случай­ного к систематическому использованию естественных предметов в качестве орудий добывания пищи, нападения или защиты. Под влия­нием орудийной деятельности развивалась предсознательная психика антропоидов, устанавливались простейшие связи между предметами. Зачаткам трудового процесса соответствовали формы наглядно-дей­ственного «ручного» мышления, включающего элементы анализа, син­теза, сравнения, обобщения, непосредственно вплетенные в предмет­ную деятельность.

Глубокие изменения в развитии психики наших предков происходи­ли на второй стадии, которая характеризуется переходом орудийно-при-способительных действий антропоидов в труд формирующихся людей с постепенным пробуждением сознания. Систематическая орудийная деятельность изменила анатомию человека. Труд завершил переход к прямохождению, усовершенствовал руку, привел к резкому обогащению человеческого мозга информацией и способствовал его быстрому раз­витию. Труд требовал общения, стимулировал развитие органов речи, закреплял и совершенствовал формы совместных действий. На этой стадии возникает качественно новая форма деятельности — использо­вание орудий, их обработка с помощью других орудий. Создание про­стых орудий труда из камня, дерева является фактором, определившим выделение человека из животного состояния. Процесс изготовления орудий постепенно совершенствует высшую нервную деятельность. Мышление приобретает элементы самостоятельности, сначала суще­ствует в форме наглядно-образного, а затем все более принимает от­влеченный характер, становится абстрактно -образным мышлением.

224 -О- Философия медицины -Ф- Раздел III •$• Глава 11

Философия сознания и медицина -Ф- 225



На третьей, высшей стадии своего развития труд приобретает соб­ственно человеческий характер. Его важнейшими особенностями ста­новятся: применение разнообразных по назначению сложных орудий; разделение труда, форм производственной деятельности; творческий характер, создание новых, не существующих в самой природе предметов.

Развитому трудовому процессу соответствует абстрактное, понятий­ное мышление, разум человека.

Труд породил сознание человека, а сознание рационализирует труд, делает его целенаправленным, творческим. В зарождении и развитии человеческого сознания важное значение имеет речевое общение, язык. Таким образом, «сначала труд, — писал Ф. Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра­тился в человеческий мозг» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 490).

Вначале, на стадии орудийной деятельности, в качестве средств сигнализации выступали конкретные предметы, затем жесты и звуки, символизирующие действия с оружием. Путь к возникновению язы­ка, видимо, начинается от сигнального значения звуков, издаваемых животными. В ходе эволюции начинает формироваться членораздель­ная речь. Учитывая те преимущества, которые дает речь, уместно пред­положить, что на этом этапе естественный отбор продолжал свою рабо­ту в пользу лучше говорящих. Так открылись возможности для развития потомков с совершенствующейся 2-й сигнальной системой. Постепен­но создавались условия, чтобы суждения, понятия могли существо­вать как во внутренней речи, так и во внешней. Затем членораздель­ные звуки переходили в слова, развивали артикуляционный аппарат.

Таким образом, речь обеспечила усложнение самого языка, разви­тие артикуляционного аппарата, создала вторую сигнальную систему, обеспечила переход от оперирования предметами к оперированию понятиями. И.П. Павлов писал, что «слово составило вторую сигналь­ную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поэтому-то человеческая деятельность регламентируется в первую очередь общественными, а не биологическими законами. Но этого еще недостаточно для появления такого сознания человека, каким оно яв­ляется в настоящее время. Для этого необходимо еще одно условие — сообщество человеческих предков, жизнь в коллективе, которая вле­чет за собой формирование элементарных нравственных норм (взаи­моподдержка, взаимозащита, сопереживание, альтруистические жер­твы). И это одна из важнейших причин, сохранивших человека в условиях жесткого естественного отбора. Общинная жизнь позволила выработать индивидам представления о себе, об окружающих его

себе подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется са­мопознание.

Итак, анализ биологических и социальных предпосылок сознания приводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и биологического решающее влияние на формирование человеческого сознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили вы­деление человека из природы, его предметную и умственную деятель­ность, создали условия развития сознания.

К критериям наличия сознания следует отнести следующие при­знаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направ­ленной передаче информации от одного лица другому в виде абстрак­тных символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складыва­ется из осознания своей способности воспринимать и понимать окру­жающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъек­тивный критерий сознания.

Известно значительное количество попыток дать определение со­знанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, боль­шинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно сум­мировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объек­ты, а как активные процессы.

Основные функции сознания — это оценка, хранение и последую­щая мобилизация как внутренних, так и внешних воздействий при помощи мышления, запоминания, чувств, желаний и других процес­сов. Для того, чтобы можно было рассматривать эти явления более конкретно, следует выяснить: 1. Существует ли хоть одна функция со­знания, не связанная с внутренними или внешними возбуждениями?

2. Может ли сознание проявляться в чем-то ином, кроме поведения?

3. Может ли сознание существовать без функционирующего мозга?

И если на все три вопроса дается отрицательный ответ, то мы впра­ве заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, по­ведением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбужде­ния мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяже­нии всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной ин­формации, его можно определить как переработку в мозгу поступаю­щей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и послед­ствий этой информации.

8-2120



Философия медицины ^ Раздел III •» Глава 11

Философия сознания и медицина




Сущность сознания с позиций диалектико-материалистического под­хода выражается посредством анализа происхождения сознания, что по­зволяет выявить аспект вторичности сознания по отношению к материи. На основании чего можно сделать вывод, что сознание есть продукт ис­торического развития материи? Оно возникает лишь на определенном этапе развития материи, с появлением ее наиболее сложноорганизован-ных форм. Рассмотрение конкретных форм сложноорганизованной ма­терии, непосредственных носителей сознания, выявляет вторичность сознания по отношению к своему органу — мозгу. Таким образом, со­знание есть функция мозга, свойственная общественно развитому челове­ку. Сознание есть особая высшая форма отражения действительности. Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание - это специфи­чески человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроиз­водит объективное содержание в субъективной форме. Сознание — это творческое, активно преобразующее отражение действительности.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, выс­шая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоя­щая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении дей­ствительности.

В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмо­ции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание - это отражение объективных характери­стик действительности в сознании человека. Знания могут быть обы­денными, житейскими и научными.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Совре­менное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему ин­формационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информа­ционного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация фи­зических процессов при избытке информации, — все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится по­нятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволю-ционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядо­ченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредствен­ного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% - безразлич­ны, 4% неопределены (Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1973. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают созна­ние индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями — с изучением центров приятного и неприят­ного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Ока­залось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначе­ние которой - оценивать действительность в форме непосредствен­ного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, под­готавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздраже­нии вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувствен­но-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека при­мерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или не­приятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практико­валось с целью лечения и диагностики: раздражая током определен­ные участки, уточняли местоположение болезнейного очага для пос­ледующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импуль­сов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание».

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании созна­ния играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей дея­тельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля

228 -0- Философия медицины -Ф- Раздел III •$• Глава 11

необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение до­биться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду на­личие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд ви­дел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бес­сознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осоз­наем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изме­няющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обшир­ное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессозна­тельное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также вос­поминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важ­ных для человека функций.

Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного уни­верситета В. Сагатовский предложил выделить три функции: 1. Функ­ция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонима-ние, творчество). 2. Функция отражения (мира, накопления знаний). 3. Функция любознательности — самоценность жизни как высшая по­требность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно перепле­таются. В своей совокупности они создают необходимые предпосыл­ки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адек­ватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания).


Философия сознания и медицина

2. Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая функция - оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека.

4. Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования.

5. Функция целеполагания - человек ставит цель. 6. Функция комму­
никативно-регулятивная — управление.

Количество функций сознания зависит от критериев их выделе­ния - необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в моногра­фии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» — физикалистский, бихевиоральный (от англ. ЬепаV^ои^ — поведение) и синергатический (функционалистский).

Физикалистский подход заключается в стремлении провести прин­цип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следу­ет программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философ­ских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материали­стов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упро­щенном виде.

Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и моз­говые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство пси­хического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно реф­лексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на сво­еобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.

Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятель­ности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Много интересного в проблему сознания вносит психофармаколо­гия. Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии на­строений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с непониманием социальной природы сознания. Влиять на психику че­ловека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментоз­ных средств в известных пределах можно. Но любое подобное воздей-

230 -О- Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 11

ствие не отменяет общественной сущности человека. Возможности направленного воздействия фармакологическими средствами на фиц» зиологию высшей нервной деятельности в интересах здоровья чело* века будут возрастать, но необходимо учитывать, что «таблетками* нельзя заменить или изменить духовный мир человека.

Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени] бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учи-.! тывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гор-' тани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит' вслух, 45% - слушает, 16% - читает, 9% пишет.

Сознание человека играет громадную роль в его жизнедеятельное* ти. При некоторых условиях слово может стать как целебным факто-ром, так и пусковым компонентом причины болезни. Наиболее пока­зателен в этом отношении анализ развития неврозов - болезненных состояний, обусловленных психической травматизацией. Многочис­ленными исследованиями установлено, что причинами неврозов, как правило, являются индивидуально значимые для данного человека психические факторы. Знание этих факторов позволяет разработать систему как патогенетического лечения, так и эффективную систему психотерапии. Неврозы, как правило, сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь, многие соматичес­кие болезни осложняются невротическими состояниями, обозначен­ными как «вторая болезнь». Последняя подчас становится главной, а после излечения соматического заболевания — и единственной болез­нью. Психосоматическая проблема приобретает особую актуальность в современных условиях.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем ин­формации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность дан­ных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной систе­ме, что может выражаться нарушениями психического состояния, за­болеваниями внутренних органов, сочетанием психической и сомати­ческой патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и

Философия сознания и медицина ^ 231

составляет содержание психосоматического подхода к современной медицине. Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходи­мость применения системного подхода для понимания патологии че­ловека. Однако практика медико-биологической, научно-исследова­тельской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний - биологический подход, поскольку даже в тех случа­ях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение вра­чом психосоматических отношений возможно только при мульти-дисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием фи­зиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии и единой оценки результатов психо­логического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который помог бы им найти взаи­мопонимание. Психосоматическая проблема сохраняет актуальность среди философов, физиологов, патологов, врачей всех специальностей. Современная наука о человеке исходит из определения предмета свое­го исследования как биопсихосоциальной сущности его. Признание правильности такого определения означает необходимость психологи­ческого, а значит, личностного подхода к пониманию любых проблем жизни человека, в том числе и к медицинской проблематике.

Освоение психосоматического подхода требует от врача специаль­ной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, зна­ния закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в об­ласти психосоматических исследований - являются знания истории развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосома­тического подхода к решению вопросов происхождения и течения со­матических заболеваний дает возможность значительно полнее по сравнению с традиционным подходом представить природу сомати­ческой патологии человека и причины разнообразия их клинических вариантов. Личность является продуктом развития истории человека, обусловливает характер, интенсивность и длительность психологичес­кого реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой посто­янный вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем, кон-

232 -О- Философия медицины -О- Раздел III •$• Глава 11

ституции, наследственности, возраста, пола, характера перенесенной соматической патологии и других делает реальным становление той или иной специфической болезненной структуры. С позиций личнос­тного подхода следует изучать и причины особенностей клиники со­матических болезней.

Различные варианты патологических личностных реакций на за­болевание резко деформируют его течение, затрудняют и тормозят ре­ализацию реабилитационных мероприятий. Таким образом, предме­том медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Меди­цинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических соотношений. Теоретической ос­новой подхода к изучению психосоматических соотношений являет­ся философское решение психофизиологической проблемы, то есть понимание личности и организма как взаимосвязанных элементов еди­ной системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психо­соматических взаимосвязей опирается на знание основных закономер­ностей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональ­ном стрессе, нейродистрофическом процессе.

Ранняя диагностика и адекватное лечение психофизиологических расстройств в структуре аффективных нарушений, своевременное рас­познавание и купирование эмоциональных болезней, сущность кото­рых составляет реакция организма на неблагоприятные для него вли­яния окружающей среды, становится приоритетной. Широкое внедрение психотерапии в соматическую медицину не случайно рас­сматривается как одна из важнейших задач здравоохранения.

Проблема своевременного распознавания и рациональной терапии больных с висцеровегетативными расстройствами в структуре аффек­тивных нарушений может быть решена лишь при условии совместных усилий психиатров и терапевтов. Сближение наук, слияние научного знания о психике и соматической основе человека открывает большие научные и практические перспективы здравоохранения в сохранении психического и соматического здоровья человека.

Сохраняет актуальность проблема, имеющая не конкретно-науч­ный, а методологический характер, получившая в естествознании на­звание психофизической, а с конца XIX века - психофизиологичес-

Философия сознания и медицина -О- 233

кой проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что психофизиологическая проблематика имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, — таких, как пред­мет психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других. И, конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному как биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить из­мененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в ней­рофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновре­менно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нема­териальных признаков и процессов целеполагания, творческой актив­ности, осознаваемой информации.

Вместе с тем, современное понимание материально-психического и идеально-психического не сводится к их вульгарному отождествле­нию. Например, необходимо всегда учитывать при диагностике пора­жений человеческого мозга недостаточную изученность его глубин­ных структур и функций, более творчески осмысливать достижения современной нейрофизиологии, вскрывающей механизмы функцио­нирования сознания человека. Одна из главных функций нервной си­стемы состоит в восприятии, хранении, использовании и воспроизве­дении полученной информации в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности человеческого организма. Таким образом, созна­ние есть продукт исторического развития материи, а решающими фак­торами возникновения сознания являются социальные. Сознание обладает сложной структурой и функциями, лишь гармоничное их раз­витие формирует цельную, всесторонне развитую личность.

Литература

Антология русской философии. Т. 1. СПб., 2000.

Боровков М.И., Прокудин Ю.А., Иошкин В.К. Основы философии. СПб., 2003.

Дельгадо X. Мозг и сознание (Пер. с англ.). М., 1971.

Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествозна­ние. М., 1990.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3.

Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. М., 1985.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

234 •» Философия медицины •» Раздел III -0- Глава 11 Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика философского анализа сознания?

2. Как понималось сознание в эпоху Возрождения и Нового времени?

3. В чем заключается сущность сознания с точки зрения материализма и
идеализма?

4. Какие факторы являются ведущими в процессе возникновения созна­
ния?

5. По каким основаниям выделяются элементы сознания?

6. Каковы основные структурные элементы сознания?

7. Каковы основные функции сознания?

8. В чем заключается психосоматическая проблема в медицине?

Наши рекомендации